Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

С ДАЛЬНИМ ПРИЦЕЛОМ

13.10.2017

Владимир Путин: «Мы активизировали работу над перспективным авиационным комплексом дальней авиации. Сомнений в том, что эти планы будут исполнены, у меня нет».
Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Боевые самолёты ВКС России в наших краях – гости хорошо знакомые и всегда долгожданные. В последние годы всё чаще промежуточным пунктом на маршруте патрулирования северо-восточных рубежей России и тренировочных полётов стратегических ракетоносцев Ту-95 МС и истребителей Восточного военного округа становится аэродром двойного назначения Анадырь. Однако состоявшиеся на прошлой неделе лётно-тактические учения дальней авиации открыли новую страницу в истории главной воздушной гавани Чукотки: впервые её бетонки коснулись шасси всепогодных дальних сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3.


ГРОЗА АВИАНОСЦЕВ
Два этих грозных самолёта, которые на Западе неофициально именуют «убийцами авианосцев», прибыли в Анадырь в минувшую среду в составе группы из 10 боевых машин, принимавших участие в учениях восточного соединения дальней авиации. На следующий день им предстояло вместе со своими старшими братьями «медведями» (как называют в странах НАТО стратегические ракетоносцы Ту-95), а также топливозаправщиками Ил-78 отработать действия по обеспечению интересов нашей страны в Арктическом регионе в соответствии с решением Верховного главнокомандующего и министра обороны. Кроме того, перед экипажами Ту-22М3 ставилась задача освоить новый для себя аэродром на случай возникновения в этом районе реальных угроз безопасности для нашей страны.
Что касается самих машин, то неискушённому в военной авиации читателю они могут быть знакомы по кинокомедии «Особенности национальной охоты», в одном из эпизодов которой егерь Кузьмич пытался отправить в бомбовом отсеке Ту-22М3 свою корову «на дальний кордон». На самом деле при необходимости туда могло бы поместиться небольшое стадо парнокопытных – шутка ли, максимальная боевая нагрузка дальних бомбардировщиков достигает 24 тонн. При этом благодаря изменяемой геометрии крыла и мощным двигателям они способны развивать скорость до 2300 км/ч и пролетать без дозаправки до 6800 километров, что в случае необходимости позволяет уходить от самых современных истребителей стран НАТО.
Благодаря таким возможностям Ту-22М3 сейчас регулярно и весьма успешно используются для нанесения бомбовых ударов в Сирийской Арабской Республике по объектам запрещённых в нашей стране террористических организаций ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра. Из порядка 60 находящихся на вооружении ВКС России бомбардировщиков этой серии как минимум 14 участвовали с 2015 года в подобной боевой работе. Так что не исключено, что среди них были и те машины, что совершили первую посадку на аэродроме Анадыря. Впрочем, на этот раз в их боевых отсеках находился не столь опасный груз.
По словам командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, учения подтвердили, что аэродром Анадыря в полной мере встроен в систему обороны страны и стал важным звеном северного пояса аэродромов для дальней авиации. Фото: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ – В размещённых на самолётах учебных ракетах есть только одно отличие от боевых – в них отключены некоторые блоки. Тем не менее все действия, которые лётчики выполняют в полёте, максимально приближены к боевой работе и выполняются в полном объёме, – объяснил на аэродроме Анадыря журналистам командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, руководивший учениями. – По завершении тренировок мы вернём их на аэродром постоянного базирования, снимем с самолётов и будем использовать в других учебно-тренировочных полётах. В боевых пусках они участвовать не будут.
И всё же без практических пусков ракет учения не обошлись. В общей сложности вместе с машинами, прилетевшими на Чукотку, в них было задействовано 20 единиц авиатехники, которые использовали для своей работы пять оперативных аэродромов в различных регионах – от Калужской области до Камчатки и Чукотки. Часть самолётов отработала авиационными средствами поражения по наземным целям, находившимся на полигонах Западного военного округа.
http://www.ks87.ru/25/178/7353.html ДВОЕ СУТОК БЕЗ ПОСАДКИ
Как мы уже рассказывали в прошлом номере «КС», в момент прилёта бомбардировщиков в аэропорту Анадырь находился заместитель Председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, который завершал свою трёхдневную рабочую поездку на Чукотку. Он лично пообщался с экипажами боевых самолётов и даже успел освоиться в кресле командира стратегического Ту-95 МС.
Полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев лично пообщался с экипажами боевых самолётов и даже успел освоиться в кресле командира стратегического Ту-95 МС. Фото: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ – Наша машина может находиться в воздухе практически неограниченное количество времени, – ответил на вопрос полпреда о боевых возможностях ракетоносца его командир (имя лётчика мы по очевидным причинам не сообщаем). – Непосредственно на этом самолёте мы во время выполнения одной из учебно-боевых задач поставили рекорд по продолжительности беспосадочного полёта, который составил 42 часа 17 минут. Таким образом, мы находились в воздухе без малого двое суток, для чего пришлось совершить четыре дозаправки от летающего танкера Ил-78. Ну и конечно, численность экипажа пришлось увеличить с шести до девяти человек, чтобы периодически меняться, всё-таки человек, даже самый подготовленный – это не машина, тем более такая мощная, надёжная и проверенная временем, как наш «медведь» (Ту-95 МС до сих пор остаётся самым скоростным в мире самолётом с турбовинтовыми двигателями, которые способны разгонять его до 830 км/ч. – Прим. ред.).
В контексте разговора пилота с полпредом также нельзя не заметить, что эти возможности «стратегов» нашли боевое применение в Сирии, где они уже два года наносят высокоточные удары крылатыми ракетами Х-101 по базам международных террористов, причём делают это подчас, не выходя из воздушного пространства России. Именно так было в конце сентября, когда параллельно с боевыми пусками ракет экипажи Ту-95 МС, как и в ходе этих учений, успешно отработали ещё и дозаправку в воздухе.
Дозаправка в воздухе – операция непростая и требует большого мастерства от лётчиков огромных самолётов. Фото: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ Дозаправка в воздухе – операция непростая и требует большого мастерства от лётчиков огромных самолётов. На скорости около 500 км/ч им необходимо с учётом направления и силы ветра подойти на расстояние порядка 15 метров к топливозаправщику и с точностью до сантиметра войти в сцепку своей приёмной штангой с шлангом-конусом воздушного танкера. Здесь многое зависит от оператора тяжёлого заправщика Ил-78, а также от хладнокровия и предельной концентрации экипажа машины, идущей на стыковку.

ШТАТНО И БЕЗ «БЛИНЧИКОВ»
Ещё одна задача, которую пришлось решать в ходе учений дальней авиации, была связана с отработкой над территорией Камчатского края и акваторией Берингова моря совместных действий с истребителями сопровождения, в роли которых выступили новейшие многоцелевые Су-35С авиационного полка Восточного военного округа.
К слову, эти уникальные истребители поколения 4++ также принимают участие в сирийской операции, осуществляя воздушное прикрытие российской авиабазы Хмеймим и сопровождая фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 на боевые задания. Причём Су-35 и сами могут успешно наносить удары по наземным целям, что нередко и делают.
Совсем недавно возможности этого истребителя были продемонстрированы широкой публике во Владивостоке на открытии III Восточного экономического форума, участников которого машины поразили своей манёвренностью и возможностью выполнения фигур высшего пилотажа, не доступных для других, даже самых современных истребителей. Речь идёт о так называемом «блинчике» – развороте на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости. В условиях воздушного боя этот на самом деле очень красивый приём обеспечивает Су-35 самые высокие шансы на победу.
Впрочем, на прошедших учениях от истребителей сопровождения таких манёвров не требовалось, всё прошло штатно и без «блинчиков».

ЖДЁМ «БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»
В воскресенье, 8 октября, все самолёты, задействованные в лётно-тактических учениях дальней авиации, вернулись в пункты постоянной дислокации, выполнив поставленные перед ними задачи.
– Аэродром Анадыря в полной мере встроен в систему обороны страны и стал, как и в советские годы, важным звеном северного пояса аэродромов, используемых дальней авиацией, в число которых сейчас также входят Воркута, Тикси, Норильск, Оленегорск, – отметил генерал-лейтенант Кобылаш. – Теперь сюда открыли для себя дорогу дальние бомбардировщики Ту-22М3, надеюсь, что они ещё не раз будут гостями на вашей земле.
Мы тоже очень на это надеемся и полностью поддерживаем слова одной из представительниц СМИ округа, которая, глядя на боевые машины, заметила: «С ними как-то спокойнее…».
Стратегический ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» совершает пуск крылатой ракеты Х-101 по объектам террористов в Сирии. А ещё хочется верить, что вслед за «медведями» Ту-95 МС и «убийцами авианосцев» Ту-22М3 к нам заглянут в гости и сверхзвуковые «Белые лебеди» – Ту-160, которые остаются лучшими в мире и до сих пор непревзойдёнными по скорости полёта и его дальности стратегическими бомбардировщиками. Тем более что уже совсем скоро парк этих самолётов ВКС России значительно пополнится. Решением Правительства недавно возобновлено производство модернизированных «лебедей», благодаря чему к имеющимся на вооружении 16 ракетоносцам в среднесрочной перспективе может добавиться ещё около 50 этих красивых и очень грозных машин.