Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

На попутках до Чукотки

07.03.2024

Путь от Белгорода до самого северного города страны занял 72 дня. «Для осуществления невозможного требовалось лишь больше времени – я это ясно усвоил на своём пути», – говорит Марк Кузьминов.

Дарья КИРОВА ФОТО: ИЗ АРХИВА МАРКА КУЗЬМИНОВА
gazeta@ks.chukotka.ru

«Чукотка меня всегда манила: её отдалённость от остальной России, недоступность её…» – так начал свой рассказ 27-летний Марк Кузьминов из Белгорода. В самый северный город России – Певек он добрался довольно оригинальным для наших мест способом – автостопом. По маршруту своей экспедиции парень передвигался на попутках и даже поучаствовал в экстремальном марафоне «Полюс холода – Оймякон –2024».

Каждый в Певеке знает слово «Зырянка». Именно отсюда на Чаунскую ТЭЦ в навигацию завозят уголь.

Подвёз отец

За день до нашей с Марком встречи в певекских группах мессенджеров появились сообщения о молодом парне, который ночует в одном из подъездов города. Чуть позже выяснилось, что это и есть белгородский путешественник, у которого по прибытии в самый северный город страны денег оставалось только на еду и обратный билет до Москвы.

– Перед моим приездом в Певек были договорённости о том, где я буду ночевать, но в последний момент всё сорвалось. Неприятно, но я не держу ни на кого зла, потому что уже на следующий день нашлись те, кто с радостью мне помог, – рассказывает Кузьминов.

Встреча с Марком произошла в редакции газеты «Полярная звезда». Мы решили узнать, как он решился на маршрут длиной в 14 тысяч километров, которые преодолел за 72 дня, и что на этом пути происходило.

Свой «вояж» Марк Кузьминов начал 10 декабря из Белгорода. Первым попутчиком стал… его отец, который подвёз парня до трассы, где он поймал машину. Передвигался Кузьминов только автостопом и лишь изредка на автобусе. Нехитрый скарб – куртку, немного одежды и спальный мешок – нёс на себе.

– Из Белгорода я отправился на восток. Самара, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Курган, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ… Особо нигде не останавливался. Меня больше интересовала Якутия, поэтому старался добраться туда побыстрее, – продолжил наш собеседник.

Это не первое путешествие Марка: в прошлом году он автостопом добрался до Владивостока. На этот раз решил существенно усложнить задачу – доехать до самой Чукотки. Причём, по его словам, было важно сделать этой зимой, то есть в наиболее экстремальных условиях.

На повороте с трассы «Колыма» на зимник «Арктика» попутки пришлось ждать два часа. Спасли валенки, подаренные северянами.
Путешественник утверждает, что на Западной Чукотке зимники намного лучше, чем в Якутии. У соседей в некоторых местах скорость движения не превышает 2-3 км в час. Мешает кочка.

Бегом в минус 57

После марафонского забега на полюсе холода в Оймяконе белгородец получил небольшие обморожения.

Большие морозы не заставили себя ждать. Они встретили парня на полюсе холода – Оймяконе, где он принял участие в пятом зимнем экстремальном марафоне «Полюс холода – Оймякон – 2024»!

– Когда услышал о забеге, сразу решил, что надо попробовать, – говорит Марк. – Подготовки у меня никакой не было, как не было и свободных мест для участия: записываться на забег нужно сильно заранее. Но мне повезло, я обратился за содействием в администрацию Оймяконского улуса, где помогли, связали с организаторами забега, после чего включили в число участников.

Дистанция марафона составила 42,2 километра, но бегуны могли выбрать и опцию полумарафона – 21,1 километра. Белгородец решил преодолеть всю дистанцию. На старт в 57-градусный мороз вышли 38 бегунов. Марк пробежал марафон за 5 часов 45 минут.

После подобного экстремального опыта он приболел и к тому же получил небольшое обморожение лица.

Следующим пунктом следования после Якутии должна была стать Чукотка, но попутного транспорта не нашлось.

Путешественник решил сначала отправиться на Магадан, тем более ему посчастливилось встретить дальнобойщика, который согласился довезти его прямо до города.

Нужно сказать, что весь свой путь Марк активно освещал в своём телеграм-канале, подписчики которого живо отзывались на его просьбы. Вот и в Магадане, благодаря таким добрым людям, он быстро нашёл жильё.

На Колыме его ждала вынужденная задержка – не было попутных машин. В итоге путь удалось продолжить только через две недели. Белгородец приехал в якутский Артык, где его подобрала «вахтовка» и отвезла к бывшему посёлку Бурустах, откуда начинается федеральный зимник «Арктика», связывающий Якутск и Магадан с северо-восточными районами Якутии и Чукоткой.

После двух часов ожидания на повороте перед Марком остановился внедорожник. Оказалось, что в нём – другие путешественники, которые ехали на Чукотку из Москвы.

– Разговорились, в итоге они согласились подвезти меня, но только до села Сасыр: в машине просто не было свободного места – всё было завалено припасами и вещами, – говорит Марк.

В Сасыре, до которого от поворота на зимник 187 км, автостопщику разрешили переночевать в местном Доме культуры. Потом на попутках были Зырянка, Среднеколымск, Андрюшкино, Черский и, наконец, Чукотка.

Характерный случай, говорящий о северной взаимовыручке, произошёл с белгородцем в якутском селе Андрюшкино. При очередной попытке поймать машину перед путешественником остановился автомобиль, водитель которого, открывая дверь, спросил: «Ты Марк?». Оказалось, что москвичи, ранее подвозившие парня, распространили информацию о нём в мессенджерах. Они просили всех, кто встретит автостопщика, помочь ему в достижении цели.

Выяснилось, что ребята гнали автомобиль на Чукотку. Опознав Марка на трассе, сразу же решили помочь. С ними белгородец доехал до Билибино, а потом по достаточно оживлённому зимнику – и до Певека.

«Наконец, к 21.00 по местному времени, и в 12.00 по Москве, 19 февраля я достиг своей конечной (или, возможно, не конечной) точки маршрута – города Певека, самого северного города в России. Общий пройденный километраж составил около 14 000 км, пролегая от запада до востока по всей России… Для осуществления невозможного требовалось лишь больше времени – я это ясно усвоил на своём пути», – такие слова написал Марк в телеграм-канале.

В экспозиции Чаунского краеведческого музея, действительно, есть что посмотреть. Как говорит его директор Валерия Швец-Шуст, «музей может быть скучным, как плохой урок, а может увлекательным, как детектив».

Особенно запомнился музей

Певек встретил Марка не лютым морозом, а знаменитым «южаком». «Ветер, сносящий с ног, и ледяная крошка, обжигающая лицо», – так изложил свои впечатления белгородец.

Тем не менее, по словам Марка, в Певеке ему понравилось всё. Но особенно запомнился Чаунский краеведческий музей, который он назвал одним из лучших, где ему довелось побывать.

– Приятно достичь цели, но есть некое чувство опустошённости. Хотелось бы увидеть и другие районы Чукотки: Эгвекинот, Лаврентия, Уэлен, но нужно возвращаться домой. Возможно, получится вернуться к вам потом, – подытожил белгородец.

24 февраля Марк Кузьминов бортом S7 вылетел на Новосибирск и далее на Москву.

Кстати

Мы не могли не спросить у Марка, сколько он потратил за время путешествия. Выяснилось, что в начале у него было всего 45(!) тысяч рублей. Деньги кончились в Оймяконе. Тогда Марк обратился за помощью к своим подписчикам в Телеграме и за одну ночь насобирал ещё 45 тысяч, которые потратил на еду и авиабилет из Певека. И ещё ребята, которые везли парня на «вахтовке» из Артыка до поворота на зимник «Арктика», тоже дали ему в дорогу денег и… валенки. «Люди на Севере очень открыты и гостеприимны. Я очень благодарен всем, кто помогал мне на всём протяжении пути», – добавил путешественник.

ДАВАЙ, ПОЕХАЛИ! Автостопом называют БЕСПЛАТНОЕ передвижение на попутном транспорте с согласия водителя. Изначально в качестве средства передвижения подразумевался только автомобиль, однако сейчас это можно делать и на других видах транспортных средств. Хотя водитель везёт пассажира бесплатно, он получает определённую выгоду – общение, избавляющее от однообразия дороги и не дающее заснуть за рулём. История автостопа начинается вместе с появлением автомобилей на заре XX века. В 1950-е –1960-е годы большую роль в его развитие внесли субкультуры битников и хиппи, которые, зачастую не имея денег, ловили попутки. В СССР автостоп не просто был разрешён, но даже поощрялся. Об этом говорит то, что Союз автостопщиков был основан в 1960 году. На постсоветском пространстве существует несколько организаций, объединяющих любителей этого способа передвижения. Однако большинство автостопщиков путешествуют «дикарём».