Бурлаки на Чауне
12.08.2022

Анастасия ВИДИНЕЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Неблизкий путь от Колымы до Певека экспедиция питерских путешественников «МАКОЧУАН» преодолела достаточно быстро – всего за 12 дней. В ночь с прошлого понедельника на вторник надувная лодка «Кашалот» подошла к самому северному городу России. Но часть маршрута для петербуржцев лёгкой никак не назовёшь. В проливе Малый Чаун, отделяющем остров Айон от континентальной части Чукотки, им пришлось тащить лодку практически на себе – как на знаменитой картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Справка «КС»
Команда Plan X Adventure Team образовалась в 2013 году. В активе путешественников – пересечение на велосипедах по льду Байкала с севера на юг в 2015 году. Два года спустя они отправились в экспедицию «Полстраны под парусом» по маршруту от Красноярска до Архангельска. Также участники команды на вёслах ходили по Северной Двине в 2018 году, а в 2021-м – преодолели сложный водный маршрут от Воркуты до Ухты.
Из реки в море
В путешествие от Усть-Среднеканской ГЭС на реке Колыме до устья реки Анадырь экспедиция «МАКОЧУАН» планировала отправиться ещё в конце июня, но из-за задержки грузов транспортной компанией стартовать пришлось позже, во второй половине июля. Экипаж 11-метровой надувной лодки «Кашалот», изготовленной по спецзаказу в Санкт-Петербурге, был подготовлен к подобным переходам, но всё равно путь оказался непростым даже для бывалых путешественников.
– Переход до Певека занял всего 12 дней – это очень быстро. На Колыме мы не столкнулись с какими-то существенными сложностями, в верховьях от Усть-Среднекана до Сеймчана было множество мелководных участков, которые мы спокойно преодолели. В этом помог опыт прошлого года, когда мы в Республике Коми по таким же мелководным рекам проходили от Воркуты до Ухты. Практически всю дорогу по Колыме дули встречные северные ветры скоростью до 15 м/с, которые осложняли движение. Но это привело лишь к одной задержке буквально на шесть часов. Когда мы пришли в Черский (этот посёлок находится примерно в 120 км от устья Колымы. – Прим. ред.), нас предупреждали о сложной ледовой обстановке в море. Но мы вышли и дошли без остановок от Черского до метеостанции Амбарчик на берегу Северного Ледовитого океана, где порядка шести часов потратили на то, чтобы переждать сильный ветер. Где-то в районе мыса Большой Баранов нам начали встречаться льды, и вот тут началось самое интересное, – рассказал руководитель команды Plan X Adventure Team Сергей Северин.
По его словам, сначала это были отдельные дрейфующие льдины. Впрочем, они уже до известной степени удивили путешественников, поскольку в 2017 году они прошли от Красноярска до Архангельска через четыре арктических моря около 4 тыс. км, встретив всего одну льдину.
– Но здесь лёд стал попадаться всё чаще и чаще, – продолжил Сергей Северин. – На горизонте мы видели сплошные ледовые поля. Но практически до следующей метеостанции на реке Раучуа мы не сталкивались с проблемами, связанными с ледовой обстановкой. Лёд был разреженный, мы совершенно спокойно маневрировали. А вот после Раучуа начались действительно сложные льды. Береговая линия в этом месте мелководная, для этого места характерны так называемые кошки – подъёмы песчаных отмелей. Двигаться рядом с ними сложно, даже наша минимальная осадка не позволяла идти на такой глубине. К мелям прибивало льды, и мы были вынуждены двигаться в очень узкой полосе между сплошным ледовым полем и мелководными кошками. В некоторых местах это доставляло сложности, потому что дули ветры и льдины перемещались. Полыньи и проходы то открывались, то снова закрывались. Несколько раз мы поднимали для ледовой разведки беспилотник, что позволяло находить дорогу во льдах. Двигаясь таким образом, за восемь часов мы пробились от Раучуа до входа в Малый Чаунский пролив (он отделяет остров Айон от континентальной части Чукотки).


Трудна работа – тащить «кашалота»
И здесь путешественников поджидали трудности. Пролив оказался настолько мелким – средняя глубина была 20 см, а местами и всего 10 см, что пришлось принять неординарное решение. Экипаж, подобно бурлакам с картины Репина, запрягся в стропы и стал буксировать лодку почти с 2 тоннами груза. Вот только тянуть плавсредство пришлось не по Волге, а по Малому Чауну.
– Где-то половину всего пролива мы прошли буквально ногами. Альтернативой было расчехлить одну из наших аэроустановок с воздушными винтами, поставить вместо имеющегося лодочного мотора и продвигаться на ней. Но опять же от этого варианта отказались из-за сильного встречного ветра, который дул по всему проливу, как по аэротрубе. Двигались пешком с дополнительно поднятым мотором, пока глубина не начала увеличиваться. И как только мы вышли из пролива, встречный ветер закончился, и наступили благоприятные метеоусловия, – отметил собеседник. – К сожалению, у нас не было актуальной ледовой обстановки на Чаунскую губу, и мы не рискнули совершить прыжок от острова Айон до Певека. Поэтому решили, исходя из запасов топлива, пройти всю губу вдоль берега. Двинулись на юг и, держась в пределах 12-мильной зоны, с попутным южным ветром зашли в Певек.
В целом первая часть экспедиции «МАКОЧУАН» прошла успешно, техника не подвела. За несколько дней в Певеке путешественники разобрали «Кашалота» для отправки обратно в Санкт-Петербург, а путь продолжат на двух аэролодках, которые всю дорогу везли с собой.
– На втором этапе пойдём вчетвером – один участник покинет экспедицию в Певеке. Дальнейший маршрут будет пролегать сквозь всю Чукотку до Анадыря. Мы поднимемся по малым рекам до озера Эльгыгытгын, а затем будем понемножечку сплавляться вниз. Этот этап протяжённостью 700 км пройдёт в условиях полной автономии без возможности пополнить запасы топлива и провизии, – добавил Сергей Северин.
Кстати
«МАКОЧУАН» – на первый взгляд довольно странное название для экспедиции. На самом деле всё просто: это слово-акроним – производное от маршрута экспедиции Магадан – Колыма – Чукотка – Анадырь.