Выше профессора
29.09.2023

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru
Почётный гражданин и Почётный морзверобой Чукотского АО, хранитель традиций и кавалер ордена Дружбы народов Армаыргин вчера, 28 сентября, отметил своё 90-летие. Заслуженный житель старинного села Уэлен, наставник морских охотников и участник научного проекта о ветрах, снегах и льдах Восточной Чукотки удостоен более 60 наград разных уровней, в основном за трудовые успехи. Но на малой родине его уважают ещё и как человека, всю жизнь помогавшего окружающим не только знаниями и советами, но и частью своей добычи, которой никогда не был обделён этот удачливый, почитающий традиции своего народа охотник.
Мудрец и силач
– «Армаыргин» в переводе с чукотского языка означает «силач», – утверждает племянница юбиляра Татьяна Печетегина. – Это чукотское имя брата. Русское имя, не отмеченное в паспорте, так же как и отчество, – Роман, но родственники и друзья обращаются к нему именно так, как его назвали при рождении родители.
Как и большинство морских охотников, Армаыргин чаще говорит по-чукотски, потому что наименования орудий охоты и погодных явлений с детства усвоил на родном языке – в нём существует множество слов, характеризующих мир природы, которые сложно перевести на любой другой язык, не потеряв каких-то особенностей.
– Если бы народным знатокам окружающего мира присваивались научные звания, то Армаыргин точно был бы профессором, – улыбается Татьяна Александровна.
Но, несмотря на то, что этого не случилось, ветерану морзверобойного промысла всё же удалось внести свой вклад в науку.
– Армаыргин окончил пять классов сельской школы, после чего начал работать, – продолжила рассказ об этом замечательном человеке его внучатая племянница руководитель общественной региональной организации «Чычеткин вэтгав» («Родное слово») Виктория Кавры. – Почти вся его трудовая деятельность связана с совхозом «Герой труда», который в советское время располагался в Уэлене. Поскольку село стоит на мысе Дежнёва, где всегда дуют ветры разных направлений, это место является одним из самых трудных и опасных для морской охоты на Чукотке. Чтобы выжить, а сделать это можно было благодаря охоте, наши предки испокон веков изучали ветры, внимательно следили за погодой. Эти народные знания впитывал в себя, преумножая, Армаыргин. Благодаря им, а также своему трудолюбию, он стал одним из лучших морзверобоев Чукотки, многие годы стоявшим у руля байдары, а затем, после выхода на пенсию, трудившийся наставником, к чьим словам чутко прислушиваются и поныне.
До сих пор из уст в уста передаётся его рассказ, записанный Викторией Кавры, «На дрейфующих льдах», вошедший в книгу «Наши льды, снега и ветры». В этой коллективной монографии представлено более 200 определений морского льда на чукотском и русском языках, которыми пользуются морзверобои Уэлена. Она была опубликована в Москве в 2013 году под редакцией докторов биологических наук Людмилы Богославской и Игоря Крупника в рамках проекта по изучению знаний коренных жителей Арктики о морских льдах как часть научной программы Международного полярного года 2007-2008. Книгу посвятили самой сердцевине древней морской зверобойной культуры – взаимодействию и духовным связям морских охотников со льдами Арктики, роли морских ледовых ландшафтов в формировании локальных вариантов морской зверобойной культуры на побережье Берингова пролива.
Так вот, в рассказе Армаыргина повествуется, как выжить морскому охотнику, попавшему на дрейфующий лёд, сохранив при этом главное – волю к жизни. Участниками проекта, в рамках которого издана книга, где опубликованы и другие статьи Армаыргина, помимо юбиляра стали и другие представители Уэлена – Татьяна Печетегина и Виктория Кавры (Голбцева).
Из первых рук
Виктория КАВРЫ, внучатая племянница Армаыргина, руководитель общественной региональной организации «Чычеткин вэтгав» («Родное слово»): «Мой дядя родился 28 сентября 1933 года в селе Уэлен в семье морского охотника Ныпевги и его жены Кымынэ, был самым младшим среди братьев и сестёр – Камет, Армоля, Рощенко, Итей и Ачивантина. Примерно с 7 лет начал вникать в тонкости морзверобойного дела – так его воспитывал отец, следуя многовековым традициям. К 10 годам Армаыргин сам добывал нерпу, ловил рыбу, а к 15 годам стал настоящим морзверобоем, знающим народные приметы и повадки животных».
Если сопка «надела» шляпу
Армаыргин и сейчас знакомит морских охотников с неписаными законами природы. И потому за советом к нему приходят морзверобои – как молодые, так и ветераны, которые сейчас, как и он несколько лет назад, являются наставниками. Как рассказал «КС» один из них – Иван Бычков, на данный момент в уэленском филиале ТСО «Дауркин» насчитывается 21 морской охотник и большинство из них – ученики Армаыргина.
– Будучи рулевым, он многому учил нас – познавать море, наблюдать за течением и направлением ветра. Например, говорил: если кругом тишина, а на сопке появилась тучка (сопка «надела» шляпу), значит, скоро подует сильный ветер. Делился и другими приметами. Сам ещё лет пять назад выходил в море, и до сих пор интересуется морской охотой, расспрашивает, что нового в бригаде, какие случаются трудности. Из последних – не радует погода: то штормит, то идёт дождь. Но знания, подаренные им, постоянно выручают, и мы очень благодарны Армаыргину, – рассказал Иван Алексеевич.
В знак глубокого уважения и почтения к ветерану часть добытого мяса во время старта весенней охоты морзверобои первым делом несут в дом Армаыргина. Так же, как раньше он сам бескорыстно помогал старшим по возрасту уэленцам, сейчас ему передают долю моржового, лахтачьего, китового, нерпичьего и другого мяса.
Настоящий человек
В родном селе в доме на улице Ленина ветеран живёт вместе со второй супругой Жанной. Первая жена – Нина, подарившая Армаыргину дочь Галину и сына Виталия, к сожалению, рано ушла из жизни, и он долгое время не приводил хозяйку в свой дом. Его дети также живут в Уэлене со своими семьями, у Армаыргина шесть внуков и два правнука.
У родных юбиляра нередко спрашивают о секретах долголетия Армаыргина. Как считает Виктория Кавры, никаких секретов нет.
– Наш дядя никогда не употреблял спиртного, не курил и почти всегда был на свежем воздухе – на охоте, – пояснила Виктория Викторовна. – Передовик производства, он получал адекватную зарплату и потому из всех уэленцев именно у него первого появлялись такие новинки техники, как телевизор, мотоцикл «Урал» с коляской, снегоход. О нём как о победителе соцсоревнований, ударнике пятилеток, в том числе за достижения наивысших показателей по добыче и заготовке промысловой пушнины (белого песца), нередко писали в прессе – как в ровеснице нашего дяди окружной газете «Советская Чукотка», ныне «Крайний Север», так и во всесоюзном «Огоньке». На работе он выкладывался полностью и я даже не помню, когда отдыхал. Казалось, он всегда в трудах: то на байдаре, то на собачьих упряжках, а если и находился дома, то готовил орудия охоты к очередному сезону. При этом как охотник, добытчик и настоящий человек – лыгъоравэтльан, не забывающий заветы предков, помогал окружающим. На своей спине носил в прямом смысле слова нашу прабабушку, когда она гостила то у одних своих родственников, то у других, а также ухаживал за своей старшей сестрой, обеспечивая лучшими дарами родной земли, заботился до конца её дней, – заключила Виктория Кавры.
РАСЦЕНКИ ОБОСНОВАТЬ ПОМОГ АРМАЫРГИН. В числе лучших из морских охотников Уэлена Армаыргын участвовал в подготовке обоснования для существенного увеличения расценок на добычу морзверя, которое инициировал возглавлявший с 1979 по 1983 годы совхоз «Герой труда» Илья Радов, ныне – член Союза краеведов России. «До этого морские охотники получали зарплату в разы меньше, чем оленеводы, что принижало труд морзверобоя и в конечном итоге сказывалось на доходах хозяйства. В результате обоснования учёта времени на многолетнюю подготовку морского охотника, поиска добычи и производственные риски, в 1981 году на Чукотке расценки на добычу нерпы были увеличены в два раза, лахтака – в три раза. Охотник, сдающий добычу на склад и покупающий здесь мясо морзверя, должен оставаться в выгоде. Все эти аргументы легли в основу современного понимания оплаты труда морзверобоев. И немалая заслуга в этом принадлежит Армаыргыну», – отметил Илья Александрович.