Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Дойти до Уэлена

28.02.2025

На велосипедах по снежному насту отважная восьмёрка ежедневно проходила до 200 км, а всё необходимое в пути перевозилось на двух нартах, буксируемых снегоходами «Буран». ФОТО: ИЗ АРХИВА В. Е. МИРОНОВА, ЯКУТИЯ.ИНФО

Намджил УМИРАЛИЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru

Самый северо-восточный населённый пункт России и всей Евразии – село Уэлен всегда было местом притяжения для путешественников, экстремалов, спортсменов и туристов. Сельчане привыкли к частым гостям и давно потеряли им счёт. Но всё же некоторые ещё помнят восьмерых якутских смельчаков, которые 35 лет назад сумели преодолеть 4100 км на велосипедах и лыжах, чтобы добраться до края земли. Стартовав в начале марта 1990 года в Верхоянске и финишировав спустя 54 дня в Уэлене, свой пробег они тогда посвятили 45-летию Великой Победы.

С одобрения Чилингарова

От участников того вело-лыжного пробега у директора школы-интерната села Уэлен Геннадия Дрововозова сохранилась пара лыж.

– И ещё должны быть вымпел и значки, но куда-то, видимо, положил, – говорит Геннадий Николаевич. – К нам, в Уэлен, часто приезжают разные туристы, путешественники. Кого только не было за эти годы! Но ту встречу в школе прекрасно помню. Тогда гостей мы разместили на отдых в старом спортзале.

Это были участники якутской группы любителей экстремального туризма «Полюс», следовавшие по сверхдальнему маршруту Верхоянск – Депутатский – Черский – Билибино – Певек – Мыс Шмидта – Уэлен. Он выдался крайне сложным, порой опасным, став настоящим экзаменом на выживание и выносливость. По словам участников пробега, среди достижений, коих немало в их копилке, об этом маршруте даже по прошествии стольких лет у них остались самые яркие воспоминания, поделиться которыми с корреспондентом «КС» по телефону любезно согласился командир группы Виталий Миронов, ныне – пенсионер.

Начал собеседник с предыстории. Дело было в 1990 году в период предвыборной кампании в Верховный Совет СССР. Тогда в Верхоянск приехал легендарный полярник Артур Чилингаров, баллотировавшийся в депутаты. С ним-то Виталий Егорович и решил поделиться своей идеей о пересечении Берингова пролива, чтобы добраться до тогдашнего города – побратима Якутска Фэрбанкса на Аляске. Артур Николаевич не только поддержал начинание, но и выразил готовность помочь с оформлением визы США.

– Сергей Ариносов, Владимир Шарин, Виктор Новиков, Василий Прудецкий, Аркадий Аммосов, Михаил Колесов, Семён Бурцев и я 10 марта в 46 градусов мороза отправились по ранее разработанному комбинированному маршруту. Сопровождали нас снегоходы с двумя нартами, на которых везли весь скарб. В день мы проходили по 100 км на лыжах и 200 км – на велосипедах, – вспоминает Виталий Егорович.

Группа заезжала во все находившиеся по пути города и сёла, где встречалась с жителями, рабочими и школьниками, заглядывала в яранги оленеводов, на прииски. Людям путешественники рассказывали о своём походе, делились эмоциями. Но особые воспоминания остались у них от Чукотки.

– Помню, когда проезжали в районе месторождения Майское, рабочие, увидев нас, крикнули: «О, чукчам надоело ездить на оленях, пересели на велосипеды!» – смеётся собеседник «КС».

На мастерском отрезке

Был забавный случай на Мысе Шмидта. Когда Виталий Миронов вместе с Владимиром Шадриным зашли в продуктовый магазин, продавцы поинтересовались, кто они и откуда. На что якутские экстремалы гордо ответили: «Лыжники!». Женщины оценивающим взглядом посмотрели на невысокого роста мужчин и сказали: «Что-то совсем не похожи на лыжников. Вот две недели назад были настоящие лыжники – под два метра ростом, в фирменной одежде». Как выяснилось, речь шла о прибалтийской, новозеландской и киевско-бобруйской группах.

Действительно, в сравнении с ними экипировка якутской группы выглядела совсем не впечатляюще. Жёны и тёщи сшили для путешественников куртки из детских клетчатых байковых одеял, жилеты на утином пуху, брезентовые бахилы и тёплые носки из заячьих шкурок. В такой «униформе» они и запечатлены на редких кадрах, сделанных старым советским фотоаппаратом.

– По побережью Чукотского моря до Уэлена почти у всех была снежная слепота, глаза слезились и мало что видели. Да и во время движения тоже некогда было снимать. А в самые интересные, опасные, а иногда и жуткие моменты, сами понимаете, не до фотосъёмок, – пояснил Виталий Егорович.

Он также добавил, что от Мыса Шмидта вдоль побережья Чукотского моря есть отрезок в 300 км, зарегистрированный как мастерский норматив: лыжники со всего света стремятся туда попасть, чтобы, пройдя его, получить звание мастера спорта по лыжам.

– Группы, о которых говорили продавщицы, как раз были из этого числа. Через несколько дней мы догнали и перегнали их всех вместе взятых. Вот так вот! – с гордостью сообщил Виталий Миронов.

Кстати, перед тем как выйти на этот участок, пограничники предупредили путешественников о том, что на прибрежную полосу выбросило мёртвого кита, которым кормятся полторы сотни белых медведей. Так они рекомендовали близко не подходить к севшему на мель неподалёку канадскому кораблю. К счастью, кита они так и не обнаружили, зато увидели множество медвежьих следов, а судно, о котором шла речь, оказалось совершенно пустым.

Жёны и тёщи путешественников сшили для них куртки из детских клетчатых байковых одеял, жилеты на утином пуху, брезентовые бахилы и тёплые носки из заячьих шкурок. В такой «униформе» они и запечатлены на редких фотокадрах. ФОТО: ИЗ АРХИВА В. Е. МИРОНОВА, ЯКУТИЯ.ИНФО

Без велосипедов и визы

По словам собеседника «КС», на протяжении почти всего пути наст был очень плотный, но с каждым днём становилось всё теплее, и уже в районе Нутэпэльмена велосипеды начали проваливаться в снег по самый руль, поэтому ничего не оставалось, как избавиться от железных коней и окончательно встать на лыжи. Сельчане очень обрадовались столь неожиданному подарку – велосипедам.

– Из Нутэпэльмена экстремалы вышли в пургу и чуть было не заблудились. Одного участника искали до утра, но, к счастью, всё закончилось благополучно. А в Энурмино местная молодёжь даже устроила в клубе танцы для путешественников, – продолжает Виталий Егорович.

Перед Инчоуном группа попала в тупик, уткнувшись в крутой вертикальный скальный обрыв, выдающийся в море: было время отлива, и отступившая вода обломила весь лёд, открыв водную гладь, где плавало множество уток.

– На скальном обрыве сохранился ледяной козырёк шириной около метра, а внизу метрах в трёх – морская вода. Бежать обратно и обходить скальный массив? На это ушла бы масса времени. Поэтому решили рискнуть – несколько сот метров преодолели по ледяному козырьку. Слава Богу, прошли! – говорит наш собеседник.

После 50-го дня путешествия, когда до Уэлена было рукой подать, постоянные физические нагрузки дали о себе знать различными болячками. Но упёртые лыжники решили добежать. Когда же в Уэлене они узнали, что визы на пересечение границы сделать не удалось, то сильно расстроились. Домой в Якутию возвращались уже на самолёте.

– Нам и на других маршрутах приходилось несладко, бывали опасные моменты. Выбившись из сил, в голову лезли мысли: зачем эти мучения, когда дома есть любимая работа, красивая жена и маленькие дети. Всё, это – в последний раз! Но, завершив маршрут, оклемавшись и восстановившись, неизменно начинал думать о новой неизведанной трассе, – с ноткой грусти в голосе вспоминает молодые годы, полные экстремальных приключений. А затем с гордостью добавил, что за 30 лет с их группой не произошло ни одного ЧП, ни одного несчастного случая, не было сделано ни одного запроса о помощи. И это тоже большой успех.

Кстати

Вело-лыжный пробег 1990 года вошёл в Книгу рекордов Якутии. За 54 дня группа прошла в общей сложности 4100 км, из них 2650 км – на велосипеде и 1450 км – на лыжах. Были у них свои лайфхаки: чтобы камера велосипедной шины на морозе оставалась эластичной, её смазывали глицерином, а вот с педалей, ступиц и звёздочек, наоборот, полностью убирали смазку, чтобы не замерзала.