Анадырь






+ 2
ощущается как 0
79.00
90.01
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД ЕСТЬ, ГЛАВНОЕ – НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

29.12.2015

Антон ЛОБАНОВ
anton@ks.chukotka.ru

В преддверии Нового года «КС» по традиции решил оглянуться назад и выяснить, какие основные события определили жизнь округа за эти 12 месяцев и в каком стратегическом направлении региону предстоит развиваться в ближайшее время. Помочь нам в этом согласился губернатор Чукотского АО Роман Копин, который нашёл время в своём плотном рабочем графике и ответил на вопросы журналистов.


СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
– Роман Валентинович, чем, по вашему мнению, был примечателен уходящий год, что удалось сделать?
– Подводить окончательные итоги пока преждевременно, однако некоторые акценты уже можно расставить.
Год, несомненно, подтвердил, что стратегия развития Чукотки в целом работает. Наша ставка на золотодобычу оправдывает себя. На протяжении последних восьми лет мы показываем достаточно высокий результат, и сейчас вновь обеспечили лидерство в производстве драгметалла, а сама отрасль, несмотря на имеющиеся сложности, остаётся стабилизирующим фактором для региона. Это позволяет формировать доходную часть бюджета, определять расходы, в том числе в части исполнения взятых социальных обязательств. Кроме того, движение по заданному направлению помогает создать некий промышленный каркас, на основании которого можно говорить о дальнейшем развитии. Это безусловный плюс.
У нас принят очень неплохой бюджет, наши доходы растут быстрее расходов. У нас нет коммерческих кредитов, мы постоянно занимаемся управлением госдолгом, который нарастили в 2009–2011 годах, когда было минимальное субсидирование округа из федерального бюджета. Благодаря увеличению золотодобычи у нас появились дополнительные доходы, в результате из собственных средств удалось покрыть около миллиарда рублей долга региона, что очень неплохо. Причём мы могли бы в этом году погасить и большую сумму, но тогда пришлось бы отказаться от решения многих инфраструктурных задач, без чего обеспечить промышленный рост невозможно. Поэтому мы пытаемся соблюсти здесь баланс, и в целом ситуацию контролировать удаётся, экономика региона понятна, у правительства есть чёткое понимание, что и как делать.
Нельзя не отметить и совместную работу с Минвостокразвития и полномочным представителем президента, их содействие в решении стоящих перед регионом проблем, тормозящих дальнейшее развитие.
– В чём выразилась эта помощь?
– Во-первых, нас поддержали при формировании территории опережающего развития «Беринговский», уникальной по своим параметрам. Да, говорить о том, что она мощно выстрелит прямо завтра, нельзя, здесь речь идёт о работе на перспективу, тем не менее там уже имеется якорный инвестор, обозначивший планы добычи первого угля в сезон 2015/16 года. Это явный позитив.
Во-вторых, вместе удалось продвинуться в решении давней и сложной проблемы, складывающейся в Чаун-Билибинском узле, которая связана с высокими энерготарифами, без снижения которых говорить о дальнейшем движении вперёд не приходится. Мы два года формировали и обсуждали с энергетиками, промышленниками, с федеральным правительством конфигурацию новой энергетики Чукотки, и в этом году наконец-то приняли решения о том, что нужно делать на этом направлении и в какие сроки.
Как известно, остаётся не так много времени до начала вывода из эксплуатации Билибинской АЭС, на смену ей должна прийти плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) в Певеке, где с конца этого года появился подрядчик для подготовки соответствующей береговой инфраструктуры. Готовность самой станции, строящейся на Балтийском заводе, составляет порядка 70 %, работы в целом идут по графику, и в 2017 году строители планируют выйти на законченное решение.
Сама станция мощнее Билибинской АЭС, что позволит обеспечить электроэнергией весь действующий узел (а Певек ещё и теплом), включая месторождения Каральвеем и Майское. Кроме того, ПАТЭС должна ещё обеспечить реализацию новых проектов Чукотки – Кекуры и Песчанки на Баимской рудной зоне. Строительство линий электропередач для их запуска начнётся уже в следующем году. Главное, чтобы тарифы были действительно конкурентоспособными, как это обещает руководство Росатома, – не выше, чем при угольной генерации.
Если все планы реализуются, то к 2019 году будет закрыта вся текущая потребность, однако в дальнейшем, с вводом новых объектов в строй, наращиванием потребления, придётся наращивать и мощности. Вариантом решения здесь может стать проект энергомоста Колыма–Чукотка, по которому мы в перспективе сможем получать относительно недорогую энергию и от соседей.
Кстати, что касается стоимости энергии, то напомню, что ещё на проходившем в сентябре во Владивостоке экономическом форуме Владимир Путин говорил о необходимости снижения тарифов для потребителей на Дальнем Востоке, где они значительно выше, чем в среднем по России (у нас, например, более чем в пять раз), и дал соответствующие поручения. Так вот, в настоящее время в Минвостокразвития изучили исходные материалы, посмотрели существующие тарифы и уровень потребления. Предложения сформированы и направлены на рассмотрение в Правительство РФ. Думаю, что решение мы сможем получить к апрелю-маю. Говорить о конкретных цифрах пока преждевременно, поскольку всё зависит от того, какая модель формирования тарифов будет утверждена, сколько будет выделено средств на субсидию, однако рассчитываем, что снижение будет существенным и позволит быстрее развивать наши проекты, а значит, и экономику.

СМЕНУ АВИАКОМПАНИЙ ПРОШЛИ СПОКОЙНО
– Жителей округа традиционно волнуют вопросы авиасообщения с другими регионами страны, расширения маршрутной сети и стоимости перелётов. Есть ли подвижки на этом направлении?
– Одним из важных событий года, правда со знаком минус, стало банкротство и уход с московского направления авиакомпании «Трансаэро». Какое-то время Чукотка была в ситуации неопределённости, в связи с чем жители проявляли обоснованную тревогу. Но считаю, что мы прошли путь смены авиакомпаний достаточно спокойно. «ЮТэйр» полностью заменил ушедшего перевозчика – это плюс. Плюс ещё в том, что базовая стоимость билета на московский рейс составила 24 тысячи рублей, что ниже, чем в среднем было у Трансаэро. Насколько знаю, на следующий год «ЮТэйр» продаёт билеты по той же цене, учитывая инфляцию, думаю, что это неплохо.
Безусловно, мы будем продолжать работу по привлечению в округ второго перевозчика, поскольку стратегически важно, чтобы на центральном маршруте работали как минимум две компании, хотя бы в пиковый сезон, с апреля по октябрь. Кто это будет – S7, «Аэрофлот» или ещё кто-то, не могу сказать, дайте время.
И второй важный момент, над которым работаем, связан с необходимостью обеспечения жителей Чукотки возможностью летать не только по магистральным направлениям, но и использовать для этого ближайшие аэропорты – Якутск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск. Для этого ведутся переговоры с авиакомпаниями «Якутия», «Аврора», которая, насколько мне известно, подтвердила свою готовность работать с нами с апреля. Таким образом, если ничего не изменится, фактически каждый день с Чукотки можно будет летать по разным дальневосточным направлениям, и возможно, даже в Сибирь. Над тарифом мы также будем работать. Главное, уже есть инструмент, позволяющий сделать его доступным, – постановление правительства, в соответствии с которым субсидируются такие рейсы.
Большую работу предстоит провести и по совершенствованию внутрирегиональных авиаперевозок, реконструкции и ремонту аэропортов, например таких базовых для округа, как Певек, Кепервеем, Эгвекинот. Сейчас, в силу объективных причин, сроки немного сдвинулись, но эти планы никто не отменял, и думаю, в следующем году вопрос получит решение.

СВОИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОДДЕРЖИМ
– Не менее волнующей темой для северян остаётся вопрос обеспечения продуктами питания. Удалось ли решить проблему импортозамещения и обеспечить рост внутреннего производства?
– С необходимостью импортозамещения мы фактически столкнулись ещё в прошлом году, когда стала меняться внешнеполитическая ситуация и в срочном порядке пришлось переориентироваться с экспортной продукции на внутренний рынок. Это было непросто, поскольку произошло в самый разгар навигации. В целом компании Чукотки с задачей справились, мы смогли полностью заместить американский картофель отечественным.
Брали специально в разных регионах, чтобы можно было сравнивать качество, особенно в части хранения. Сейчас уже более-менее понимаем, где он хороший, где не очень. К сожалению, в этом году не везде в России удалось собрать урожай картофеля, поэтому вновь пришлось экспериментировать. Однако все заявленные объёмы обеспечены, начинаем готовиться к следующему завозу.
Если говорить о собственном производстве, то очевидно, что полностью обеспечить себя плодоовощной продукцией мы не можем, однако стараемся делать это по максимуму. Уже второй год оказывается поддержка хозяйствам, занимающимся выращиванием овощей в теплицах, например билибинской «Росинке», где завершается реконструкция ещё двух теплиц. Предыдущие решения позволили увеличить выпуск продукции, и даже попробовать отвозить её в Певек. С запуском новых теплиц объёмы, несомненно, увеличатся.
В Анадыре в настоящее время также делаются теплицы, они небольшие и находятся в разной степени готовности. К сожалению, кредитные ресурсы оказались достаточно дорогими, для предпринимателей процесс оказался непростым. Но положительная тенденция есть, и надеемся, что в следующем году мы сможем увидеть выращенную там продукцию на прилавках.
Положительным моментом в плане обеспечения продукцией собственного производства стало выделение птицефабрики «Северная» в отдельное предприятие, поскольку её нахождение в общем «котле» пищекомбината «Полярный» не позволяло пользоваться мерами поддержки федерального правительства, в частности по завозу птицы или кормов.
Сейчас всё это есть, мы уточняем планы с новым директором фабрики, завезли молодняк, куры хорошо разнеслись. Выросло производство яйца, что даёт возможность везти его в районы. И если рост производства удастся сохранить, а работа над совершенствованием технологии производства, в том числе кормления птицы, продолжается, то это, несомненно, самым положительным образом скажется на стоимости продукции. А в перспективе, когда текущие вопросы будут решены, возможно, мы доберёмся и до выращивания бройлеров.
– Ну а как же любимая всеми северянами оленина?
– С олениной ситуация обстоит несколько сложнее. Притом что мы не сократили расходы на меры господдержки отрасли, сохранность поголовья и качество стада остаются пока низкими. Это ограничивает нас в забое. Поэтому мы предусматриваем ряд мер, направленных на улучшение ситуации, например, в части стимулирования заинтересованности хозяйств в конечных результатах труда, намереваясь, прежде всего, поддерживать те из них, которые участвуют в производственной программе региона. Второе – это административные меры, совершенствование менеджмента. Намерены также усилить работу по программе «Кадры», чтобы привлекать туда специалистов – ветврачей, администраторов для управления хозяйствами.
Попробуем и несколько новых форм хозяйствования. В частности, считаю важным поддержать инициативу с мест о формировании крестьянских или фермерских оленеводческих хозяйств. С таким предложением, например, выступила одна из бригад, работающая в Анадырском районе. Да, о каких-то серьёзных объёмах там речи не идёт, но мы готовы принимать у них продукцию по хорошим конкурентным ценам. Это позволит формировать очаг экономической активности непосредственно на местах и обеспечивать мясом жителей ближайших сёл, их социальную сферу. Тогда не нужно будет самолётом, пароходом или вездеходом тащить туда мясо с крупных убойных пунктов.
Принят нами и ряд решений, связанных с закупкой у населения рыбной продукции, дикоросов, добытой на охоте дичи. Для её сдачи будут организованы пункты приёма, а реализовать эту экологически чистую продукцию без накруток предполагается в кооперативных магазинах, первый из которых как раз накануне Нового года открывается в Анадыре.
– Роман Валентинович, чего вы ждёте от следующего года?
– От следующего года мы ждём начала необратимого старта процессов, о которых мы только что говорили. Безусловно, это Чаун-Билибинский узел, строительство береговых сооружений для ПАТЭС, линий электропередач, реконструкция базовых аэропортов, то, без чего говорить о развитии и поддержке других отраслей, соцсферы, здравоохранения со временем будет очень трудно. Если этого не сделать, то свой золотой пик мы относительно скоро пройдём и без реализации новых проектов начнём уходить вниз.
Движение вперёд есть, сейчас важно не останавливаться.