Анадырь






-7
ощущается как -14
82.55
93.18
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Региональные слагаемые Стратегии

03.06.2022

В режиме видеоконференции  участие в «арктических» слушаниях Госдумы  приняли председатель парламента Чукотки  Валентина Рудченко, первый вице-спикер Марина Лагунова, председатель Комитета по бюджету Михаил Андреев  и глава Комитета по промышленной и сельскохозяйственной  политике Любовь Махаева. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ДУМЫ ЧУКОТСКОГО АО

Подготовил Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru

В нижней палате российского парламента состоялись слушания о выполнении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике, а также Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В ходе мероприятия, проходившего с участием депутатов Госдумы, законодательных органов власти арктических регионов, представителей федеральных министерств и ведомств и экспертов по изучению проблем Арктики, председатель Думы Чукотского АО Валентина Рудченко заострила внимание на ряде направлений, требующих особого содействия со стороны государства.

Завоз с гарантией

– У нас, как и у любого другого субъекта Федерации, есть свои проблемы, которые мы стараемся решать по мере возможностей, но существуют вопросы стратегической важности для Чукотки, и без государственной поддержки их решить невозможно. Поэтому мы приняли активное участие в слушаниях в режиме видео-конференц-связи, чтобы обратить особое внимание федеральных органов на ключевые стороны развития региона. Кроме того, депутат Юлия Бутакова находилась в Госдуме и передала коллегам наши рекомендации, – поделилась Валентина Рудченко.

Парламентарий заметила, что для Чукотки жизненно важное значение имеют вопросы бесперебойного завоза стройматериалов, промышленных товаров и продуктов питания, в связи с чем гарантии северного завоза должны быть обеспечены на законодательном уровне.

– В этом плане мы находим поддержку в Госдуме, где так же считают, что северный завоз должен относиться к числу вопросов государственного значения, как это было в советское время. Закон о северном завозе поможет субъектам не только наладить эффективные поставки, но и получить госгарантии снабжения регионов, – подчеркнула Валентина Васильевна.

Она вновь отметила тот факт, что стоимость перевозки грузов существенно влияет на формирование конечной цены товаров первой необходимости, медикаментов, продуктов, а значит, и на уровень жизни людей в Арктике.

– За счёт средств регионального бюджета оказывается поддержка предприятиям малого и среднего бизнеса в целях осуществления северного завоза потребительских товаров (подобная помощь сейчас оказана 34 получателям на сумму свыше 16 млн руб.), но этого крайне недостаточно для сдерживания роста цен. А значит, необходим механизм господдержки завоза топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в населённые пункты, расположенные в отдалённых местностях, – продолжила спикер окружной Думы. – При этом на примере прошлого года, когда возникли проблемы с доставкой товаров в навигационный период, стало ясно, что только Северный морской путь смог обеспечить необходимыми товарами Западную Чукотку. Маршрут имеет стратегически важное значение не только для региона, но и для безопасности всех северо-восточных рубежей России.

В связи с этим, как отметила Валентина Рудченко, весьма обнадёживающими стали слова председателя Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Харитонова, который сообщил, что Комитет намерен своевременно рассмотреть все необходимые изменения в законодательство и внести на рассмотрение вопрос законодательного регулирования северного завоза.

Стройкам нужен механизм

Валентина Рудченко выступила и с предложением о господдержке жилищного строительства на Чукотке, выразив уверенность в необходимости разработки соответствующего механизма. По её словам, анализ обращений граждан в региональный парламент свидетельствует, что жилищный вопрос является одной из самых злободневных проблем. В условиях недостаточного строительства в округе спрос значительно превышает предложение.

– По итогам 2021 го-да при стоимости 1 кв. м жилья в 82 тыс. руб., установленной Минстроем РФ, на Чукотке она достигает 248 тыс. руб. Это на 166 тыс. руб. выше установленной нормы. В текущем году стоимость квадратного метра вновь значительно возрастёт в связи с повышением цен на стройматериалы и транспортные расходы, – констатировала Валентина Васильевна. – Сложившаяся на рынке недвижимости ситуация провоцирует на Чукотке необоснованный рост цен, которые на вторичном рынке квартир сопоставимы с московскими новостройками. Поэтому и здесь должны быть разработаны механизмы государственной поддержки жилищного строительства, в том числе деревянного домостроения в Арктической зоне.

Председатель Думы округа обратила внимание, что по итогам проведения в 2021 году Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Чукотка поднялась на 16 место из 29 возможных. По данному показателю регион находится в числе лидеров по Дальневосточному федеральному округу, а также в числе 40 субъектов России, по которым отмечен положительный прирост. Такая ситуация вызвана эффектом от крупных инвестпроектов в добывающей сфере. Однако жилищные застройщики не стремятся на Чукотку из-за больших транспортных и иных расходов и низкой маржинальности жилищного бизнеса на Чукотке.

– Поэтому мы просим власть в лице федеральных госорганов обратить на нас внимание. Без государственной поддержки решить жилищный вопрос на Чукотке просто невозможно. Надеемся на продолжение диалога, – сказала Валентина Рудченко.

С повестки не снимаем

В своём выступлении Валентина Васильевна коснулась также ряда других актуальных для северян тем.

В частности, речь шла о выделении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. По словам председателя окружной Думы, на примере Чукотки особенно заметно, как сокращаются расходы на эти цели: если в 2016 году жилищные субсидии получили 24 семьи, то в 2020 году таких семей было уже 5, а в 2021 – всего 3 семьи смогли воспользоваться данной льготой.

– Нужна и новая система социальных гарантий для граждан, которые работают и проживают в Арктической зоне, – уверена Валентина Рудченко. – В первую очередь речь идёт о сохранении районного коэффициента базовой части пенсии при выезде из районов Крайнего Севера. Заработанная на Чукотке пенсия должна сохраняться вне зависимости от места жительства.

Также представитель нашего округа обратила внимание участников слушаний на проблему, характерную исключительно для Чукотки.

– Морской зверобойный промысел должен быть отнесён к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Чукотки, – заявила парламентарий. – На сегодняшний день программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности распространяется только на оленеводство. Минсельхоз РФ не признаёт морзверобойный промысел традиционным видом хозяйственной деятельности коренных народов Чукотки, из-за чего морские охотники и члены их семей не получают поддержку государства, а финансирование этой важной для региона отрасли сельского хозяйства осуществляется только за счёт окружного бюджета.

Напомнила Валентина Рудченко коллегам и о том, что Чукотка продолжает оставаться самым изолированным регионом страны, в котором авиация играет ключевую транспортную роль. Тем не менее всё ещё остаются нерешёнными проблемы модернизации малых аэропортов и обновления парка воздушных судов малой авиации.

В завершение парламентских слушаний председатель Комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов сообщил, что по их итогам будут утверждены рекомендации Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ. Кроме того, стало известно, что поступившие предложения лягут в основу повестки выездного заседания Комитета, которое планируется провести на Чукотке.

«СЕВЕРНЫЕ» ПОРУЧЕНИЯ. Президент Владимир Путин на прошлой неделе утвердил перечень поручений, данных в ходе апрельского совещания по вопросам развития Арктической зоны РФ. В частности, к 1 августа Правительство РФ должно представить План развития Северного морского пути до 2035 года, а к 15 июля ожидается законопроект о передаче Росатому полномочий по управлению Севморпутём. Кроме того, до 1 марта 2023 года в Госдуму необходимо внести проект федерального закона о правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением северного завоза. Отдельное внимание также будет уделено поддержке приоритетных инвестпроектов в Арктической зоне РФ. Среди других поручений, данных Правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам, – определение сроков и объём поставок судов для СМП, мер по обеспечению жителей Арктики объектами социальной инфраструктуры, формирование предложений по субсидированию кредитов, привлекаемых для северного завоза.