БАРОМЕТР СПРАВЕДЛИВОСТИ
06.12.2019
В ПОМОЩЬ ЛИШЁННЫМ СВОБОДЫ. На Чукотке создана общественная наблюдательная комиссия по контролю и оказанию помощи лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также членам их семей. Соответствующие мандаты её членам в прошлую пятницу вручила председатель Общественной палаты округа Екатерина Зиберт. В состав комиссии вошли пять жителей округа, имеющие серьёзный опыт общественной деятельности: Лариса Выквырагтыргыргына, Миланья Селиванова, Олег Сытников, Евгений Пирогов и Ольга Шишкова. «Вы дополнительный гарант соблюдения прав и свобод тех граждан, кто волею судеб оказался в местах лишения свободы. Кроме того, в ваши полномочия будет входить работа с их семьями и с теми, кто уже отбыл наказание, вернулся и нуждается в адаптации и реабилитации. Работа предстоит большая и ответственная, поэтому желаю вам успеха», – обратилась с напутствием к общественникам уполномоченный по правам человека в Чукотском АО Анастасия Жукова.

gulnara@ks.chukotka.ru
Институт уполномоченного по правам человека в Чукотском АО относительно молод и недостаточно хорошо знаком широкому кругу наших земляков. Между тем с 1 сентября 2016 года, когда в округе была утверждена эта должность, на имя уполномоченного Анастасии Жуковой поступило 224 обращения, заметная часть которых признана обоснованными и удовлетворена. В преддверии Дня прав человека, отмечаемого международным сообществом 10 декабря, мы поговорили с Анастасией Геннадьевной о её работе.
И ЛИЧНО, И ПОЧТОЙ
– Анастасия Геннадьевна, каковы основные задачи уполномоченного по правам человека в Чукотском АО?
– Прежде всего, это содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствование законодательства округа в этой сфере и приведение его в соответствие с Конституцией и федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами.
В качестве своих приоритетных задач вижу защиту каждого, чьи права и свободы нарушены незаконными и несправедливыми действиями органов власти, а также содействие в выстраивании и повышении эффективности единой государственной системы защиты прав и свобод человека в регионе и консолидации вокруг неё институтов гражданского общества.
Именно поэтому уполномоченный активно участвует в правовом просвещении населения и информировании органов госвласти и местного самоуправления о ситуации в сфере защиты прав и свобод человека. Ежегодно в окружной Думе мною представляется доклад о проделанной работе, состоянии дел и проблемах на этом направлении. Он находится в открытом доступе на официальном сайте Правительства Чукотского АО.
Основным же направлением деятельности за весь период работы стало рассмотрение обращений граждан.
– Каким образом люди могут обратиться к вам?
– Уполномоченный рассматривает обращения граждан, полученные как на личном приёме или по почте, в том числе электронной, так и при инспектировании учреждений. При этом рассматриваются жалобы и граждан России, и находящихся на территории нашей страны иностранцев, и лиц без гражданства.
Обращения – это барометр социальных настроений и источник информации, который помогает понять истинные мотивы какой-либо негативной активности населения. А анализ причин, по которым люди вынуждены писать жалобы на чиновников, позволяет выявить болевые точки социального самочувствия региона.
Кроме того, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, мы вправе по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.
– Можете ли вы привести пример такой ситуации?
– Иногда работа строится вокруг какого-то вопроса, который не был напрямую задан, но участвовать в его решении мы должны. Так было, например, с проблемой качества питания анадырских школьников. Это стало всеобщим мероприятием, в котором приняли участие Дума округа, региональное отделение Общероссийского народного фронта, глава окружной столицы. Вопрос решён, но с контроля не снят, так как у родителей остаются отдельные нарекания, и для объективности картины следует изучить организацию питания детей с пищевыми особенностями.
День прав человека отмечается по предложению Генассамблеи ООН ежегодно 10 декабря в честь принятой в этот день в 1948 году Всеобщей декларации прав человека.
В ОПЕРАТИВНОМ КОНТАКТЕ
– Вы упомянули о том, что имеют место жалобы на действия или бездействие чиновников. Какой характер носят эти обращения и что вы предпринимаете при их поступлении?
– Бывает, что при рассмотрении обращений мы убеждаемся в фактах формального подхода к проблеме заявителя. Например, должностное лицо повело себя не соответствующим образом или не предоставило исчерпывающую информацию, и человек не смог реализовать право на пенсионное страхование, на лекарственное обеспечение или безопасное жилище.
Когда мы получаем такие обращения, то не всегда решаем обозначенную проблему только официальной перепиской. Уполномоченный, выступая медиатором при урегулировании конфликтов, организует переговорные площадки, местом проведения которых становится его офис. Или же мы выходим с разговором в те органы власти, в чьей компетенции находится решение проблем граждан. Поэтому со всеми ведомствами мы находимся в оперативном контакте, а также на постоянной основе работаем с окружными департаментами.
– А на что в целом чаще всего жалуются северяне?
– Тематика год от года практически не меняется. Максимальное количество обращений (37,1 %) поступило от лиц, находящихся в изоляторе временного содержания МОМВД России «Анадырский» в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осуждённых. Они касались вопросов уголовного права, соблюдения их прав, свобод и законных интересов, а также соответствия условий содержания требованиям законодательства. Только в первом полугодии поступило 55 таких обращений и жалоб. Их число несколько выросло в этом году, что вызвано, прежде всего, активностью одного гражданина, содержащегося в изоляторе. При проверке большая часть его жалоб не подтвердилась.
Второе место занимают обращения по вопросам образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, труда и занятости. Многие заявители затрагивают проблемы жилищно-коммунальной сферы.
НЕ ПРОСТО ОКНО ДЛЯ «ЧЕЛОБИТНЫХ»
– Насколько часто встречаются необоснованные жалобы и что вы делаете в этих случаях?
– Около 20 % обращений обоснованы и удовлетворены в полном объёме, а в 8 % случаев проблемы граждан удовлетворены лишь частично. Тогда заявителю даются полные разъяснения законодательства, рекомендации по дальнейшим действиям, приводятся примеры судебной практики по аналогичным ситуациям.
По большей же части граждане действительно обращаются с необоснованными или недостаточно мотивированными жалобами. В частности, заявитель по закону не может оспаривать нормы действующего законодательства, а такое встречается. Считаем, что подобные обращения связаны с недостаточной информированностью людей о своих правах, о том, что нужно сделать в той или иной ситуации, к кому и с какими документами обратиться. Поэтому даже в таких случаях мы обязательно сообщаем о средствах, которые гражданин вправе использовать для защиты своих прав и свобод.
В немалой степени следствием таких жалоб стало то, что на Чукотку приходится самый высокий в Дальневосточном федеральном округе коэффициент интенсивности обращений, который определялся соотношением количества жалоб и численности населения. Это в своём докладе об итогах работы в прошлом году отметила уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Здесь важно понимать, что институт уполномоченного по правам человека в России задуман и реализован в тексте Конституции не просто как ещё одно окно для приёма «челобитных». Деятельность уполномоченного, прежде всего, дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, но не подменяет компетенции органов судебной власти и госорганов.
Кстати
Анастасия Жукова также является уполномоченным по правам ребёнка в Чукотском АО, делая упор в этой работе на создание благоприятной комфортной среды для развития и воспитания детей.
– В этом году мы старались обратить внимание властей на качество отдыха детей с ограниченными возможностями, в частности больных сахарным диабетом, – говорит она. – Ведь не все оздоровительные организации готовы принять таких ребятишек. Здесь наша задача – соединить возможности органов власти и пожелания родителей. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Комиссией по делам несовершеннолетних. Понимая эту работу изнутри, мы видим, что на местах не хватает специалистов органов опеки. Поэтому мы обратились к Правительству округа с рекомендацией рассмотреть вопрос об увеличении количества таких специалистов в глубинке.
– Вы упомянули о том, что имеют место жалобы на действия или бездействие чиновников. Какой характер носят эти обращения и что вы предпринимаете при их поступлении?
– Бывает, что при рассмотрении обращений мы убеждаемся в фактах формального подхода к проблеме заявителя. Например, должностное лицо повело себя не соответствующим образом или не предоставило исчерпывающую информацию, и человек не смог реализовать право на пенсионное страхование, на лекарственное обеспечение или безопасное жилище.
Когда мы получаем такие обращения, то не всегда решаем обозначенную проблему только официальной перепиской. Уполномоченный, выступая медиатором при урегулировании конфликтов, организует переговорные площадки, местом проведения которых становится его офис. Или же мы выходим с разговором в те органы власти, в чьей компетенции находится решение проблем граждан. Поэтому со всеми ведомствами мы находимся в оперативном контакте, а также на постоянной основе работаем с окружными департаментами.
– А на что в целом чаще всего жалуются северяне?
– Тематика год от года практически не меняется. Максимальное количество обращений (37,1 %) поступило от лиц, находящихся в изоляторе временного содержания МОМВД России «Анадырский» в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осуждённых. Они касались вопросов уголовного права, соблюдения их прав, свобод и законных интересов, а также соответствия условий содержания требованиям законодательства. Только в первом полугодии поступило 55 таких обращений и жалоб. Их число несколько выросло в этом году, что вызвано, прежде всего, активностью одного гражданина, содержащегося в изоляторе. При проверке большая часть его жалоб не подтвердилась.
Второе место занимают обращения по вопросам образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, труда и занятости. Многие заявители затрагивают проблемы жилищно-коммунальной сферы.
НЕ ПРОСТО ОКНО ДЛЯ «ЧЕЛОБИТНЫХ»
– Насколько часто встречаются необоснованные жалобы и что вы делаете в этих случаях?
– Около 20 % обращений обоснованы и удовлетворены в полном объёме, а в 8 % случаев проблемы граждан удовлетворены лишь частично. Тогда заявителю даются полные разъяснения законодательства, рекомендации по дальнейшим действиям, приводятся примеры судебной практики по аналогичным ситуациям.
По большей же части граждане действительно обращаются с необоснованными или недостаточно мотивированными жалобами. В частности, заявитель по закону не может оспаривать нормы действующего законодательства, а такое встречается. Считаем, что подобные обращения связаны с недостаточной информированностью людей о своих правах, о том, что нужно сделать в той или иной ситуации, к кому и с какими документами обратиться. Поэтому даже в таких случаях мы обязательно сообщаем о средствах, которые гражданин вправе использовать для защиты своих прав и свобод.
В немалой степени следствием таких жалоб стало то, что на Чукотку приходится самый высокий в Дальневосточном федеральном округе коэффициент интенсивности обращений, который определялся соотношением количества жалоб и численности населения. Это в своём докладе об итогах работы в прошлом году отметила уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Здесь важно понимать, что институт уполномоченного по правам человека в России задуман и реализован в тексте Конституции не просто как ещё одно окно для приёма «челобитных». Деятельность уполномоченного, прежде всего, дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, но не подменяет компетенции органов судебной власти и госорганов.
Кстати
Анастасия Жукова также является уполномоченным по правам ребёнка в Чукотском АО, делая упор в этой работе на создание благоприятной комфортной среды для развития и воспитания детей.
– В этом году мы старались обратить внимание властей на качество отдыха детей с ограниченными возможностями, в частности больных сахарным диабетом, – говорит она. – Ведь не все оздоровительные организации готовы принять таких ребятишек. Здесь наша задача – соединить возможности органов власти и пожелания родителей. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Комиссией по делам несовершеннолетних. Понимая эту работу изнутри, мы видим, что на местах не хватает специалистов органов опеки. Поэтому мы обратились к Правительству округа с рекомендацией рассмотреть вопрос об увеличении количества таких специалистов в глубинке.