НАВИГАЦИЯ НЕ БУДЕТ ЛЁГКОЙ
29.05.2020

timchenko@ks.chukotka.ru
Навигация-2020 станет для Анадырского морского порта особенной. В 65-й раз портовики примут и обработают морские суда, которые год за годом везут необходимые грузы к берегам далёкой и суровой Чукотки. В то же время грядущий сезон ожидается непростым. Свой отпечаток накладывает текущая экономическая ситуация, обусловленная пандемией коронавируса, а также некоторые внутренние проблемы. Тем не менее, настроение у работников Анадырского морпорта рабочее и даже вполне праздничное.

Круглую дату морской порт окружной столицы отмечал вчера, потому что именно 28 мая считается днём его рождения. В новом конференц-зале, на первом этаже возведённого в прошлом году административного здания, в 15 часов собрался трудовой коллектив.
– Мы вручили нашим заслуженным сотрудникам грамоты и благодарности от руководства предприятия и округа, – рассказал генеральный директор ОАО «Анадырьморпорт» Виктор Тюхтий. – Кроме того, принято решение о премировании всех постоянных работников, дислоцированных в порту Анадырь, из расчёта тысяча рублей за каждый год трудового стажа.
У самого гендиректора стаж работы на предприятии перевалил за 39 лет. Виктор Тюхтий приехал из Одесской области в Анадырь в далёком 1981 году, его первый заместитель Валентин Кулаков ещё раньше – в 1979. А старейший член трудового коллектива 76-летний Юрий Круть-ко, уроженец ликвидиро-ванного в начале нулевых годов посёлка Шахтёрский, продолжает стоять на капитанском мостике принадлежащего порту танкера «Чукотка» более полувека. Практически такой же стаж имеет Анатолий Скатов, ныне анадырский пенсионер.


– Из Казани к нам приехал отличный специалист, электрогазосварщик Ильдус Мулдагалиев. Его мы снова принимаем на постоянную работу, – поделился Виктор Тюхтий. – Все эти люди не могут отказаться от Чукотки, она стала для каждого родиной. А родину просто не покинешь. Сюда нужно возвращаться, хотя бы на вахту во время навигации.
Мы не могли не задать вопрос руководителю морпорта, не планируется ли он сам обосноваться на материке, приезжая на Чукотку лишь на время короткой навигации.
– Честно скажу, уезжать я не собираюсь. Бросить дело всей жизни не могу. Я приехал на Чукотку 22-летним молодым человеком и большую часть жизни провёл здесь. Сейчас мне уже 61 год, здесь работает мой сын, который, надеюсь, проявит себя в нашем деле. Пока будет позволять здоровье, останусь на своём посту. Наконец, здесь прекрасный край, отличная рыбалка и охота, – улыбнулся Виктор Анатольевич.



УХОДЯТ ИЗ БЕРИНГОВСКОГО
За 65 лет, которые функционирует одно из системо-образующих предприятий окружной столицы, задачи Анадырского морпорта не только сохранились, но даже расширились.
– В последние годы мы присоединили к предприятию два морских порта – в Эгвекиноте и Провидения, прежде бывшие самостоятельными, – напомнил собеседник «КС». – За счёт этого структура ОАО «Анадырьморпорт» усложнилась, а количество грузо-оборота увеличилось.
По итогам навигации прошлого года грузооборот порта составил порядка 800 тысяч тонн, из которых 140 тысяч тонн – доля окружной столицы, 60 тысяч тонн – Эгвекинота и 18 тысяч тонн – Провидения. При этом большая часть грузооборота – 590 тысяч тонн – пришлась на беринговский участок, где Анадырьморпорт выполнял перевалку угля, добываемого на месторождении Фандюшкинское поле и экспортируемого в страны АТР.
В предстоящую навигацию ситуация будет уже несколько иной, и Анадырьморпорт, как прогнозирует его руководитель, ждёт снижение грузооборота из-за спада экономической активности, повышения закупочных цен на товары и удорожания фрахта.
– Ситуация с коронавирусом уже ощутимо ударила по нашим кадрам, – поделился Виктор Анатольевич. – Многие специалисты не смогут прибыть на Чукотку в навигационный период. Из-за того, что перекрыты границы между государствами, не приедут работники с Украины и из Молдавии. В лучшем случае они «подтянутся» к середине навигации.
Существенные изменения ожидают предприятие из-за прекращения деятельности в порту Беринговский. Основная инфраструктура этого транспортного узла (цеха, склады, административное здание и производственные помещения, портальные краны и конвейерная галерея) принадлежит ООО «Порт Угольный». Эта компания в течение ряда лет пользовалась услугами ОАО «Анадырьморпорт», которое обеспечивало за счёт собственного флота рейдовую погрузку угля на крупнотоннажные суда, не имевших возможности подойти к причальной стенке из-за малых глубин в ковше порта.
По словам Виктора Тюхтия, за две недели до окончания прошлого года, парт-нёр известил Анадырьморпорт о том, что планирует проводить следующую навигацию собственными силами.
– На сегодняшний день в Беринговском, не считая иного имущества, у нас восемь судов – СПП и СПА, плавкран и буксир – уточнил руководитель Анадырского морпорта. – Как только ото льда освободится Анадырский лиман, ориентировочно 20-25 июня, мы выйдем за ними, чтобы затем перегнать в Анадырь. Здесь перед нами стоит задача, где размещать этот флот и на каких участках он будет работать. Думаю, для этого придётся освободить тыл причала в Анадыре, что приведёт к дополнительным затратам и проблемам по размещению грузов, прибывающих на морских судах.
Есть планы по использованию этого флота в навигацию. Три судна будут ходить по побережью Чукотки, чтобы обеспечивать грузами прибрежные сёла Анадырского района, Провиденского городского округа и городского округа Эгвекинот. Остальные СПП и СПА, будут выведены на длительную консервацию.
За 65 лет, которые функционирует одно из системо-образующих предприятий окружной столицы, задачи Анадырского морпорта не только сохранились, но даже расширились.
– В последние годы мы присоединили к предприятию два морских порта – в Эгвекиноте и Провидения, прежде бывшие самостоятельными, – напомнил собеседник «КС». – За счёт этого структура ОАО «Анадырьморпорт» усложнилась, а количество грузо-оборота увеличилось.
По итогам навигации прошлого года грузооборот порта составил порядка 800 тысяч тонн, из которых 140 тысяч тонн – доля окружной столицы, 60 тысяч тонн – Эгвекинота и 18 тысяч тонн – Провидения. При этом большая часть грузооборота – 590 тысяч тонн – пришлась на беринговский участок, где Анадырьморпорт выполнял перевалку угля, добываемого на месторождении Фандюшкинское поле и экспортируемого в страны АТР.
В предстоящую навигацию ситуация будет уже несколько иной, и Анадырьморпорт, как прогнозирует его руководитель, ждёт снижение грузооборота из-за спада экономической активности, повышения закупочных цен на товары и удорожания фрахта.
– Ситуация с коронавирусом уже ощутимо ударила по нашим кадрам, – поделился Виктор Анатольевич. – Многие специалисты не смогут прибыть на Чукотку в навигационный период. Из-за того, что перекрыты границы между государствами, не приедут работники с Украины и из Молдавии. В лучшем случае они «подтянутся» к середине навигации.
Существенные изменения ожидают предприятие из-за прекращения деятельности в порту Беринговский. Основная инфраструктура этого транспортного узла (цеха, склады, административное здание и производственные помещения, портальные краны и конвейерная галерея) принадлежит ООО «Порт Угольный». Эта компания в течение ряда лет пользовалась услугами ОАО «Анадырьморпорт», которое обеспечивало за счёт собственного флота рейдовую погрузку угля на крупнотоннажные суда, не имевших возможности подойти к причальной стенке из-за малых глубин в ковше порта.
По словам Виктора Тюхтия, за две недели до окончания прошлого года, парт-нёр известил Анадырьморпорт о том, что планирует проводить следующую навигацию собственными силами.
– На сегодняшний день в Беринговском, не считая иного имущества, у нас восемь судов – СПП и СПА, плавкран и буксир – уточнил руководитель Анадырского морпорта. – Как только ото льда освободится Анадырский лиман, ориентировочно 20-25 июня, мы выйдем за ними, чтобы затем перегнать в Анадырь. Здесь перед нами стоит задача, где размещать этот флот и на каких участках он будет работать. Думаю, для этого придётся освободить тыл причала в Анадыре, что приведёт к дополнительным затратам и проблемам по размещению грузов, прибывающих на морских судах.
Есть планы по использованию этого флота в навигацию. Три судна будут ходить по побережью Чукотки, чтобы обеспечивать грузами прибрежные сёла Анадырского района, Провиденского городского округа и городского округа Эгвекинот. Остальные СПП и СПА, будут выведены на длительную консервацию.