Анадырь






-7
ощущается как -14
82.55
93.18
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ИНТЕРНЕТ-«ЖЕНИХИ» ПОПОЛНИЛИ РЯДЫ АФЕРИСТОВ

08.06.2017

Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Уже около десяти фактов мошенничества с использованием Интернета и мобильной связи зарегистрировали сотрудники правоохранительных органов в столице Чукотки. Что примечательно, вместе с известными схемами обмана, аферисты прибегают и к новым, ранее не фиксировавшимся в регионе способам обмана наших чрезмерно доверчивых земляков. За комментариями мы обратились к начальнику отделения уголовного розыска МОМВД России «Анадырский» Алексею ПУШКАРЕВУ.


«ДРУГ» ОБВЁЛ ВОКУРГ ПАЛЬЦА
Недавно в полицию поступило сообщение от женщины, которая сообщила, что стала жертвой мошенников. По её словам, ещё в феврале в социальной сети «Друг Вокруг» она познакомилась с молодым человеком, представившимся жителем окружной столицы. На протяжении трёх месяцев общения мужчина входил в доверие к жертве, засыпая её комплиментами и признаниями в любви, даже обещал жениться. Помимо этого, он рассказывал ей о своих финансовых проблемах и о трудной жизненной ситуации. Женщина полностью доверилась мошеннику и перевела ему на счёт в общей сложности около 70 тыс. руб., после чего несостоявшийся жених решил расстаться со своей поклонницей и полностью прервал с ней виртуальное общение.
– Сотрудники уголовного розыска МОМВД России «Анадырский» установили, что номер телефона, с которого общался злоумышленник, принадлежит одному из сотовых операторов Ростовской области. В настоящий момент по этому факту проводится проверка, – сообщил майор полиции Пушкарев. – О её результатах говорить пока рано, однако этот случай наглядно продемонстрировал, что интернет-мошенники такого типа очень вежливы и обходительны. Они пишут только те вещи, которые жертве обмана хочется услышать, легко входя в доверие. Что и неудивительно, ведь большинство аферистов являются очень хорошими психологами и способны обмануть практически кого угодно. Поэтому ни под каким предлогом не высылайте деньги незнакомым людям. Получив своё, они попросту исчезнут из вашей жизни навсегда. Если же вы всё-таки стали жертвой мошенников подобного рода, обязательно сохраните всю переписку и передайте её в органы внутренних дел.

ПО ССЫЛКЕ – В МИНУС
Ещё одна история мошенничества с использованием современных средств связи и совершённая по ранее не использовавшейся аферистами на Чукотке схеме произошла в Анадыре неделей ранее. В полицию обратился мужчина, сообщивший, что у него с банковской карты неизвестные списали деньги в сумме 12,6 тыс. руб.
– Он сообщил, что на его телефон поступило смс-сообщение с поздравлением с незнакомого номера. Чтобы его прочитать потерпевший прошёл по указанной ссылке, сразу после чего он заметил, что у него произошла блокировка сообщений и приложения «Мобильный банк», – продолжил начальник отделения уголовного розыска. – На следующий день горожанин отправился к банкомату, чтобы снять наличные, и увидел, что у него были проведены две операции по снятию денег на 10 тыс. руб. и 2,6 тыс. руб. Пострадавший запустил антивирус и полностью переустановил свой телефон. Как только он это сделал, ему на телефон начали приходить с короткого банковского номера сообщения о зачислении и списании денег с его карты. Примечательно, что эта карта уже более года была закрыта в связи с истечением срока действия. По данному факту также проводятся оперативно-розыскные мероприятия для установления причастных к преступлению лиц. Однако, не дожидаясь их результатов, можно констатировать, что наш земляк поступил очень опрометчиво, перейдя по сомнительной ссылке, поступившей с неизвестного номера, чего делать ни в коем случае нельзя, равно как и переустанавливать телефон после того, как стало понятно, что совершено мошенничество. Иначе сотрудники органов внутренних дел не смогут провести техническую экспертизу.

ПЯТЬ КОВАРНЫХ СХЕМ
Напомнил майор Пушкарев и о других схемах, которые используют «высокотехнологичные» аферисты в деле обмана добропорядочных жителей Чукотки.
– Одна из наиболее распространённых схем телефонного мошенничества связана с рассылкой абонентам сотовой связи сообщений о «блокировке» их банковской карты. Жертве предлагается бесплатно позвонить на определённый номер для получения подробной информации. Когда же владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошёл сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для её перерегистрации. Получив реквизиты, злоумышленники переводят денежные средства на свой телефон, а затем снимают их со счёта, – рассказывает собеседник «КС».
По его словам, согласно другой схеме мошенники создают в Интернете лжесайт одной из наиболее известных банковских организаций, при попытке воспользоваться которым появляются предложения получить приз на банковскую карту. При вводе требуемых реквизитов с имеющихся счетов владельца карты списываются денежные средства.
Активно используют аферисты и социальные сети, в частности, «ВКонтакте», «Одноклассники» и им подобные. Хакеры взламывают на них страницу пользователя и от его имени рассылают гражданам, находящимся в списке друзей, просьбы о даче взаймы денежных средств для материальной помощи.
– Весьма распространённый сегодня способ дистанционного мошенничества связан с использованием услуг интернет-магазинов, – продолжил начальник отделения уголовного розыска анадырского отдела полиции. – Например, очень часто граждане «покупаются» на предложения обманщиков на сайте «Авито» и других подобного рода ресурсах. Поэтому, размещая объявление о продаже или покупке товаров, съёме жилья, граждане должны быть готовы к тому, что их объявление может заинтересовать не только потенциальных покупателей, но и преступников. Нередко преступные элементы под предлогом покупки товара предлагают перевести на банковскую карту продавцов предоплату. Они просят сообщить им номер карты, на которую обязуются перечислить денежные средства. После того, как жертва сообщит номер карты, на её телефон начинают приходить смс-сообщения с паролями, которые «лжепокупатели» просят также сообщить им, для того, чтобы перевести деньги на карту.
Как отметил полицейский, в последнее время стали фиксироваться и случаи мошенничества, жертвами которых становятся водители такси. Аферисты звонят на телефон фирмы такси и под различными предлогами получают номер мобильного телефона водителя. После этого осуществляют ему звонок, представляясь высокопоставленными работниками администрации, полиции, прокуратуры, суда, просят приобрести дорогостоящие спиртные напитки, продукты питания для проходящего банкета. В процессе исполнения заказа водителем такси мошенники просят положить денежные средства на номера мобильных телефонов, поясняя, что при встрече все затраты компенсируют. После перевода денежных средства на номера телефонов мошенники на связь не выходят.

НЕ ДОВЕРЯТЬ И ПРОВЕРЯТЬ
– Таким образом, оградить от мошенников в первую очередь способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан, – заметил Алексей Пушкарев. – Поэтому не следует торопиться сообщать реквизиты своей карты и отправлять незнакомцам смс-сообщения с паролями подтверждения. Как показывает практика, подавляющее большинство такого рода мошенничеств осуществляется заключёнными, отбывающими срок в исправительно-трудовых учреждениях.
Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать данные пластиковой карты своего клиента. Ну а для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, там ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило и карта продолжает обслуживаться банком в обычном режиме.
Также не стоит принимать сомнительные предложения о чрезвычайно выгодных сделках и покупках и всегда проверять полученную информацию, особенно если она вызывает подозрение. Если это касается личного счёта клиента, уточните о возможной операции по телефону, указанному на банковской карте. Если же родственники просят помощи в сомнительной обстановке, обязательно уточните ситуацию либо у них самих, либо у их друзей. Это гарантированно позволит сохранить и деньги, и нервы.