«Надежда» изменила маршрут
25.03.2022

Наталья ГРИГОРЬЕВА
gazeta@ks.chukotka.ru
Три дня остаётся до начала окружной гонки на собачьих упряжках «Надежда-2022». В этом году упряжки финишируют не в окружной столице, как планировалось изначально, а в центре Чукотского района селе Лаврентия. Однако точка старта «Надежды-2022» остаётся неизменной. 29 марта каюры уйдут на трассу из села Инчоун.

Решили поберечь собак
– Организаторы приняли сложное решение – сократить дистанцию гонки. Она пройдёт по маршруту Инчоун – Уэлен – Лаврентия – Лорино – Янракыннот – Провидения – Янракыннот – Лорино – Лаврентия. Таким образом трасса гонки «Надежда-2022» сократится с 1168 км до 546 км. Это связано с тем, что состояние трассы от Провидения до участка Сеутакан очень плохое, снега там практически нет, много заструг, камней, а на реках – наледь. На некоторых участках снега нет вообще. Мы понимаем, что собаки на таких отрезках просто не вытянут, а нарты, вероятнее всего, выйдут из строя. Последние две недели мониторили состояние трассы, разговаривали с перевозчиками, которые проезжали на вездеходах и ТРЭКОЛах по этому маршруту. Поэтому мы решили поберечь собак и участников и приняли такое решение, – пояснил начальник регионального Управления физической культуры и спорта Павел Дьячков.
Сегодня в Чукотском районе завершается подготовка к традиционной гонке на собачьих упряжках. Районным оргкомитетом определены группы для вешкования трассы и сопровождения гонки на снегоходах. В сельских администрациях сформированы судейские бригады. Решается вопрос по организации горячего питания и расселения участников гонки на ночлег в контрольных пунктах. В Доме культуры Инчоуна идут репетиции концертной программы, которая будет представлена в день торжественного открытия соревнований. В каждом населённом пункте, где будет проходить маршрут гонки, для её участников готовят подарки.
– В нашем кружке «Люби и знай свой родной край» занятия проходят ежедневно в будние дни, но перед гонкой «Надежда» дети хотят приходить даже в выходные и на школьных каникулах, – рассказала руководитель кружка в селе Уэлен Наталья Умкина. – Это потому, что сейчас они увлечённо делают своими руками подарки для каюров и гостей. Детьми уже изготовлены медали с эмблемой, на которой изображена чукотская ездовая собака. Также они нарисовали картины на картонных одноразовых тарелках. Все очень стараются и ждут тот день, когда собачьи упряжки прибудут в Уэлен, чтобы лично вручить гонщикам свои подарки.
Кстати
Одно из отличий гонки «Надежда» от других спортивных гонок на собачьих упряжках – дух взаимопомощи на трассе между каюрами и бережное отношение к своим собакам, верным помощникам семей морских охотников и самому надёжному зимнему транспорту на Чукотке. В труднопроходимых местах, например, где мало снега, каюры идут пешком рядом со своими упряжками, порой перетаскивая нарты на себе. На сильно заснеженных участках они также помогают своим четвероногим друзьям. На острых камнях или ледовой корке собаки зачастую режут подушечки лап, и тогда пострадавших животных везут на нартах. И так из года в год собаки и человек идут в одной упряжке по безмолвной тундре и сложным маршрутам «Надежды».
Самый надёжный транспорт
Помимо ежегодных традиционных соревнований каюров, которые пройдут в округе уже в 31-й раз, ездовых собак на протяжении многих столетий жители Чукотки используют в повседневной жизни для зимней охоты. Они же нужны для подвоза воды или льда, поскольку в некоторых сёлах старожилы по-прежнему предпочитают употреблять в пищу талую воду изо льда, привезённого с ближайшего пресного водоёма. Зимой собаки незаменимы для поездок из одного населённого пункта в другой. А в общине морских охотников села Лорино с помощью упряжек дедовским способом порой вытаскивают на берег или кромку льда добытых на промысле китов.
Как вспоминает почётный житель Чукотского района Елизавета Добриева, её отец Алихан Добриев в 1950-х годах работал каюром на перевозке почты в сёла Чукотского района. В те годы другого транспорта не было, и практически каждая семья и в чукотских сёлах, и в эскимосском Наукане имела свою упряжку. На собаках перевозили продукты, медикаменты, деньги и многое другое в сёла и оленеводческие бригады.
На упряжках, запряжённых в традиционные чукотские нарты, с 1991 года соревнуются каюры, некоторых из них смело можно назвать ветеранами «Надежды». Так, в 26-й раз выйдет на старт Владимир Раканто, 58-летний гонщик из села Инчоун. Он прекрасно помнит первую «Надежду-1991». В последующие годы он участвовал в гонках с 1991 по 1995, в 1998, 1999, 2001 – 2008 и с 2010 по 2018 годы. Правда, удача улыбалась Владимиру Раканто не так часто: в призёры он попал в 2003 году, заняв третье место, и в 2018-м, когда стал вторым. В прошлом сезоне вместе с сильнейшими каюрами Владимир Раканто финишировал в Анадыре и занял шестое место.
– С детских лет моя бабушка Келенеут приучала нас со старшей сестрой управлять собачьей упряжкой. Родителей у нас не было, и всё по хозяйству приходилось делать самим. Собачья упряжка помогала и лёд привезти, и добычу с охоты. С тех пор я всегда держу своих ездовых. В этом году поеду в гонку на 14 собаках, но уже подрастают и молодые собачки, которых готовлю для соревнований на следующий сезон, – рассказал Владимир Раканто.
14 гонщиков планируют выйти на старт «Надежды-2022». Буквально сегодня завершился приём заявок от участников состязаний. Самую многочисленную земляческую команду из шести каюров составили лоринцы Геннадий Томилов, Александр Долгодушев, Захар Выквытке, Олег Тыненеут, Анатолий Анкарольтын и старейший участник гонки 65-летний Дмитрий Калявуквун. По два человека представляют сёла Инчоун – Альберт Рультычейвун и Владимир Раканто, Энурмино – Роман Анкарольтын и Анатолий Кейпыткин, и Янракыннот Провиденского городского округа – Михаил Тельпин и Олег Конко. От села Лаврентия подал заявку Евгений Эттытегин. А вот первые из заявившихся на «Надежду» – инчоунские каюры Пётр Поягиргин и Константин Рультычейвун – отказались от участия в гонке на собачьих упряжках за две недели до старта по семейным обстоятельствам.