НУЖЕН БЕРЕГ ЧУКОТСКИЙ
19.02.2021

gazeta@ks.chukotka.ru
Минобороны приступило к созданию дивизии береговой обороны на Чукотке. Как сообщают «Известия» со ссылкой на источник в военном ведомстве, её формирование началось в конце прошлого года. Соединение приступит к патрулированию побережья и получит в своё распоряжение всё необходимое для отражения десанта противника. Зона действия новой части будет простираться вдоль Северного морского пути вплоть до острова Врангеля. По словам экспертов, соединение должно обеспечить более безопасное судоходство в регионе.
ПОЛК ЗА ПОЛКОМ
В материале, опубликованном в начале февраля, отмечается, что в настоящее время ведётся работа по формированию первого полка береговой обороны. Его важной задачей станет контроль побережья вдоль Севморпути. Создаваемая часть получит специальную технику – снегоходы, модульные системы жизнеобеспечения, полевые столовые-вездеходы. Правда, сроки, когда соединение будет полностью укомплектовано и готово к несению службы, пока неизвестны.
Впервые о планах по созданию на Чукотке дивизии рассказал глава военного ведомства Сергей Шойгу в 2016 году. Тогда «Известия» писали, что в её состав должны войти уникальные подразделения, которые будут действовать на четырёх- и шестиколёсных квадроциклах. Их задача – вести патрулирование побережья и не допустить высадки диверсантов. В случае масштабного штурма десантом противника, арктическая пехота быстро выдвинется на угрожаемое направление и с ходу примет бой.
В декабре 2020-го на итоговой коллегии министр обороны сообщил о формировании в регионе первого полка. Правда, место его дислокации не раскрыл. В настоящее время на нескольких ресурсах, посвящённых поиску работы, можно найти объявления о наборе военнослужащих по контракту для службы на Чукотке. В частности, на должности снайперов-разведчиков.
– Дивизия сможет прикрывать расположенные в регионе объекты ПВО. Но главное – это обеспечение судоходства по Севморпути, – прокомментировал известный военный эксперт Виктор Мураховский. – Ещё на учениях «Восток-2018» отрабатывался переход некоторых кораблей Северного флота в Тихий океан по данному маршруту. Это большая стратегическая задача для отечественного флота, который распределён по четырём группировкам. На Чукотке важно иметь соединение, которое способно обеспечить и оборону, и прикрытие этого направления. Конечно, во взаимодействии с ВКС.
Добавим, что силы арктической группировки Северного флота в составе большого противолодочного корабля «Североморск», большого десантного корабля «Кондопога», спасательного буксира «Памир» и ледокола «Илья Муромец» отрабатывали действия в прибрежных водах Чукотки и в сентябре прошлого года. За время нахождения в акватории Берингова моря силы арктической группировки дважды высадили морской десант на тихоокеанское побережье округа. Тогда, как сообщал «КС», учения по разрешению кризисных ситуаций и проведению рейдовых действий в Арктике были проведены североморцами в бухте Провидения и в заливе Креста, неподалёку от Эгвекинота.
Кроме того, тренировки на Чукотке периодически проводят моряки-тихоокеанцы.
Так, в 2019 году впервые в наших краях они использовали в учебных стрельбах современный противокорабельный ракетный комплекс «Бастион», успешно поразив ракетой «Оникс» в Чукотском море мишень, имитирующую надводный корабль. А в июне прошлого года большие десантные корабли «Николай Вилков», «Ослябя», «Пересвет» и «Адмирал Невельской» доставили в окрестности Провидения подразделения морских пехотинцев, боевую и инженерную технику. В течение нескольких месяцев моряки проводили учения, оборудовали полевой лагерь и даже приняли участие в проходивших в посёлке торжествах в честь 75-летия Великой Победы («КС» неоднократно рассказывал о взаимодействии морпехов с местными жителями, в том числе молодёжными патриотическими организациями. – Прим. ред.).

После создания на Чукотке дивизии судоходство по Севморпути станет более безопасным, уверен экс-начальник главного штаба ВМФ России адмирал Валентин Селиванов.
– Дивизия – это мощное тактическое соединение, способное действовать самостоятельно, – пояснил «Известиям» адмирал. – Она может решать разные задачи. Как известно, иностранные суда, тем более военные корабли, не могут идти по Севморпути без разрешения России. Если какое-то судно нарушит это правило, наши военнослужащие смогут высадиться на него с вертолётов или с катеров и провести досмотр. А с учётом мощной техники, способной работать в снежных условиях, войска могут проводить и гуманитарные операции. Например, спасать людей в случае ЧП – как на суше, так и вблизи берега.
При этом было отмечено, что на Чукотке в последние десятилетия серьёзных сухопутных сил не было. С 1980-х годов до середины 1990-х там несла службу 99-я мотострелковая дивизия. Она комплектовалась по сокращённому штату и имела урезанную структуру: у неё не было комплекта артиллерии и средств ПВО, а вместо батальонов боевого и тылового обеспечения были роты. Кроме того, даже мощной гусеничной технике мотострелков значительную часть года было трудно работать в климатических условиях Чукотки.
– Первые попытки создать сухопутную группировку на Чукотке были предприняты в начале холодной войны, – рассказал другой военный эксперт Василий Кашин. – Тогда были планы развернуть там отличившуюся в Великой Отечественной войне 14-ю армию. Разрабатывались идеи о переброске войск через Берингов пролив. В итоге от них отказались, но инфраструктуру возводить начали.
В НЕБЕ АРКТИКИ
Чукотка за последние пять лет вновь стала центром военной активности на северо-востоке страны. Проведённая в интересах Минобороны реконструкция аэродрома Угольный в Анадыре позволила принимать все типы самолётов и вертолётов. Они не только обеспечивают охрану границ, но и занимаются снабжением ещё более удалённых гарнизонов.
В 2000-х Угольный лишь изредка использовался в качестве передового оперативного аэродрома для боевой авиации. Но в 2017 году на него впервые в истории приземлились дальние бомбардировщики Ту-22М3. А со следующего года сюда стали регулярно прилетать самые мощные и быстрые стратегические ракетоносцы Ту-160. Для выполнения учебных задач они перебазируются из европейской части страны, выполняя беспосадочные перелёты протяжённостью около 7 тыс. км.
Также в декабре прошлого года Минобороны сообщило о начале постоянного боевого дежурства в Анадыре высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ из состава авиаполка морской авиации на Камчатке.
– Мы чётко понимаем значимость региона для России, и именно поэтому на аэродроме в Анадыре развёрнута соответствующая инфраструктура, которая позволит нашим силам нести непрерывное дежурство по противовоздушной обороне, – отметил тогда командующий Тихоокеанским флотом РФ адмирал Сергей Авакянц, уточнив, что на аэродроме были произведены работы по благоустройству помещений, предназначенных для размещения, отдыха и питания личного состава при несении круглосуточного боевого дежурства.
Кроме того, уже несколько лет на Угольном дежурит подразделение беспилотников «Орлан-10» и «Форпост». Эти аппараты позволяют производить мониторинг с воздуха не только территории округа, но и его прибрежных вод.
Пятый год активно действует в северном небе и сводный отряд армейской авиации. Транспортные Ми-8 и Ми-26 помогают снабжать подразделения на мысе Шмидта и острове Врангеля. В его составе на практике испытали новейшую арктическую модификацию Ми-8АМТШ-ВА, созданную специально для эксплуатации в сложнейших условиях Арктики (об этом «КС» также ранее сообщал. – Прим. ред.).
Кстати
В последние годы Россия активно укрепляет береговые силы флота. Соединения морской пехоты реформируются и превращаются в войска быстрого реагирования, способные действовать по всему миру. Береговые ракетно-артиллерийские войска перевооружают, заменяя устаревшие комплексы «Редут» и «Рубеж» новейшими «Бастион» и «Бал». Кроме того, создаются современные дивизионы, а береговые ракетные полка превращаются в полноценные бригады.