Ленд-лиз и часы наркома
07.05.2025

Подготовил Андрей НОСКОВ
gazeta@ks.chukotka.ru
В Музейном Центре «Наследие Чукотки» в Анадыре хранится один весьма ценный экспонат – большие напольные часы. Их Чукотскому национальному округу подарил народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов, летевший в апреле 1945 года в США на Международную конференцию по учреждению ООН и совершивший промежуточную посадку в Марково. Самолёт наркома лично вёл прославленный полярный лётчик Иван Черевичный.
Секретное задание
Спустя два дня после нападения на СССР гитлеровской Германии, 24 июня 1941 года, президент США Франклин Рузвельт высказался в поддержку нашей страны, и уже 29 июня нарком иностранных дел Вячеслав Молотов поручил послу в США Константину Уманскому поставить перед Рузвельтом вопрос о возможности поставок в Советский Союз 4 тыс. истребителей и 3 тыс. бомбардировщиков. Эта просьба стала следствием того, что немцы в первую очередь разбомбили наши аэродромы, в результате чего мы потеряли много военных самолётов.
В конце августа до экипажа опытного полярного лётчика Ивана Черевичного было доведено секретное правительственное задание: доставить в США советскую делегацию для ведения переговоров о поставках оружия и техники. Вылет назначили на 30 августа. Летели двумя бортами, в состав делегации вошли в том числе Герои Советского Союза Михаил Громов, Георгий Байдуков и Андрей Юмашев.
Согласовали маршрут: через Англию и Рейкьявик лететь ближе, но территория контролируется немцами, поэтому путь один – через Аляску. По расчётам, полёт должен занять 70 часов с посадками и заправками, в том числе в Тикси и Анадыре.
Перелёт прошёл без происшествий, разве что в Номе самолёты встретил штормовой ветер, и лихая посадка Черевичного вызвала бурю восторга у встречавших. Возможно, благодаря этому за всё время пребывания в США у наших пилотов так и не спросили документов – их лётное искусство заявляло о себе громче, чем официальные бумаги.
Спустя полтора месяца, 17 октября, лётчики получили добро на возвращение в Москву. Делегация осталась вести переговоры, и самолёты, оставшиеся без пассажиров, были полностью нагружены оружием и патронами.
К этому моменту на Московской конференции США и Англия подписали протокол о поставках в СССР сырья и вооружений, в том числе самолётов, а 9 октября Государственный Комитет Обороны принял постановление о строительстве на Чукотке и в Сибири аэродромов перегоночной авиатрассы.
Для заключения Соглашения о поставке в СССР военной техники в мае 1942 года в США вылетел народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов. Правда, тогда полёт пролегал не через Чукотку и Аляску, а через Великобританию и Исландию. Переговоры прошли успешно, и между двумя государствами по антигитлеровской коалиции 11 июня 1942 года в Вашингтоне был подписан соответствующий документ, а 2 июля Сталин телеграфировал Рузвельту: «…полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолётов из США через Аляску и Сибирь на Западный фронт. Учитывая это, советское правительство уже дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводившихся в Сибири работ по подготовке к приёму самолётов…».
Думается, немалый вклад в это внёс и экипаж Черевичного, показавший, что полярные лётчики, как и все советские люди, не везением, а мастерством достигают невозможного.
«Летает блестяще!»
Все знают имена первых Героев Советского Союза – лётчиков, спасавших полярников с затонувшего в феврале 1934 года в Чукотском море парохода «Челюскин». Имя же Черевичного осталось в тени, однако это была не менее легендарная личность.
Прославленный адмирал Головко так говорил о нём: «Летает Черевичный блестяще и, несомненно, принадлежит к числу тех людей, у которых чувство полёта является шестым чувством».
Иван Черевичный входил в число пилотов, которые в 1930-е годы осваивали небо Арктики. Вместе с первым Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым в феврале 1938 года он с воздуха обеспечивал снятие со льдины экспедиции Ивана Папанина «Северный полюс – 1». Именно Черевичный пролетел вдоль всей трассы Севморпути в 1940 году, а предвоенной весной принял участие в экспедиции в район полюса недоступности, куда его экипаж стартовал с острова Врангеля. Тогда пилот совершил три посадки на дрейфующие льдины, на которых вместе с учёными провёл две недели, собрав материалы большой важности о рельефе морского дна в этих широтах. Такие арктические корифеи, как Отто Шмидт и Иван Папанин, признавали, что этот подвиг равен покорению Северного полюса.
Но началась Великая Оте-чественная война, в годы которой Черевичный тоже совершил немало подвигов: осуществлял с воздуха проводку судов, сообщал координаты вражеских караванов и судов, спасал моряков с потопленных противником кораблей. Так, именно экипаж Черевичного пришёл на выручку единственному оставшемуся в живых после гибели ледокольного парохода «Сибиряков» – Павлу Вавилову, который в сентябре 1941 года в полном одиночестве провёл на крошечном гранитном островке в Карском море более месяца.
Кроме того, Черевичный оказался единственным лётчиком, который был способен в абсолютно неблагоприятных полётных условиях доставить контр-адмирала Степана Кучерова вместе со штабом в Тикси для вывода ледоколов из района Диксона в Белое море. А в 1942 году по Севморпути впервые в истории советского ВМФ из Владивостока на Северный морской театр за одну навигацию прошёл караван боевых кораблей. Флот сопровождала полярная авиация, в том числе самолёт Черевичного.
Миссию доверил Сталин
Зная об огромном опыте полётов Ивана Черевичного в Арктике, в апреле 1945 года Сталин доверил своему соколу ещё одну важную миссию: доставить советскую делегацию во главе с Вячеславом Молотовым в США через Чукотку и Аляску на Международную конференцию по учреждению Организации Объединённых Наций.
Маршрут был хорошо знаком пилоту, и 20 апреля 1945 года нарком иностранных дел был уже на Чукотке, на одном из аэродромов АлСиба – в Марково. Здесь он тепло встретился и пообщался с сельчанами, отметив их большой вклад в деятельность авиатрассы. А перед тем, как продолжить путь на Аляску, Вячеслав Михайлович пообещал подарить чукотским труженикам АлСиба большие напольные часы в деревянном корпусе. И действительно, чуть позже марковчанам их привёз другой прославленный полярный лётчик, один из спасителей челюскинцев Герой Советского Союза Василий Молоков.

Справка «КС»
Иван Иванович Черевичный родился 31 марта 1909 года в селе Голта Херсонской губернии. В 1926 году окончил в родном селе семь классов школы, затем работал землекопом на строительстве Первомайской ГЭС. В Красной армии с декабря 1928 года. В 1931 году окончил Московскую школу лётчиков Осоавиахима. С апреля 1934 года работал пилотом в Управлении полярной авиации Главсевморпути. В 1949 году за многолетнюю работу в полярной авиации, мужество и героизм Ивану Черевичному присвоено звание Героя Советского Союза. В 1955 – 1957 годах Черевичный – командир авиаотряда Первой Комплексной антарктической экспедиции. Награждён тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Жил в Москве, скончался 15 февраля 1971 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. В честь Черевичного названа одна из бухт моря Лаптевых на полуострове Таймыр.