Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Загадки одной катастрофы

05.08.2022

Douyglas C-47 Skytrain – американский военнотранспортный самолёт, разработанный на базе пассажирского DC-3. Первый полёт совершил 23 декабря 1941 года. Широко применялся союзниками в период Второй мировой войны. «Дугласы» были одной из моделей, поставляемых в СССР по программе ленд-лиза. Только по воздушной трассе Аляска – Сибирь в 1942 – 1945 годах было перегнано 707 машин этого типа.

Сергей НИКИТИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Этим летом на Чукотку прибыла поисковая экспедиция Русского географического общества. При поддержке Минобороны она исследовала места, связанные с работой воздушной трассы АлСиб, по которой в СССР из США перегонялись ленд-лизовские самолёты. В июле поисковики сообщили о том, что они обнаружили военно-транспортный «Дуглас» С-47, который в 1943 году разбился в районе горы Катастрофной – на границе городских округов Эгвекинот и Провиденского. Участники экспедиции предположили, что машина пилотировалась экипажем старшего лейтенанта Евгения Спиридонова. Но так ли это – большой вопрос.

Облетели и нашли

Напомним читателям (подробности – в прошлом номере «КС»), что 12 июля группа из представителей РГО, местных поисковиков и работников Эгвекинотского краеведческого музея вылетела на вертолёте Ми-26 к месту крушения С-47. Оно находилось на сопке Катастрофной в районе озера Межгорного и ручья Вега, примерно в 150 км восточнее Эгвекинота. Во время облёта обломки машины были обнаружены в одном из ущелий. На месте поисковики зафиксировали точные координаты машины, по-видимому, следовавшей из Фэрбанкса (Аляска) в Уэлькаль, где находился первый советский аэродром АлСиба. Фрагменты «Дугласа» – часть фюзеляжа, двигатели, винты, крылья и другие детали были разбросаны на значительном расстоянии. Судя по оплавленному металлу, после столкновения с землёй машина загорелась.

Сегодня известно о нескольких крушениях ленд-лизовских бортов на территории Иультинского района либо в смежной акватории. 26 февраля 1943 года истребитель «Aэрокобра» P-39 лейтенанта И. А. Пурима потерпел катастрофу при посадке на аэродроме Уэлькаля, 28 августа 1943 года в отрогах Ушканьего хребта разбился «Дуглас» С-47 лейтенанта Е. Ф. Герасимова, а 25 ноября 1943 года в 15-20 км от места гибели экипажа Герасимова потерпел крушение другой С-47 под командованием капитана Ф. Л. Пономаренко. 30 мая 1944 года случился ещё один инцидент: «Дуглас» младшего лейтенанта П. П. Данилова упал в залив Креста. Также в источниках есть упоминание о пропавшем без вести истребителе P-40 «Киттихок»» младшего лейтенанта А. Е. Федоренко, который при перелёте на участке Ном – Уэлькаль в сложных метеоусловиях оторвался от группы и исчез.

Интересующая нас катастрофа произошла 29 мая 1943 года. В этот день военно-транспортный «Дуглас» C-47 с экипажем в составе командира старшего лейтенанта Евгения Спиридонова, техника Константина Кожухова и стрелка Александра Пехоты вылетел из Фэрбанкса. На подходе к Уэлькалю – первому базовому аэродрому Красноярской воздушной трассы на территории СССР самолёт разбился.

Участники экспедиции РГО посчитали, что машина, у обломков которой они побывали, принадлежит именно экипажу Спиридонова. Во всяком случае, такое предположение высказано в статье «Белая звезда, красная звезда: Как нашли военный «Дуглас» на Чукотке», опубликованной на сайте Русского географического общества. И вот с этим можно поспорить.

Из сравнения фотографий 2022 (наверху) и 2015 годов вполне очевидно, что и участники экспедиции РГО, и анадырские геологи побывали у одного и того же самолёта.

Назад в 2015-й

Перенесёмся ненадолго на семь лет назад. В 2015 году в летне-осенний сезон анадырские геологи Сеутаканской партии проводили поисково-съёмочные работы на территории городского округа Эгвекинот. Они-то и обнаружили на границе городских округов, в районе сопки Катастрофной, фрагменты упавшего самолёта. Некоторые детали были вывезены с места и вскоре переданы в Музейный Центр «Наследие Чукотки».

Также геологи на основе анализа бортовых обозначений установили, что обломки принадлежат С-47. Затем встал вопрос об экипаже машины. Изучая открытые источники, авторы находки высказали предположение, что «Дуглас» пилотировал именно экипаж Спиридонова, поскольку существовали упоминания, что он также разбился в районе горы Катастрофной.

В 2015 году «КС» подробно рассказывал о находке геологов. Однако в ноябре в редакцию пришло письмо от завотделом природы и истории Эгвекинотского краеведческого музея Людмилы Ершовой, которое заставило иначе посмотреть на обстоятельства дела. В обоснование своей точки зрения музейный работник ссылалась на воспоминания бортрадиста 8-го транспортного авиаполка 1-й перегоночной авиадивизии Виктора Глазкова, который являлся современником событий того времени.

«29 мая 1943 года на восточном берегу залива Креста, в 40 км от Уэлькаля потерпел катастрофу самолёт С-47 под управлением командира корабля Е. С. Спиридонова, – писал Глазков. – Он вылетел из Фэрбанкса с грузом в Уэлькаль. Шёл в облаках с преждевременным снижением на приводную радиостанцию Уэлькаля. Ошибка в одну секунду стоила экипажу жизни и потери самолёта, ибо он зацепился за верхушку последней горы, уходящей склоном к берегу залива. При осмотре места происшествия с воздуха мы обнаружили самолёт внешне целым, с развороченным носом пилотской кабины. Двигатели от удара оторвались и скатились к берегу залива. На самолёте был груз: две катушки электрокабеля по 1000 кг каждая. От удара они порвали крепление, прокатились через пилотскую кабину, по пути раздавив, очевидно, уже мёртвый экипаж, разворотили нос самолёта и скатились в воды залива, так как их на берегу не было видно».

К письму был приложен скан схемы Глазкова, где отмечено место катастрофы С-47 Спиридонова. Так вот, оно существенно разнилось с координатами С-47, обнаруженного геологами, а спустя семь лет экспедицией РГО. Район крушения первой машины находился примерно в 110-115 км южнее Эгвекинота, второй – в 150 км к востоку от посёлка. Причём и в том, и в другом случае сопки рядом с местом аварий носили одинаковое имя – Катастрофная.

По мнению Людмилы Ершовой, достоверному определению состава погибшего экипажа С-47 могла помочь табличка с уникальным бортовым номером самолёта, которую геологи привезли в Анадырь. В 2015 году её фото мы опубликовали на страницах окружной газеты.

Эта табличка в 2015 году была вывезена с места крушения. На ней указан тип машины – С-47А и номера, по которым поисковики с Аляски пытались уточнить судьбу таинственного самолёта.

Справка «КС»

За время работы воздушной трассы в 1942 – 1945 годах на советском участке АлСиба (Фэрбанкс – Красноярск) произошло 279 лётных происшествий, в том числе 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 человек. Крупнейшей стала произошедшая 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка, вследствие которой погибли 30 (по другим данным – 20) человек. В качестве причин лётных происшествий называются сложные метеоусловия, ошибки метеообеспечения, конструктивные дефекты самолётов, а также недостатки в технике пилотирования и организации полётов.

Без даты передачи

«КС» напечатал замечания Людмилы Ершовой, и вскоре редакция получила ещё один отклик – с Аляски, от Николая Иванова, который на тот момент проживал в Номе.

«Имея русские корни, я всегда интересуюсь, что происходит в России и в соседнем для нас регионе, на Чукотке. Читаю «Крайний Север» на сайте ks87.ru. В каком-то роде я ваш коллега, так как являюсь фотографом в местной газете, – писал тогда Николай Иванов. – Недавно я увидел статью о находке геологами обломков транспортного самолёта C-47 времён действия трассы АлСиб. Это очень заинтересовало меня, так как в Номе я на волонтёрской основе курирую экспозицию о программе ленд-лиза, которая будет представлена в нашем новом музее… Я и мои знакомые, увлечённые периодом ленд-лиза, решили собрать как можно больше информации о том самолёте, который геологи нашли на Чукотке.

Мой знакомый связался с фирмой-производителем С-47. И мы нашли его по номеру в каталоге переданных СССР самолётов. И вот что интересно, напротив номера этого самолёта дата передачи советской стороне отсутствует! Но судя по соседним номерам, можно предположить, что это случилось примерно 29 апреля 1943 года.

Также, глядя на фотографии с места крушения, остаётся вопрос, почему на нём остались знаки воздушных сил США? Насколько нам известно, самолёты перекрашивали в Фэрбанксе, нанося опознавательные знаки СССР.

В общем, продолжаем работать и будем вас информировать. Будет здорово, если совместными усилиями мы выясним все обстоятельства этого полёта: каков был маршрут, имена членов экипажа, какова была его миссия…».

Прошло почти семь лет, но пока мы не получили ответов на вопросы Николая Иванова. Кстати, на то, что загадочный С-47 не был, вопреки практике тех лет, полностью перекрашен и на нём сохранились опознавательные знаки американских ВВС, обратили внимание и поисковики РГО. В качестве возможных объяснений этого факта они предположили, что самолёт перегонялся в спешном порядке. Вторая версия – время и непогода смыли краску. Из советских знаков на фюзеляже С-47 можно различить лишь полустёртые очертания красной звезды.

Трасса Аляска – Сибирь работала с октября 1942-го по октябрь 1945 года. Решение о перегоне самолётов своим ходом из США в СССР было принято Государственным комитетом обороны 9 октября 1941 года – после достижения между союзниками договорённостей по ленд-лизу. К октябрю 1942 года на советском участке трассы Фэрбанкс (Аляска) – Красноярск было введено в строй 10 базовых и запасных аэродромов, спустя год – ещё пять. Протяжённость отрезка Фэрбанкс – Красноярск составляла 6500 км. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители в разобранном виде отправлялись по железной дороге к местам сборки. До сих пор в литературе фигурируют разные данные о том, сколько самолётов было перегнано из США в СССР за время работы АлСиба. Согласно отчёту 1-й перегоночной авиадивизии, их было 7908, по передаточным документам в пунктах назначения – 7756. Также в источниках можно найти цифру 8094 самолёта.