Сороковые, огневые…
11.11.2022

Вячеслав ФИЛИППОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
В прошлом выпуске проекта «Век полёта», посвящённом грядущему 100-летнему юбилею отечественной гражданской авиации, газета рассказывала о развитии авиаперевозок на Северо-Востоке страны в 1930-х годах. Мы видели: несмотря на то, что полёты в высоких широтах становились всё более частыми, авиация всё же применялась в основном точечно, в том числе в спасательных целях. Яркий пример – челюскинская эпопея 1933-1934 годов, когда советские лётчики обеспечили вывоз 104 человек с дрейфующей в Чукотском море льдины. Но всё изменила война, когда возникла необходимость создания полноценной аэропортовой инфраструктуры для обеспечения перегона тысяч американских самолётов из США в СССР.
Речь идёт о работе Красноярской воздушной трассы – знаменитого АлСиба, в создании которого жители Чукотки сыграли большую роль. Трасса Красноярск – Уэлькаль хотя и была воинским соединением, но подчинялась Главному управлению гражданского воздушного флота. Но самое важное, что построенная для неё в 1941 – 1945 годах инфраструктура и подготовленные кадры впоследствии стали базой для развития гражданских авиаперевозок на Северо-Востоке СССР, включая и наш регион.


Кадры решают
На Чукотке с осени 1942 года только что отстроенный аэропорт Уэлькаль на берегу залива Креста стал местом базирования 2-го перегоночного авиационного полка Красноярской воздушной трассы. Напомним, первый полёт по АлСибу состоялся в начале октября: 6 числа группа самолётов вылетела из Фэрбанкса в Ном, а затем в Уэлькаль. Аэропорт Марково на Чукотке имел статус запасного, такую же функцию выполняли построенные в 1943 – 1944 годах аэропорты Анадырь, Омолон, Чаплино и Танюрер.
В 1943 году была организована воздушная магистраль Москва – Уэлькаль. Начальником трассы назначили заместителя руководителя Главного управления ГВФ генерал-лейтенанта авиации Александра Авсеевича – кадрового чекиста, бывшего помощника начальника Главного управления контрразведки «СМЕРШ» НКГБ СССР. Задачами были перегон из США в СССР боевых и транспортных самолётов, организация воздушных перевозок на Дальний Восток и международных полётов в США и Канаду.
При реорганизации АлСиба в июне 1943 года и передаче в подчинение ГУ ГВФ трасса, получившая наименование «воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль» (ВТКУ), организационно вошла в состав воздушной магистрали Москва – Уэлькаль. Начальником ВТКУ назначили главу Политуправления ГВФ генерал-майора авиации Илью Семёнова. Перегоночные авиаполки были сведены в 1-ю перегоночную авиадивизию под командованием Героя Советского Союза полковника Ильи Мазурука, бывшего начальником АлСиба до реорганизации. Мазурук стал отвечать только за лётную работу, а управлять аэропортовой инфраструктурой и обеспечением полётов было поручено Семёнову. Сам факт назначения руководителями новых структур генералов в ранге замов начальника ГУ ГВФ говорит за себя – воздушный путь из центральных регионов на Чукотку и далее на Аляску считался важнейшим направлением работы. Кроме аэродромов, которые располагались на участке Красноярск – Уэлькаль, в состав трассы входили аэропорты Казань, Свердловск (Кольцово), Омск, Новосибирск (Толмачёво), Муром, Янаул и Курган.
С этого времени начинается усиление авиаполков воздушной трассы опытными экипажами гражданского воздушного флота, которые в отличие от большинства военных лётчиков привыкли летать на большие расстояния.
В своем отчёте, направленном в ГУ ГВФ 5 января 1943 года, кадровик капитан Трофимов отмечал, что: «…Прикомандированный к трассе лётный состав ГВФ, работающий на самолётах Ли-2 и С-47, пользуется у командования трассы большим авторитетом и доверием. Все порученные задания выполняются хорошо. Особенно авторитетными являются командиры кораблей – пилоты Марченко М. Г., Еременко И. И., Хасаев Р. А., Моисеев И. И.
Прибывшая в распоряжение Управления трассы группа пилотов ГВФ во главе с Сентюриным Н. Ф. успешно окончила в Якутске лётную тренировку на самолёте А-20 с оценкой «отлично». 14 декабря 1942 года эти пилоты отправлены в Уэлькаль для проведения первого опыта сквозной перегонки из Уэлькаля в Красноярск. Командование трассы возлагает на них большие надежды, учитывая большой налёт, хорошую технику пилотирования и наличие опыта работы по перегонке самолётов из Комсомольска на линию фронта».
Омолон, Танюрер, Чаплино
В годы войны постоянно продолжалось развитие инфраструктуры трассы, в первую очередь строительство аэродромов. Одними из наиболее сложных по исполнению были ВПП на Танюрере и в Старом Чаплино.
Задача оборудования аэропорта Танюрер была возложена на помощника начальника отдела аэродромного строительства трассы Красноярск – Уэлькаль инженер-капитана Бориса Иванова. В апреле 1944 года на самолёте Р-6 в малонаселённые тундровые районы озера Красного и реки Танюрер были высажены изыскательские бригады в количестве 15 человек. Они под руководством Иванова на собачьих упряжках обследовали огромный тундровой район площадью 2400 кв. км и наметили 17 вариантов, из которых после снеготаяния в конце июня 1944 года был утверждён вариант № 2 на реке Танюрер.

Одновременно с изыскательскими работами инженер-капитан Иванов перебросил самолётами Р-6 и Ш-2 86 лесорубов в малоисследованный район реки Майн на 400 км вверх по течению от реки Анадырь, где была организована заготовка 3 тыс. кубометров леса, необходимого для стройки.
К строительству аэродрома Танюрер приступили 15 июля 1944 года. С этого времени по 1 октября было выполнено 50 тыс. кубометров земляных работ по устройству сплошной насыпи в 60 см на заболоченной тундре для укладки металлической полосы. Затем было уложено 72 тыс. кв. метров металлических плит. В итоге за 75 дней в тундре была построена первоклассная ВПП размером 1200 х 60 метров.
В том же 1944 году строился и запасной аэродром в Старом Чаплино. Под руководством старшего производителя работ руководителя механизации по строительству аэродрома Чаплино Ивана Гура с 5 августа по 15 сентября по гальке на расстояние 10 км было переброшено из карьера на полосу 4 тыс. тонн глины. Гура применил ряд механизмов по дроблению и перемешиванию глины собственной конструкции и обеспечил к 15 сентября посадку в Чаплино самолёта С-47. На 25 сентября 1944 года была закончена полоса 1000 х 40 метров, обеспечивающая приём и вылет любой машины. Никто тогда не считал это трудовым подвигом, шла обычная, хотя и очень тяжёлая работа.


И Молотова подвезли
Одним из важнейших направлений работы воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль была перевозка дипломатов и дипломатической почты. Она благодаря слаженной работе авиаторов и недосягаемости для атак противника быстро приобрела репутацию одной из самых надёжных международных трасс в мире. Её услугами пользовались государственные деятели обеих стран. По ней летали нарком иностранных дел В. М. Молотов, послы СССР в США К. А. Уманский, М. М. Литвинов, А. А. Громыко и другие. В 1944 году трассой воспользовались, направляясь в Китай, вице-президент США Генри Уоллес, сенатор Уилки, руководитель военной промышленности США Нельсон. В августе 1944 года экипаж Георгия Бенкунского на самолёте С-47 «Дуглас» перевёз из Москвы в США делегацию, возглавляемую А. А. Громыко.
В апреле 1945 года по трассе была доставлена в Сан-Франциско на Международную конференцию Объединённых Наций делегация во главе с В. М. Молотовым, а также делегации Украины и Белоруссии. Услугами трассы пользовались и другие советские дипломатические группы.
Через год работы трассы под управлением ГУ ГВФ большое число её работников было удостоено правительственных наград. Отметили и начальника генерала Илью Семёнова.
Из наградного листа от 7.08.1944 г.:
«…Тов. Семёнов за время работы начальником трассы с июня 1943 года своим руководством частями трассы обеспечил выполнение решения Государственного Комитета Обороны и указания командования по организации и обеспечению перегонки боевых и транспортных самолётов фронту, строительство новой аэродромной сети и оснащение построенных аэродромов.
За период работы т. Семёнова по трассе Фэрбанкс – Красноярск перегнано много боевых самолётов. План строительства в 1943 году выполнен. Созданная вновь аэродромная сеть находится в исправном эксплуатационном состоянии, чем созданы условия со стороны аэродромной службы по обеспечению безопасности полётов. Тов. Семёнов руководит строительством лично и оперативно путём выезда на места, в результате чего в 1944 году успешно проведено изыскание и проводится строительство новых аэродромов по заданию Государственного Комитета Обороны в трудных районах Севера. Производительность труда на стройучастках повысилась только за 1944 год на 24 %. В 1943 г. обеспечил завоз продовольствия, ГСМ и создал условия для перегонки самолётов фронту. В Анадырском порту организовал флот-плавбазу из 23 самоходных барж, которая в течение второй навигации обеспечивает восточные порты трассы горючим и продовольствием.
В 1944 г. тов. Семёнов обеспечил ответственный перелёт по воздушной трассе вице-президента США г. Уоллеса.
За организацию и обеспечение перегонки самолётов фронту, строительство новой аэродромной сети трассы достоин правительственной награды – ордена Ленина.
Начальник ГУ ГВФ генерал-полковник авиации Астахов. 7.08.1944».
Важно, что строительство инфраструктуры воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, которую сегодня чаще называют АлСибом, велось с учётом возможного применения в будущем для освоения ранее необжитых районов Сибири и Крайнего Севера, то есть решения сугубо гражданских задач. Уже к 1946 году она была наиболее благоустроенной и технически оснащённой трассой на территории СССР. Всего за три года работы (напомним, что с 1942 по 1945 годы по АлСибу было перегнано более 8 тыс. машин) лётно-технический состав приобрёл значительный опыт в эксплуатации самолётов в сложнейших условиях Северо-Востока СССР. Неудивительно, что все эти люди оказались максимально востребованы в мирное время. Подавляющее большинство личного состава трассы после её расформирования в 1946 году остались работать в уже освоенных регионах в подразделениях гражданской, полярной и ведомственной авиации. Всё это заложило прочную основу для развития гражданского флота на много лет вперёд.
Кстати
Когда после 1965 года правительством СССР был учреждён ряд льгот для участников Великой Отечественной войны, выяснилось, что лётчики-перегонщики и обслуживающий персонал из числа тех, кто до перевода на трассу не успел послужить в действующей армии, не считаются участниками Великой Отечественной войны. Это следует назвать казусом, поскольку многие из них были награждены боевыми орденами и медалями именно за перегон самолётов, а сама 1-я перегоночная авиадивизия была Краснознамённой. Рекордсмены трассы имели на своём счету по три-четыре боевых ордена и 300-350 самолётов, доставленных в действующую армию. За перегонщиков вступился Герой Советского Союза командир 1-й перегоночной авиадивизии Илья Мазурук. Однако на его запрос Генштаб армии сперва ответил следующее: «Трассы полётов проходили через Якутск, Киренск, Красноярск. Все эти города и прилегающие к ним районы находились в тылу, далеко от границ (в том числе и тыловых) общевойсковых действовавших фронтов. Поэтому в соответствии с директивой ГШ ВС РФ № ДГШ-1-1992 1-я КПАД (Краснознамённая перегоночная авиадивизия. – Прим. ред.) ГВФ и её полки не могут быть отнесены к действующей армии». Однако справедливость восторжествовала и герои АлСиба были признаны участниками войны.
Лётчики АлСиба приложили руку и к разгрому милитаристской Японии. С июня 1945 года 1-я перегоночная авиадивизия приступила к перегонке самолётов в обратную сторону – с запада на восток: с аэродромов Красноярск, Черногорск и Якутск на аэродромы ВВС Забайкальского, Дальневосточных фронтов и ВВС Тихоокеанского флота. Отдельные соединения дивизии, а именно эскадрилья самолётов С-47 8-го транспортного авиаполка, участвовала в боевых операциях в составе 9-й Воздушной армии, обеспечивая высадку десантов на аэродромы Харбин, Гирин, Чанчунь, Мукден в тылу Квантунской армии в Маньчжурии, а также по транспортировке боеприпасов и горючего для частей 1-го Дальневосточного фронта. За образцовое выполнение боевых заданий весь личный состав эскадрильи (30 человек) был отмечен наградами. Кроме того, за перегон самолётов для действующей армии на Дальний Восток было награждено 152 военнослужащих авиадивизии.