Под звёздами балканскими
11.04.2025

Вячеслав ФИЛИППОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
Удивление и недоумение у людей, мало-мальски знакомых с историей Второй мировой войны, вызвали на прошлой неделе слова президента братской Сербии Александра Вучича. В интервью американскому блогеру он заявил, что 80 лет назад сербская армия освободила Югославию от нацистов по большей части своими силами, а помощь Красной армии была ограниченной. Между тем только по официальным данным при освобождении Югославии погибли около 10 тыс. наших солдат и офицеров, более 20 тыс. получили ранения или пропали без вести, ещё около 6 тыс. советских граждан сражались в рядах Народно-освободительной армии Югославии. А отдельной героической страницей истории освобождения Балкан от фашистов стала работа Авиагруппы особого назначения.
Миссия в Бари
В июле 1944 года по договорённости с союзниками в итальянском городе Бари была организована советская авиабаза и Авиагруппа особого назначения (АГОН). Практически сразу началась боевая работа в интересах Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ), которая тогда партизанскими методами сражалась с оккупировавшими страну нацистами. Саму авиагруппу, состоявшую из двух эскадрилий – транспортной (12 самолётов С-47), истребительной (12 Як-9ДД с повышенной дальностью полёта), а также звена связных самолётов По-2, возглавил Герой Советского Союза полковник Василий Щелкунов. Командиром транспортной эскадрильи назначили Героя Советского Союза майора Петра Еромасова.
Аэродром находился в 12 км северо-западнее Бари почти на уровне Адриатического моря, откуда совершались ночные полёты с грузами для югославских партизан на площадки Медено Поле и Купрешко Поле. Их состояние наглядно характеризует следующее описание: «убраны только крупные камни, заход на посадку – лишь с одной стороны, уход на второй круг чрезвычайно опасен, так как нужно было выполнить низкий разворот над горами».
Ещё до прибытия в Бари авиагруппы в Югославии почти полгода практически автономно работал экипаж С-47 Александра Шорникова. В январе 1944 года ему поручили перебросить в Югославию советскую военную миссию во главе с генерал-лейтенантом Николаем Корнеевым. 17 января самолёт вылетел по маршруту Москва – Астрахань – Тегеран – Каир – Бизерта – Бари, но из-за погодных, технических и организационных проблем к месту назначения удалось добраться лишь к началу февраля. Затем советская военная миссия из Бари была доставлена в Дрвар, где находился Верховный штаб НОАЮ, а 25 февраля она приступила к работе.
Экипаж остался в распоряжении миссии, а его штурман Павел Якимов стал основным авиаспециалистом при Верховном штабе НОАЮ и разработал для партизан подробную инструкцию по организации посадочных площадок. Под его руководством была организована работа аэродрома «Лебедь» близ деревни Медено Поле, а в ряде районов партизаны подготовили ещё 20 посадочных площадок и 32 – для выброски грузов.
До конца мая 1944 года экипаж Шорникова совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя частям НОАЮ боеприпасы, вооружение, медикаменты, вывозя обратными рейсами раненых и больных партизан. Был случай, когда экипаж приземлился в самый разгар боя: пришлось спешно разгружать самолёт, не выключая моторов, а раненых принимали, когда бой шёл уже на краю посадочной площадки.
Сам Александр Шорников так вспоминал те дни: «Мы сроднились с партизанами. Они знали нас по именам и фамилиям и всегда дружески встречали. Однажды мы приняли на борт 15 раненых партизан. За всё время полёта в Италию ни один из них не застонал, хотя, как выяснилось впоследствии, все они были без ног. При выносе из самолёта один из раненых взял мою руку, крепко стиснул её и сказал, что русские братья освободят свою Родину и помогут освободить от фашистского рабства их чудесную землю, принесут свободу и счастье югославскому народу».
Спасти маршала Тито
25 мая 1944 года немецкое командование выбросило в районе города Дрвар, где располагался Верховный штаб югославской армии, воздушный десант в составе 700 человек, а утром следующего дня подошли танковые и механизированные войска немцев, нанёсшие удар с фронта, который проходил всего лишь в 50 км от города. В ходе ожесточённого боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику удалось занять Дрвар, однако операция по захвату в плен маршала Иосипа Броз Тито, возглавлявшего партизанское движение в Югославии, полностью провалилась: члены Верховного штаба и правительства вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через 10 дней тяжёлых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в 100 километрах от Дрвара.
В течение 10 дней немецко-фашистские войска преследовали Верховный штаб НОАЮ, в связи с чем югославское командование приняло решение эвакуировать руководителей в безопасное место. В ночь на 4 июня экипаж Шорникова вылетел на выполнение задания. Маршрут полёта проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнём зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали 3 тыс. метров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. При этом площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров и располагалась среди гор и вблизи противника, а заход на посадку был возможен только с одной стороны. Лётчики отлично посадили самолёт у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв…
Штурман Якимов всё время находился при миссии, обеспечивая приём самолёта. Вместе с партизанами он подготовил площадку и организовал встречу своего экипажа. К этому моменту он уже был ранен осколком вражеской мины, но продолжал работу.
В тот рейс на борт были взяты 20 человек, в том числе маршал Тито, его первый заместитель Эдвард Кардель, начальник штаба генерал-лейтенант Арсо Йованович, генерал-лейтенанты Иван Милутинович и Александр Ранкович, начальник советской военной миссии генерал-лейтенант Корнеев, начальник англо-американской военной миссии Вивиан Стрит и члены Верховного штаба югославской армии. Их благополучно доставили в Италию на советскую авиабазу Бари. В эту же ночь экипаж в ещё более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез в Бари ещё 20 работников Верховного штаба югославской армии. Через несколько часов в Купрешко Поле вошли фашистские танки, а охранявшие Верховный штаб части с боями вырвались из окружения и ушли в другие районы.
За эвакуацию из вражеского окружения Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито Александру Шорникову, его второму пилоту Борису Калинкину и штурману Павлу Якимову были присвоены звания Героев Советского Союза и Народных Героев Югославии, а борттехник Иван Галактионов и бортрадист Николай Вердеревский удостоились орденов Ленина и «Партизанская Звезда» 1-й степени.

Справка «КС»
Сложнейшие горные условия не помешали пилотам АГОН выполнить 972 вылета, из них 387 – с посадкой в тылу противника на горные площадки, организованные в 10-15 км от немецких гарнизонов. Югославским партизанам доставлено свыше 1000 тонн боеприпасов и других грузов, транспортировано более 5000 человек, в том числе 1600 раненых. 114 авиаторов АГОН награждены орденами и медалями, а лётчики Дмитрий Езерский, Александр Шорников, Владимир Павлов, Борис Калинкин, Василий Шипилов, штурман Павел Якимов были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие офицеры и сержанты также награждены югославскими орденами и медалями, причём Александр Шорников, Борис Калинкин и Павел Якимов, вывезшие из окружения маршала Тито, стали Народными Героями Югославии.

Рекорд среди союзников
Транспортная эскадрилья АГОН Петра Еромасова также провела огромную работу. В круг боевой деятельности её экипажей входили ночные полёты в партизанские районы со сбросом груза на парашютах, а также без парашютов с высоты не более 400 метров, с посадкой на полевых площадках в расположении частей НОАЮ и вывозом раненых, а также полёты по спецзаданиям.
Экипажи авиагруппы совершали посадки более чем на 20 площадках в различных районах Югославии, в большинстве своём – в гористой местности.
О работе экипажей транспортных С-47 АГОН красноречиво свидетельствуют строки из представления к званию Героя Советского Союза командира воздушного корабля Дмитрия Езерского: «15 сентября 1944 года Езерский вылетел на площадку Гацко, доставил туда боеприпасы и взял на борт 37 раненых. Эта цифра является рекордной не только для авиагруппы, но и для всех союзных авиачастей, выполнявших аналогичную работу. Взяв такую большую загрузку с маленькой горной площадки, Езерский проявил свою исключительно высокую технику пилотирования и умение летать на пределах, а также высоко поднял престиж советских лётчиков в глазах английского и американского лётного состава».
За неполный год авиагруппа доставила югославским партизанам огромное количество боеприпасов, оружия и другого военного снаряжения – вплоть до 45-мм противотанковых пушек, продовольствия и медикаментов. Самым же дорогим подарком в ту пору партизаны считали советский автомат ППШ. Он вручался торжественно перед строем. Боец принимал оружие, стоя на одном колене, целовал автомат и клялся бить врага до полной победы.
До крайних вылетов войны
Победа Красной армии на Дунае вызвала усиление национально-освободительного движения в Балканских странах. Советское командование приняло решение установить связь с Народно-освободительной армией Греции. С этой целью 19 июля 1944 года экипаж АГОН лейтенанта Павла Михайлова разведал посадочную площадку Кардица и в ночь на 26 июля доставил туда представителей НКИД и Генштаба Красной армии для связи с Народно-освободительной армией Греции и Албании.
А 18 сентября экипажи С-47 лейтенанта Михайлова и Владимира Павлова, вылетев с итальянской авиабазы в Бари, в сумерках приземлились на острове Вис, откуда в 3 часа ночи 19 сентября вылетели через линию фронта в румынский город Крайова. На борту у Михайлова – легендарный маршал Тито. Чтобы не привлекать внимание к тайной операции, полёт был произведён в полной темноте без стартовых сигналов и прошёл по плану, без неожиданностей. На лётном поле маршала Тито встречали руководитель советской военной миссии в Югославии генерал-лейтенант Корнеев и начальник выделенной маршалу советской охраны генерал-майор Шадрин. 21 сентября Тито вылетел в Москву, где пробыл до 28 сентября.
С 15 декабря место базирования АГОН – аэродром Земун в Сербии. Оттуда 30 декабря группа из трёх самолётов (экипажи Шипилова, Окинина, Павлова) была направлена в распоряжение командующего Третьим Украинским фронтом для оказания помощи в обеспечении боеприпасами советских войск на правом берегу Дуная, так как переправы были сорваны паводком. Самолёты АГОН доставили войскам сотни тонн боеприпасов, что способствовало успешному выполнению операции по взятию Будапешта.
8 мая 1945 года командир корабля Павел Михайлов выполнил последний боевой вылет в Подгорицу. Знаменательным было то, что груз был уже мирным – не взрывчатка и автоматы для партизан, а генераторы для электростанции и водопроводные трубы.
С 4 по 7 августа 1945 года все самолёты транспортной эскадрильи АГОН вернулись на родную базу во Внуково. Последним сербский Земун покинул экипаж Героя Советского Союза Василия Шипилова.
Захватить и доставить в Москву
В сентябре 1944 года лётчик, командир транспортного самолёта С-47 № 925 Аркадий Дымов блестяще выполнил сложное задание, обеспечив арест представителей германской, итальянской и венгерской миссий в Румынии. Ночным рейсом вместе с арестованными членами болгарского правительства экипаж лейтенанта Дымова доставил их в Москву. А было это так.
19 сентября 1944 года на аэродроме Добрич (Болгария) Аркадий Дымов получил письменное приказание командующего 17-й Воздушной армии генерал-полковника авиации Владимира Судец: «Немедленно вылететь и произвести посадку на окраине города Хасково в 3 км севернее турецкой границы для выполнения спецзадания. При успешном выполнении задания весь экипаж будет награждён».
Экипаж немедленно вылетел, высадил на аэродроме Хасково 25 автоматчиков, которые на местных автомашинах выехали по шоссе к турецкой границе. Через 15-20 минут после Дымова на этот же аэродром прибыли два самолёта А-20 «Бостон» в сопровождении истребителей, которые привезли ещё две группы автоматчиков. Эти группы также на автомашинах выехали к турецкой границе.
На пограничной станции первая группа автоматчиков задержала спецпоезд из двух мягких и одного багажного вагонов, в которых находились военные миссии Германии, Италии и Швейцарии (около 30 человек) с особо важными секретными документами, валютой и ценностями. Задержанных, пытавшихся бежать в Турцию, доставили в Хасково, откуда в этот же день на самолёте Дымова они были переброшены на аэродром Добрич и в штаб 17-й Воздушной армии. Весь экипаж был удостоен орденов.
Кстати
За голову капитана Николая Жукова – наиболее досаждавшего фашистам пилота 105-го Гвардейского авиаполка ГВФ, в состав которого входила 1-я партизанская авиаэскадрилья (ночная транспортно-бомбардировочная эскадрилья), враг обещал 50 000 рублей и поместье с наделом земли, а за голову пилота 120-го Гвардейского авиаполка ГВФ старшего лейтенанта Николая Зотова – 30 000 рублей. А сбитый биплан У-2 фашистское командование оценивало в 2000 рейхсмарок (при условном соотношении 1 рейхсмарка – 10 советских рублей), тогда как за истребитель премия была вдвое меньше – 1000 рейхсмарок.
ВО ВРАЖЕСКИЙ ТЫЛ БЕЗ ПРИКРЫТИЯ. Экипажи тяжёлых транспортных самолётов 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ в 1944 – 1945 годах выполняли полёты по связи с партизанскими отрядами на территории восточноевропейских стран, по доставке советских военных миссий и офицеров связи в штабы союзников, штабы сформированных в СССР лётных частей Чехословакии, Румынии, Югославии. По просьбе представителей Народных фронтов в тыл врага было заброшено несколько тысяч югославских, греческих, албанских антифашистов и советских военных специалистов для организации операции «Воздушный мост» в Словакии.
В ночь на 1 октября 1944 года старший лейтенант Иван Рышков в тяжелейших условиях без прикрытия при интенсивном обстреле и блокировании истребителями вывез из вражеского тыла венгерскую делегацию. Всего же он выполнил 358 сложных боевых вылетов в страны Восточной Европы. За мужество и отвагу лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.