На четверть века вперёд
02.02.2024

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru
Во всех школах Чукотки – от окружной столицы до отдалённых сёл с 15 января по 4 февраля проходит «Урок цифры» «Кибербезопасность будущего», адресованный ученикам всех классов, ведь именно дети и подростки являются наиболее активными пользователями интернета. Открытый урок о том, как защитить от мошенников систему «Умный дом», состоялся в минувшую пятницу и в Чукотском окружном профильном лицее, где ребята из 11 класса гуманитарного профиля «отправились» в 2050 год, чтобы найти ответ на этот вопрос.

Поскольку «Урок цифры» является всероссийским и проводится на одну тему сразу по всей стране, чукотским школьникам, как и их сверстникам в других регионах, в эти дни рассказывают на занятиях о кибербезопасности в условиях умного дома и умного города. Тема не случайна, поскольку системы автоматизации домашних процессов, например включения и выключения света, автоматической коррекции работы отопительной системы или кондиционера, постепенно находят повсеместное распространение. Более того, в 2024 году в России планируют внедрить национальные стандарты для умного дома. А если говорить о самых известных предметах и устройствах, которые могут быть его частью и с которыми уже знакомы школьники Чукотки, то это умные колонки, роботы-пылесосы, смарт-часы, датчики света и безопасности и другие.
В Чукотском окружном профильном лицее, начиная урок «Кибербезопасность будущего», учитель информатики и математики Татьяна Никонорова рассказала ребятам, что приставка «кибер» в теме занятия является производной от слова «кибернетика». Это – наука об общих закономерностях получения, хранения и передачи информации в сложных управляющих системах. В свою очередь пришедший на урок сотрудник уголовного розыска Управления МВД России по Чукотскому АО Тимур Неведомый напомнил одиннадцатиклассникам о важности защиты и сохранения информации и необходимости быть более бдительными в Сети.
Во время занятия ребята также посмотрели мультфильм, действие которого происходит в 2050 году. Его главному герою новый сосед подарил пылесос, да не простой, а с «уязвимостью», из-за чего в доме начался настоящий хаос, ведь вся техника оказалась заражена неким вирусом. Более того, в это же время в городе будущего, где разворачивается история, злоумышленники совершили кибератаку на всё, что делает проживание в нём таким удобным.
Как отметила Татьяна Никонорова, любые устройства в будущем и настоящем требуют аккуратного, грамотного использования и правильной защиты. Уже сейчас разные специалисты работают над изучением потенциальных угроз и способов противостояния им. Один из них – Владимир, эксперт по кибербезопасности Лаборатории Касперского, подготовивший видеоролик с выступлением перед учениками.
– Пылесос-разрушитель из мультфильма сегодня кажется не страшным, а, скорее, смешным. Но представьте себе, например, подключённое к интернету медицинское оборудование, внезапно вышедшее из строя под влиянием извне, – обратился сотрудник Лаборатории Касперского к ребятам. – Злоумышленники могут использовать заражённую технику как инструмент для проведения кибератаки, использовать мощности устройства для майнинга и требовать выкуп за возвращение доступа к нему. При этом некоторые из них атакуют любые подключённые устройства, а другие – только технику определённого типа, способную выполнять интересующие их задачи.
Во время урока лицеисты узнали, что орудием шпионажа могут стать также устройства, которые записывают аудио и видео. Наиболее распространёнными для нанесения им вреда являются троянские программы-вирусы, перехватывающие контроль над устройством. Для атак могут использоваться уязвимости – некие ошибки в программном обеспечении, помогающие злоумышленникам получить доступ к компьютеру или другой технике, подключённой к интернету. Вот почему крайне важно регулярно обновлять установленное программное обеспечение и операционные системы.
Как рассказал сотрудник Лаборатории Касперского, в крупных компаниях сейчас трудятся специалисты по кибербезопасности и тестировщики, моделирующие действия хакера, пытающиеся найти все возможные способы взлома компьютерных систем. Спрос на таких специалистов будет только расти, как и потребность в идеях и разработках, подчеркнул выступающий.
Во время урока каждый из участников смог выступить в роли одного из таких специалистов, поработав на тренажёре. Как отметил одиннадцатиклассник Юрий Барсуков, тренажёр от Лаборатории Касперского помогает развить свои знания в сфере кибербезопасности.
– Одним из заданий было расшифровать данные из сети транспортного управления города будущего. В ходе работы с помощью помощника – медведя Мидори мне удалось ответить на вопросы и пройти тест, – отметил лицеист.
Все участники занятия получили соответствующие сертификаты. Следующий «Урок цифры» состоится с 11 по 31 марта, когда школьникам расскажут о технологиях тестирования.
Справка «КС»
«Урок цифры» – всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики. На этих занятиях ученики имеют возможность получить знания от ведущих технологических компаний: «Яндекса», «Лаборатории Касперского», фирмы «1С», Госкорпорации «Росатом», VK и Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее», а также OzonTech.