Анадырь






+ 2
ощущается как 0
78.50
89.31
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ВИКТОР НОСОВСКИЙ: «ШАНС БРОСИТЬ ВЫЗОВ СУДЬБЕ»

13.08.2010

Владимир МЕДВЕДЕВ

Несмотря на летние каникулы, новый директор СПУ-2 Виктор Носовский в училище уже с семи утра. Ремонт, подготовка учебной базы, содержание училищного транспорта, связь
с филиалами на удалении… Работы у директора училища хватит на все 24 часа в сутки. Мы встретились с ним ранним утром и прошлись по учебным корпусам училища, которым уже более 40 лет… Проблемы? Решения? Планы?


ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
– Виктор Васильевич, для вас возвращение в Провидения стало возвращением домой?
– Если честно, да. Я уехал из Провидения в начале двухтысячных. Поселок Провидения всегда был кузницей кадров для Чукотки: Талаев, Даллакян, Варченко, Данилюк, Тамсен, Мостяев, Фескова, Горин, Паценков, Пузиков… Провидения всегда стоял на трех китах: таможня, граница и аэропорт, имеющий статус международного. В порту всегда кипела работа. В Провидения была Жизнь… И когда я уехал на материк, мне не хватало именно того Провидения, который я любил и помнил… И после возвращения меня удивил не тот факт, что меня помнят, приятно, конечно, а то, столько людей здесь осталось. Хотя возможность уехать была у многих. Что держит этих людей в нашей «чукотской Швейцарии»? Удивительный сплав ветеранов Чукотки и сегодняшней молодежи. Я рад, что вернулся, хотя повод, конечно, в связи с уходом из жизни Владимира Ивановича Чучупала, честно, не оптимистичный... Но жизнь продолжается…
– Для вас это был вызов судьбе? Новое испытание? Войти в ту же реку дважды?
– Скорее да, чем нет. У меня в жизни постоянно так складывается, что судьба бросает мне вызов, а я его принимаю. Не всегда выхожу победителем, но это другая история. Когда я стал в 23 года самым молодым директором школы с коллективом 1700 человек в Крыму – это разве был не вызов судьбе? Меня спросили в обкоме партии: «Как ты собираешься учить других, когда сам еще молодой и учишься?» Я ответил: «Мой принцип работы – человечность и справедливость. Если эти два фактора будут, тогда работать не страшно…».
Я, конечно, с тревогой летел в Провидения. Сегодня педагоги являются буфером между государством и его будущим. Мы не сломились и воспитываем наших детей так, чтобы они были стойкими на жизненных дорогах. Сегодня педагог – человек, который не успевает за современным миром. И потому, что престиж профессии упал, и потому, что молодежь не идет в образование, и потому, что мир и дети меняются так быстро, а учителя остались где-то в начале двухтысячных, да что там, в 70-80-х годах прошлого века. Но именно мы снимаем социальную напряженность в стране. Создаем рабочие места, обучаем детей и взрослых, стараемся не забывать о патриотизме, любви к Отечеству, малой Родине, своих корнях...
Нет, у меня никогда не было особого педагогического кредо. Я всю жизнь придерживаюсь принципа человечности. Да, в СПУ-2 и других профтехучилищах трудные дети, но кто же ими будет заниматься? Это же наше будущее! Ну, не могут все быть космонавтами, банкирами и звездами шоу-бизнеса. Посмотрите, какой сейчас в стране дефицит рабочих профессий! Сегодня рабочий высокой квалификации может зарабатывать куда больше чиновника! И я за то, чтобы СПУ-2 жило и развивалось. Поэтому мы не только в Провидения, но и в группах на удалении по всей Чукотке будем создавать вечерние курсы как для получения автомобильных прав, так и других профессий.
Хотелось бы предложить правительству округа построить новый модульный комплекс учебных заведений. Судите сами: содержание учебных зданий и общежития обходится очень дорого. Зачем проводить ежегодный ремонт и тратить на содержание зданий более 10 миллионов рублей, когда можно добавить 8 миллионов и построить современный модульный учебный корпус. А здание общежития можно сохранить. На перспективу это выйдет дешевле в десять раз, чем вновь поддерживать старое.

БЕРЕЖНО СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ
– Планируете ли вы и дальше выпускать газету «Роза ветров», которая была, безусловно, важным имиджевым проектом?
– Все, что касается проектов, в которые вложил свою душу Владимир Чучупал, необходимо сохранять и продолжать. Но, с другой стороны, все ли возможно? Поймите, что Владимир Иванович не просто создавал «Розу ветров» или исторический клуб «Истоки». Он этим жил и все заражались этим «вирусом: и дети, и учителя, и район. Сейчас, чтобы только понять всю подоплеку документальных кино и видеопроектов, нужно потратить год-два. Человек, который не был этническим эскимосом или чукчей, знал историю Чукотки лучше коренных, не в обиду им будет сказано. Где найти такого человека? Обучение в СПУ-2 – это было не только получение профессии, но и изучение истории края, экологии, древней Берингии, фольклора и сказок. Я хочу, чтобы «Роза ветров» вышла на иной уровень. Надо выходить с этими проектами на региональные и всероссийские конкурсы, получать гранты. «Дом для тундры» – отличный проект, но сегодняшнее законодательство таково, что на производство дома уходит более 200 тысяч рублей, а налоги, которые с нас взимают, как за коммерческую деятельность, совсем не оставляют прибыли. Проект очень хороший, пока он заморожен, но жив.
Я всю жизнь говорил, что работа педагога – это творчество, коллективное созидание, вложение своей души и сердца в детей. Найти работу за 15 000 рублей в месяц не проблема, но здесь не нужны прос-то исполнители, которые отрабатывают часы.
– В Провидения слышали, что снимается фильм о жизни и работе Владимира Ивановича Чучупала?
– Да, работа над фильмом идет. Поэтому я и говорю, что фильм должен быть не биографическим пересказом, а кинолентой о живом человеке. Он был Педагогом от Бога. Надо показать не просто педагога, а человека, который был другом и ребенку, и подростку, и доходил до самой сути всех проблем.
– Какие планы на будущее?
– В этом году планируем ввести обучение профессии «Судоводитель маломерных судов» и «Управление транспортным средством типа «Буран». Данные специальности востребованы везде в округе. Также будут работать вечерние курсы по различным специальностям. В наступающем учебном году в училище около 200 подростков получат знания и рабочую специальность.