Анадырь






0
ощущается как -5
83.68
89.66
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

В бухте Святого Провидения

25.02.2022

В 1935 году, когда была сделана эта фотография, никто и не думал, что через несколько лет на месте крошечного поселения появится современная гавань и посёлок с числом жителей до тысячи человек. ФОТО: ИЗ ФОНДА МУЗЕЯ БЕРИНГИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ

Светлана Мусияка
gazeta@ks.chukotka.ru

Как и многие города, посёлки и объекты инфраструктуры Советского Союза, морской порт Провидения, которому буквально на днях стукнуло ровно 85 лет, возник не стихийно, а был учреждён в директивном порядке. 21 февраля 1937 года начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт издал Приказ №56 «О создании морского торгового порта Провидения». С этого момента началась практическая работа по обустройству новой советской гавани, которая рассматривалась в качестве опорной на трассе Севморпути.

Впрочем, приказу предшествовало решение рангом выше – 10 июля 1936 года в свет вышло Постановление Совета народных комиссаров СССР, где роль порта в бухте Провидения определялась как «постоянная угольная и судоремонтная база на Чукотском полуострове с обеспечением в то же время и нормальной переработки грузов малого каботажа». В кратчайшие сроки был разработан проект новой гавани. Он-то и лёг на стол Шмидту, который после его визирования издал исторический приказ.

Спаслись у чукотского берега

Но почему Провидения? Разве мало было на Чукотке мест, подходящих для строительства «с нуля», хорошо освоенного советской властью в период индустриализации?

История удобной для мореплавания бухты уходит корнями в далёкие времена. Первые исторические упоминания о посещении этих мест европейцами восходят к XVII веку. В 1660 году группа русских промышленников во главе с сотником Курбатом Ивановым совершили плавание от Анадырского лимана до Чукотского мыса, который находится у восточного входа в бухту.

Своё романтичное название бухта Провидения получила спустя почти 200 лет от капитана английского гидрографического судна «Пловер» Томаса Мура, искавшего пропавшую в высоких широтах экспедицию Франклина. В Беринговом море «Пловер» попал в сильный шторм и получил серьёзные повреждения. Оказавшись у южной оконечности Чукотского полуострова, Мур направил свой корабль к незнакомому берегу и неожиданно вошёл в не обозначенную на картах тихую, укрытую от ветров бухту. 17 октября 1848 года «Пловер» бросил в этом месте якорь, после чего англичане остались здесь на зимовку. Редкий случай, но во время зимы 1848/49 года ни один член экипажа не умер. Моряки решили, что столь удачным исходом они обязаны провидению. В итоге бухта получила название Святого Провидения, а галечная коса на её входе – имя парусника «Пловер». Восточную часть бухты, где и был впоследствии построен порт, Томас Мур, по преданию, назвал в честь дочери – Эмма. Есть у неё и советский топоним – бухта Комсомольская.

В 1875 году Провидения была подробно описана с клипера «Гайдамак», которым командовал капитан-лейтенант Тыртов. Она вдаётся в сушу на 36 километров, её ширина – от двух до семи километров. Основные глубины – 40-50 метров, но местами доходят почти до 200.

Благоприятные климатические условия Провидения, равно как и её мореходные характеристики, сыграли в дальнейшем ключевую роль. Сюда частенько заходили китобойные и торговые суда многих стран. В конце XIX – начале XX веков в практику вошло патрулирование северных морей русскими военными кораблями, которые таким образом обозначали границы Империи. В июле 1876 года клипер «Всадник» выгрузил на косе Пловер 500 тонн угля для создания топливной базы русских кораблей. Постепенно бухта стала местом частой стоянки судов, а начавшееся в 30-х годах прошлого века освоение Северного морского пути показало необходимость закладки здесь полноценного морского порта.

На косе Пловер ещё в начале XX века существовало небольшое селение эскимосов. К середине столетия здесь появится посёлок, который впоследствии будет закрыт. ФОТО: ИЗ ФОНДА МУЗЕЯ БЕРИНГИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ

На бал с «Беломорканала»

Административно-тех-нический персонал порта и созданного для его строительства Провиденстроя набирался в Москве и Ленинграде, а портовики и строители – в Новосибирске, Владивостоке и Хабаровске.

Как свидетельствуют записи по истории порта, «15 октября 1938 года, в ясный солнечный день, в бухту Провидения прибыл пароход «Беломорканал». На его борту находились первый начальник строительства В. Р. Вышеславский и с ним ещё 16 рабочих. Это были первые работники организации, ставшей впоследствии СМУ «Провиденстрой». Её главной задачей являлось строительство порта и одновременно – посёлка Провидения».

В 1937 году, как пишет в своих воспоминаниях в номере газеты Провиденского района «Полярник» от 13 июля 1982 года бывший начальник порта Анатолий Дыга, всего лишь несколько деревянных домов, яранг и палаток были в распоряжении портовиков и местных жителей. Поэтому начали со строительства элементарного жилья, а через пару лет в посёлке уже работали детский сад, хлебопекарня, баня-прачечная. Принял первый груз большой товарный склад, проведено первое электроосвещение. Одновременно ускоренными темпами шло строительство самого порта. В это время не хватало рабочих рук, выход находили в привлечении к работам коренных жителей. В историю вписаны имена первостроителей из их числа. Это Умка, Напаун, Нальятутак, Акки, Унихтыкак.

В 1939 году в Провидения на собрании местного актива, на котором присутствовал один из первых Героев Советского Союза, руководитель Управления Главсевморпути Иван Папанин, обсуждали будущее посёлка и порта. Говорили о современных причалах, где будут швартоваться большие корабли, о портальных кранах, которые будут их разгружать, о большом посёлке. Всё это на глазах становилось реальностью.

Как свидетельствует Анатолий Дыга, летом 1940 года у стенки первого причала уже разгружались суда, хотя в ходу была и рейдовая разгрузка. В новом порту, который был спроектирован под перевалку 100 тыс. тонн грузов, от навигации к навигации стремительно рос грузооборот. В 1938 году он составлял 24 тыс. тонн, в 1939-м – 45 тыс. тонн, в 1940-м – 57 тыс. тонн.

Между тем

Появление Провиденского морского порта вызвало и бурное развитие посёлка. К началу Великой Отечественной войны в Провидения и его окрестностях функционировали строительная контора «Провиденстрой», промартель «Полярная звезда», почта, банк, гидробаза, аэропорт, Пловерская машинно-промысловая станция, радиостанция, больница, школа колхозных кадров, уреликовский колхоз «Промысловик», начальные школы, политотдел Главсевморпути и так далее. В 1938 году здесь начала печататься собственная газета – «Чукотский полярник», а численность жителей достигла 700 человек.

ПОРТЫ И ГОДЫ. Провидения является старейшим из пяти морских портов Чукотки и единственным основанным в 30-х годах XX века. Морпорт Эгвекинот был создан в 1946 го-ду, его строительство напрямую связано с необходимостью освоения Иультинского олововольфрамового месторождения. Датой основания порта Певек считается 20 апреля 1951 года, когда в составе Дальстроя появилось Управление арктического морского порта Певек. Анадырь из портопункта, приписанного к Провидения, был преобразован в морпорт на основании приказа Министерства морского флота СССР от 2 июля 1961 года. А вот дату создания порта Беринговский оказалось выяснить затруднительно. Впрочем, известно, что первые поселенцы – шахтёры и строители будущего угледобывающего предприятия – высадились на берегу бухты Угольной только в августе 1941 года, поэтому морской порт здесь наверняка появился позднее.