Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Летят лодки…

09.06.2023

Летающая лодка Дорнье «Валь» стала одним из гидропланов, покорявших необъятные полярные просторы.

Вячеслав ФИЛИППОВ
gazeta@ks.chukotka.ru

Классические воздушные суда обычно принадлежат двум средам – воздуху и земле. Но есть летательные аппараты, которые превосходно чувствуют себя в вод­ной стихии. Речь, конечно, о гидросамолётах. В свежем выпуске проекта «На взлёт!», рассказываю­щем об авиации, которая «обживала» северное небо, речь пойдёт именно о них. В истории нашего региона летающие лодки сыграли важную роль, поскольку Чукотка, как известно, полуостров, а значительная часть её границ – море. Так получилось, что осваивать полярные просторы начинали немецкие и итальянские гидропланы. Наши «подтянулись» немного позднее.

Эскимосы воскликнули «Кай!»

В первой половине 1920-х заботы у правительства СССР были больше в северо-западной части Арктики. Через этот район морем доставлялись зерно и другие продукты ещё в не оправившуюся от Первой мировой и Гражданской войн центральную и западную части страны. На эти годы пришлись Карские операции. Караваны судов с хлебом шли с Енисея и Оби вдоль северного побережья в Мурманск и Архангельск. Отсюда в Швецию и Норвегию пароходы везли лес и пушнину.

Повод снарядить экспедицию на Северо-Восток – к островам Врангеля и Геральда – появился в 1926 году. К этому времени на Врангеля «положили глаз» высадившиеся там в 1921 и 1923 годах канадцы (в то время подданные Великобритании), а также американцы. В 1924 году советская экспедиция, прибывшая на корабле «Красный Октябрь», выдворила иностранцев и подняла над островом красный флаг. Однако угроза заселения его чужаками оставалась.

Экспедиции 1926 года была поставлена задача – организовать советскую колонию, научную станцию и промысловый посёлок на острове Врангеля. Сюда из Владивостока 15 июля отправился пароход «Ставрополь» под командой капитана Павла Миловзорова с будущими зимовщиками и первым «губернатором» острова Врангеля Георгием Ушаковым. На борту судна находился немецкий поплавковый «Юнкерс-13» с лётчиком финном Отто Кальвицей и бортмехаником австрийцем Францем Леонгардом.

Поплавковый  «Юнкерс-13»  Отто Кальвицы.  Этот гидросамолёт  выполнит реко­гносцировочный облёт острова Врангеля  11 августа 1926 года.

По пути на остров Врангеля «Ставрополь» зашёл в бухту Провидения, где Ушаков завербовал шесть бедных эскимосских семей, которые вместе с русскими поселенцами должны были организовать первую колонию на острове.

9 августа 1926 года «Ставрополь», отыскав путь в ледовых полях, вошёл в бухту Роджерс и на следующий день начал выгрузку. А уже 11 августа состоялся, пожалуй, первый полёт гидроплана над Чукоткой, а точнее – над островом Врангеля, куда прибыла экспедиция. Вот как описывал это событие в своей автобиографической книге «Остров метелей» Георгий Ушаков:«Я подошёл к «юнкерсу», около него, как всегда, толпятся эскимосы. Они никак не могут налюбоваться на эту птицу. Подходят, ощупывают и гладят самолёт, а потом часами около него просиживают, молча рассматривая диковинку. Видно, что они ошеломлены.

До полётов они никак не могли поверить, что гидроплан может подняться в воздух, что он обгоняет настоящих птиц. В первый раз они скептически смот­рели на то, как пилоты усаживаются на свои места. Но вот затрещал мотор. Самолёт дрогнул, покачнулся и побежал по воде. С каждой секундой его скорость увеличивалась. Вода запенилась, за хвостом по­явилась волна. Эскимосы замерли. Их глаза расширились. И вдруг почти разом все вскрикнули: «Кай!» (восклицание, выражающее восхищение. – Прим. ред.). Стальная птица взмыла в воздух. Вот она делает крутой поворот и с рокотом проносится над кораблём. Зрители возбуждённо переговариваются, смеются и бьют в ладоши. Вскоре самолёт скрывается из вида. Но у эскимосов зрение, оказывается, острее нашего. Они, всё ещё не двигаясь с места, показывают друг другу на невидимую для нас точку».

Через день Ушаков вместе с лётчиками выполнил облёт острова. На высоте тысяча метров «Юнкерс» пролетел над бухтой Роджерса, мысом Гаваи, скалами мыса Уэринг и вышел на северный берег. Здесь-то и состоялась первая посадка гидроплана на воду – причём с не очень благовидной целью. Люди, заметив крупное стадо моржей, приводнили самолёт и пытались подстрелить одно из животных, чем вызвали ярость остальных. Моржи атаковали незваных гостей, и Ушакову с товарищами едва удалось спасти машину, применив оружие. Но, так или иначе, первый полёт гидроплана на Чукотке состоялся.

Уполномоченный Далькрайисполкома по управлению островами Врангеля и Геральд Георгий Ушаков был участником второго известного полёта гидроплана на Чукотке.

Печальный конец «Советского Севера»

В 1927 году, когда потребовалось установить связь с перезимовавшей на острове Врангеля советской колонией, была снаряжена Северная воздушная экспедиция Георгия Красинского на двух самолётах – таком же поплавковом «Юнкерсе-13» и летающей итальянской лодке «Савойя-16». Задачи их были сложнее – выяснить возможность организации воздушного моста остров Врангеля – мыс Северный (ныне мыс Шмидта), а также изучить условия полётов от устья Лены до Иркутска. 14 июня пароход «Колыма» под началом всё того же Миловзорова доставил к Северному самолёты с экипажами – военными лётчиками Эдуардом Лухтом и Ефимом Кошелевым, бортмеханиками Фёдором Егером и Григорием Побежимовым.

Первый полёт совершил на Врангеля Кошелев, который привёз поселенцам снаряжение, боеприпасы и медикаменты. На другой день в бухте Роджерса произвёл посадку самолёт Лухта. Лётчики почти трое суток провели у островитян. Затем гидропланы были подняты на борт парохода и проследовали до бухты Тикси. Здесь осуществили повторную выгрузку и выполнили несколько полётов вдоль реки Лены, приводнившись 13 августа у Якутска.

Всего этой воздушной экспедицией было пройдено 7300 км, последние 240 км экипажи летели над гористой местностью на гидросамолётах, не приспособленных к посадке на сушу. 27 августа 1927 года воздушная экспедиция успешно завершилась. Трасса от устья Лены до Иркутска была разведана.

В 1928 году полярный исследователь Георгий Красинский организовал под флагом Осоавиахима Вторую северную воздушную экспедицию – от Владивостока вдоль побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов до Архангельска и далее до Ленинграда. В ходе перелёта планировались доставка почты и медикаментов на остров Врангеля, географические исследования в районе Медвежьих островов, посещение архипелага Северная Земля. Замысел был грандиозным, но и весьма рискованным. На всей трассе Севморпути действовало всего шесть полярных станций, откуда можно было получить сводки погоды и помощь в случае аварии.

Для выполнения амбициозной задачи снарядили специально приобретённую в Италии немецкую по происхождению летающую лодку Дорнье Do 16 «Валь» (советское название Дорнье «Валь»), получившую имя «Советский Север». В состав экипажа вошли сам Красинский, командир Александр Волынский, второй пилот Ефим Кошелев, лётчик-наблюдатель Николай Радзевич и бортмеханик Семён Борисенко.

Дорнье «Валь», получивший громкое имя «Советский Север», был  разбит жестоким 10-балльным штормом в Колючинской губе в августе 1928 года.

Немец: надёжный и долговечный. Летающие лодки Дорнье «Валь» более 20 лет отработали в полярной авиации, в том числе и на Чукотке. В 1936 году состоялся перелёт Василия Молокова на самолёте с бортовым номером Н-2 по маршруту Красноярск – Якутск – Охотское море – Камчатка – пролив Беринга – Уэлен и отсюда дальше на запад вдоль берегов Ледовитого океана до Архангельска с остановками по всем полярным станциям. В 1933 году Сигизмунд Леваневский перегнал из Севастополя в Хабаровск новый Н-8, а затем вылетел в Анадырь для спасения потерпевшего аварию американского пилота Джеймса Маттерна, которого нашли и отправили в Ном на Аляске. На Дорнье «Валь» Н-233 пилот Власов в навигацию 1941 года работал на мысе Шмидта и в Певеке, а лётчик Павлов в навигацию 1942 года – в Крестах Колымских. От эксплуатации этих надёжных двухмоторных гидросамолётов окончательно отказались только в середине 40-х годов.

Самолёт вылетел из Владивостока 16 июля 1928 года. Миновав Сахалин, он взял курс на Камчатку. Первый в истории отечественный перелёт через Охотское море занял девять часов. Следующая посадка была в Анадыре. Неустойчивая погода преследовала авиаторов, и всё же 17 августа они приводнились в лагуне у посёлка Уэлен. Далее экспедиция взяла курс на мыс Северный, но из-за плохой погоды была вынуждена сесть в Колючинской губе. Трое суток авиаторы провели на безлюдном берегу, пережидая 10-балльный шторм. В итоге стихия изуродовала самолёт. К утру машину понесло ветром к галечной косе и выбросило на юго-восточный берег губы. Увы, но перелёт был закончен. Покинув самолёт, экипаж три недели добирался через тундру и горные цепи до мыса Дежнёва, откуда на уже знакомом нам пароходе «Ставрополь» убыл во Владивосток.

Несмотря на печальный конец «Советского Севера», результаты работы экспедиции были признаны значительными – Дорнье «Валь» пролетел 6500 км, экипаж выявил условия полёта над Японским морем, Татарским проливом, Охотским морем и вдоль всего побережья Берингова моря. Были установлены места возможных посадок от Владивостока до места аварии и внесены исправления в карты Берингова моря и Северной Чукотки.

Между тем

МП-1 (морской пассажирский) был гражданской модификацией отечественного гидросамолёта МБР-2 (морской ближний разведчик). Экипаж самолёта, который мог брать на борт до 540 кг груза, состоял из двух человек.

Первые гидросамолёты, летавшие на Крайнем Севере СССР, были иностранного производства. Но спустя некоторое время о себе заявили и наши образцы. Полярные лётчики и жители северных посёлков не раз добрым словом вспоминали авиаконструктора Георгия Бериева и его знаменитые «амбарчики» – гидропланы МП-1. На Чукотке они появились в 1935 году, когда две машины с номерами Н-103 и Н-104 завезли на мыс Северный. Некоторое время они успешно возили грузы и пассажиров, но выбыли из строя в связи с авариями. Осталась в истории авиации и летающая лодка Ш-2. Одну из них 1933 года выпуска использовали в качестве зимовочного самолёта в бухте Провидения. Эта машина налетала немного – всего 208 часов и была списана в связи с высоким износом и невозможностью ремонта. Тем не менее Ш-2 был доставлен на судне из Провидения в Анадырь. Здесь он использовался в качестве стендового учебного пособия в авиационном кружке при Анадырском авиаотряде, где готовились лётные кадры из числа коренного населения.