Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Два педагога

04.10.2024

Игорь Яковлевич Роменский и Иван Лаврентьевич Баулин относились к плеяде настоящих русских учителей, интеллигентов в самом лучшем и высоком смысле этого слова. ФОТО: ИЗ АРХИВА ОЛЬГИ КЛОКОВОЙ

Андрей НОСКОВ, выпускник анадырской средней школы 1975 года
gazeta@ks.chukotka.ru

Смотрю на это фото – и сердце моё наполняется теплотой и любовью к людям, запечатлённым на нём. Это мои учителя, педагоги Анадырской средней школы № 1 им. Горького, чьё имя носила наша школа до 90-х годов минувшего века. Слева – учитель истории, директор школы Игорь Яковлевич Роменский, справа – учитель физики Иван Лаврентьевич Баулин, которые внесли огромный вклад в дело просвещения в нашем северном крае.

Чукотский Левитан

Игорь Яковлевич – фронтовик, прошёл огненными дорогами Великой Отечест-венной войны, освобождал Польшу, отмечен боевыми наградами. Там же, на фронте, познакомился со своей будущей женой, начал писать стихи, многие из которых посвятил ей.

О том, что Игорь Яковлевич был поэтом, я узнал много позже, и это стало для меня настоящим открытием. Никак не мог представить, что в этом всегда серьёзном, даже, как мне казалось, суровом человеке, который к тому же был директором школы и которого мы, ученики, всегда небезосновательно побаивались, таится такая тонкая, нежная, лирическая душа. Потому что так писать о любимой женщине мог только человек с такой душой.

Игорь Яковлевич был блестящий историк! Быть может, именно он и привил мне любовь к истории как к предмету, науке и как к части общей суммы знаний о мире, о человеческой цивилизации. Именно его уроки, слушать которые было необычайно интересно, помогли мне впоследствии в работе над книгами по истории нашего края.

Но помимо этого Игорь Яковлевич был ещё и политическим обозревателем. Хорошо помню его беседы о текущей мировой политике на анадырском телевидении, когда своим хорошо поставленным голосом он популярно, доходчиво, интересно объяснял телезрителям нюансы положения дел на международной арене. Мы называли его нашим чукотским Левитаном. Игорь Яковлевич, обладая таким же неповторимым тембром голоса, как у этого легендарного советского диктора – личного врага Гитлера, одинаково доходчиво и со знанием предмета объяснял уроки и рассказывал о политике.

Уже после окончания школы мы встречались с ним в домашней непринуждённой обстановке, и передо мной открылся совсем другой человек, которого я прежде знал как строгого директора и требовательного учителя. А тут мы беседовали с ним практически на равных, как старые знакомые, и совсем не чувствовалась ни разница лет, ни статусность этого человека, оказавшегося очень простым, открытым, душевным.

Не знал я тогда, что стану журналистом и литератором, что придёт время – и буду собирать материалы о ветеранах Великой Отечественной, – не упустил бы тогда возможности записать воспоминания Игоря Яковлевича о его боевом пути. Да и не только об этом можно было написать, но и о его педагогической деятельности, поведать о его учительской биографии, о секретах мастерства, которые наверняка ведь были!

Иван Лаврентьевич Баулин сам изобретал и мастерил различные физические приборы, с помощью которых вместе с учениками проводил эксперименты на своих занятиях. ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Влюблённый в звёздное небо

Иван Лаврентьевич Баулин был моложе Игоря Яковлевича. И на фото это заметно. Если на годы войны пришлась юность и молодость Игоря Яковлевича, то для Ивана Лаврентьевича это была пора детства. Люди разных возрастов и поколений, чьи судьбы воедино связала анадырская средняя школа!

Помню Ивана Лаврентьевича совсем молодым учителем. Он приехал на Чукотку сразу после окончания института и проработал в нашей школе до самого выхода на пенсию. Как и Игорь Яковлевич, он настолько интересно подавал свой столь сложный и мудрёный предмет – физику, доходчиво объясняя все её законы, формулы и выводы, что даже самые отстающие ученики увлекались этим предметом, неразрывно связанным с математикой и химией, подтягивались в учёбе и по ним.

Помимо физики Иван Лаврентьевич преподавал ещё и астрономию. Казалось, он и сам был влюблён в звёздное небо – настолько интересно и захватывающе он рассказывал о строении Вселенной, о галактиках, о нашей Солнечной системе, о созвездиях и планетах, выходил с учениками на улицу, где в школьный телескоп все вместе мы смотрели на звёзды, на Луну и другие небесные тела.

Кстати, именно Баулин увлёк космосом своего ученика Павла Виноградова, будущего Героя России, почётного гражданина Анадыря, трижды побывавшего на орбите. Павел Владимирович сам неоднократно признавался, что те самые уроки астрономии зародили в его сердце мечту о полётах в меж-звёздное пространство.

Иван Лаврентьевич был очень увлечённым человеком. Сам изобретал и мастерил различные физические приборы, с помощью которых проводил эксперименты на своих занятиях.

Он действительно относился к плеяде настоящих русских учителей, интеллигентов в самом лучшем и высоком смысле этого слова: очень воспитанный, выдержанный, никогда не повышал голос, но на его уроках всегда царила тишина, сосредоточенность, и ребята были поглощены изучением нового материала. Ученики очень уважали его, он пользовался непререкаемым авторитетом, и даже после окончания школы они при случае непременно наведывались в гости к своему любимому учителю.

P. S. Многие выпускники анадырской школы 50 – 80-х годов минувшего столетия могут с гордостью называть себя учениками Роменского и Баулина, рассказать о которых меня подвигло фото, присланное из Магадана Мариам Ибрагимовой, тоже выпускницей нашей школы. Хотя, конечно, здесь работало немало замечательных учителей, давших путёвку в жизнь тысячам ребят и тоже заслуживающих самых тёплых и благодарных слов.