Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОСАМИ

25.09.2020

Подготовил Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Внедрение банками новых мер безопасности, призванных оградить клиентов от действий аферистов, подтолкнуло злоумышленников к разработке всё более изощрённых схем хищения средств со счетов граждан. В связи с этим стражи правопорядка прогнозируют на Чукотке всплеск нового вида мошенничества с использованием цифрового отпечатка голоса, тем более что первые попытки совершения подобного рода высокотехнологичных преступлений в округе уже зафиксированы.
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА УМВД РОССИИ ПО ЧУКОТСКОМУ АО ОПЕРАЦИЮ ПОПРОСЯТ ПОДТВЕРДИТЬ
Комментируя ситуацию, начальник отделения информационно-методического обеспечения и зонального контроля УМВД России по Чукотскому АО Светлана Карпухина, заметила, что сейчас уже многие банки работают в условиях удалённой идентификации, то есть обслуживают клиентов без их личного присутствия. В этих целях собираются биометрические данные клиентов, к числу которых относится портретная визуализация личности, а также цифровое распознание голоса. Соответственно, в отделении банка производится фотографирование клиента и запись произнесённой им фразы, обычно счёт от 1 до 10 и в обратном порядке.
Задумывалось это в первую очередь как мера безопасности при упрощении системы взаимодействия с клиентом. Так, в колл-центрах банка функционирует специальная система, определяющая клиентов по голосу (как с кодовым словом, так и без), в связи с чем необходимость личного посещения банка отпадает. Теперь с помощью голоса человек может открыть или закрыть счёт, перевести деньги, совершить онлайн-покупки, оплатить услуги и прочее. Особую актуальность данный вид услуги приобрёл в условиях пандемии коронавируса.
– С одной стороны, принятые нововведения действительно способствовали сокращению незаконных списаний денежных средств со счетов граждан, так как для недопущения сомнительной операции банк стал требовать её подтверждения клиентом. С этой целью клиенту поступает смс-оповещение с абонентского номера банка с просьбой подтвердить операцию, перезвонив в банк, а в процессе телефонного соединения происходит цифровая идентификация голоса, в том числе путём произнесения фразы: «Я подтверждаю» или «Да», – пояснила Светлана Карпухина. – Но, с другой стороны, повышение мер безопасности подтолкнуло злоумышленников на разработку новых схем совершения хищений денежных средств со счетов граждан.

ПОМОГ УКЛОНЧИВЫЙ ОТВЕТ
По словам собеседника «КС», повод для беспокойства в первую очередь есть у тех людей, чьи данные числятся в Единой биометрической системе. Зачастую преступники путём цифровой записи делают слепки голоса, а в последующем с их помощью переводят деньги с банковских карт или оплачивают онлайн-покупки, используя запись для подтверждения приостановленной банком сомнительной операции.
– На территории Чукотского автономного округа уже зафиксированы попытки совершения подобного рода преступлений, – констатировала представитель УМВД. – Неизвестные, позвонив одному из северян с абонентского номера 8 (495) 069-71-85, представились сотрудниками банка, попросили подтвердить его фамилию, имя, отчество. То есть ожидали ответ: «Да». После чего сообщили, что некий клиент их банка пытается совершить перевод денежных средств на счёт гражданина, и поинтересовались, подтверждает ли он перевод. Таким образом, они добивались ответа: «Подтверждаю» или «Не подтверждаю». Однако преступление не было доведено до конца в связи бдительностью гражданина, дававшего уклончивые ответы на задаваемые вопросы.
Аналогичный случай произошёл с жителем округа, находившимся в другом регионе страны, когда ему с абонентских номеров 8 (495) 069-27-50, 8 (495) 069-27-40, 8 (495) 069-27-42, 8 (499) 750-10-64 поступали звонки от якобы сотрудников банка, в том числе и службы безопасности. Сначала неизвестные просили сообщить адрес для отправки оформленной на его имя кредитной банковской карты. Получив ответ, что кредитная карта не заказывалась, мнимый представитель банка, имитировав удивление, сообщил гражданину, что, скорее всего, его личные данные похищены мошенниками, и с ним свяжутся сотрудники банка, в котором открыт счёт. Далее пострадавшему поступали звонки от «сотрудников службы безопасности банка», которые просили сообщить данные карты, в том числе пин-код (CVC), а также произнести отдельные фразы для идентификации голоса.
Введённый в заблуждение северянин предоставил всю запрашиваемую информацию, после чего ему на телефон пришло смс-оповещение о том, что с его счёта происходит сомнительное списание денежных средств, в связи с чем операция приостановлена, и если клиент желает подтвердить перевод, ему следует связаться с банком. Гражданин, уверенный, что операция приостановлена самим банком, подтверждать перевод не стал, но не учёл тот факт, что у злоумышленников имеются цифровые отпечатки его голоса, которыми последние воспользовались, позвонив в банк и подтвердив операцию. Таким образом, было похищено более 20 тыс. рублей.
Во избежание повторения подобного рода преступлений, УМВД России по Чукотскому АО призывает граждан более ответственно подходить к ведению телефонных переговоров с лицами, звонящими с неизвестных номеров, избегая ответа на звонок в виде слова «да», заменив его на «алло», «я слушаю». В случае если вызывающий сомнения абонент просит произнести какую-либо фразу, в том числе ожидает получения ответа в форме «я подтверждаю» либо «я не подтверждаю», следует немедленно прерывать телефонный звонок. Кроме того, ни под каким предлогом не стоит сообщать посторонним лицам данные карты, в том числе пин-код, CVC или CVV код, либо пароль от личного кабинета в онлайн-банкинге или же одноразовый код из СМС-сообщения.
Чтобы сохранить свои деньги на счету, в разговоре с абонентами, звонящими с неизвестных номеров, следует избегать слов «да», «нет», «подтверждаю», а лучше сразу прекращать разговор.