ФАС ПРЕДЛАГАЕТ, ЧУКОТКА ДОПОЛНЯЕТ
03.08.2018

gazeta@ks.chukotka.ru
На прошлой неделе, 23 июля, Федеральная антимонопольная служба и Правительство Чукотки подписали Соглашение о взаимодействии (подробности в № 29 «КС» от 27 июля 2018 года). На прошедшем в этот же день совместном совещании обсуждались вопросы разработки «дорожной карты», где будут отражены ключевые показатели развития конкуренции в регионе.
КАРТЕЛИ НАНОСЯТ ВРЕД
Статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский напомнил участникам совещания, что каждый субъект РФ до 1 декабря 2018 года должен выбрать для себя 33 показателя (рынка) из 41, отобранного ФАС России для развития конкуренции в ближайшие три года.
– Когда действует всего один монополист, есть разовый рывок, а потом начинается застой в экономике, сопровождаемый ростом цен, – отметил статс-секретарь.
Андрей Цариковский также обратил внимание на проблему картелизации экономики страны.
– Развитие конкуренции невозможно при засилии картелей (картель – одна из форм скрытого монополистического объединения или соглашения, при котором каждое предприятие, вошедшее в его состав, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. – Прим. ред.). Картелизация в РФ велика, и это результат советского наследия. Картели наносят колоссальный вред как экономике страны в целом, так и гражданам, поскольку это способ залезть в карман потребителя.
Присутствующий на совещании начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев заявил, что значительную роль в противодействии подобным монополистическим структурам играют правоохранительные органы. В частности, при контроле за осуществлением государственных и муниципальных закупок.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Александр Шлычков рассказал о том, как идёт работа по разработке «дорожной карты» развития конкуренции на федеральном уровне и типовых «дорожных карт» для субъектов Федерации. По его словам, при их формировании учитываются три целевых показателя: наличие к 2020 году не менее трёх хозяйствующих субъектов на каждом из выбранных регионом рынков (один из них обязательно должен быть частным); сокращение нарушений со стороны органов власти не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом; увеличение доли госзакупок у субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций не менее чем в два раза.
– Сегодня разработана методика расчёта этих показателей, причём с мест было получено большое количество замечаний и дополнений. После всех согласований документ вступит в силу, – сказал специалист.
УЧЕСТЬ СПЕЦИФИКУ
Участники совещания активно включились в обсуждение предлагаемых направлений развития конкуренции непосредственно на Чукотке. Первый заместитель губернатора Леонид Николаев в первую очередь обратил внимание на специфику Чукотки и связанные с этим проблемы.
– Тема развития конкуренции для нас важная, актуальная. Мы находимся в условиях естественных монополий (транспортных, энергетических и т. п.), при сложной логистике и тяжёлых климатических условиях, – сообщил вице-губернатор. – Дополнительная нагрузка ложится на предприятия и предпринимателей региона и в области обеспечения северных льгот и гарантий. Всё это обусловливает высокие издержки производства товаров, работ и услуг. Кроме того, существующие условия приводят к отсутствию на конкурсных торгах претендентов со стороны либо вообще к отсутствию любых заявителей. Это тоже влияет на развитие конкуренции и показатели региона на фоне других субъектов.
Леонид Николаев также отметил, что, несмотря на эти сложности, ключевые показатели округом достигнуты или перевыполнены на 12 рекомендуемых рынках. В частности, у нас хорошо развита конкуренция в отрасли добычи полезных ископаемых, пассажирских перевозок (такси), превышены показатели на рынке переработки водных биологических ресурсов, услуг по твёрдым бытовым отходам и по ряду других направлений.
Первый заместитель губернатора добавил, что в регионе предпринят ряд мер по развитию конкуренции. С администрациями муниципальных районов и городских округов заключены соответствующие соглашения, проводятся обучающие мероприятия и тренинги. Действует Совет по улучшению инвестиционного климата и развитию конкурентной среды в округе. При губернаторе создан межотраслевой Совет потребителей по вопросам деятельности естественных монополий, реализуются меры по оптимизации госзакупок. Утверждён перечень семи социально значимых рынков, ведётся их мониторинг. В регионе для развития предпринимательства используются возможности ТОР «Беринговский» и свободного порта Владивосток в части предоставления бизнесу различных льгот и преференций. В Правительство России представлен проект создания на Западной Чукотке ТОР «Баимская», которая позволит вовлечь в эксплуатацию месторождения Баимской рудной зоны.
РЕГИОНЫ ОБЕЩАЛИ УСЛЫШАТЬ
В то же время на территории округа в силу климатических и экономических условий отсутствуют сразу 10 из рекомендованных ФАС рынков. В этой связи Правительство округа предложило ФАС заменить их своими, специфическими рынками (отраслями).
В частности, в «дорожную карту» развития конкуренции Чукотского АО можно было бы включить несколько рынков, характерных именно для нашего региона. В их числе, например, авиаперевозки, выполняемые малой авиацией, туристические услуги, услуги по направлению детей на отдых в другие регионы России.
Отдельно прозвучал вопрос, смогут ли попасть наши предложения в общероссийский перечень или будут иметь исключительно региональное значение. Андрей Цариковский ответил, что в сентябре на научно-практической конференции он намерен отстаивать идею, чтобы у регионов было по несколько специфических, но в то же время учитываемых при подведении итогов показателей, связанных в первую очередь с решением социально значимых вопросов.
В завершение встречи статс-секретарь заметил, что методики ФАС постоянно дорабатываются с учётом поступающих от регионов предложений. В том числе ФАС готова идти навстречу и Чукотке при зачёте показателей собственных рынков, на которых будет развиваться конкуренция, вместо несуществующих в округе рынков или вместо показателей, которые в регионе недостижимы в принципе.