И В ТЫЛУ КОВАЛАСЬ ПОБЕДА
08.05.2015

gazeta@ks.chukotka.ru
Главной особенностью Чукотки, Колымы, Якутии и Сибири в годы войны было то, что по этой глухой и огромной территории в 6 тыс. км проходил маршрут перегоночной трассы АлСиб по которой перегоняли военные самолёты из Америки на Советский фронт. В первый год войны, когда наша армия несла большие потери, когда враг рвался к Москве, надеясь на быстрый исход войны, а страна испытывала большую потребность в военной технике, особенно в самолётах (бомбардировщиках, истребителях) руководителю нашей страны Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину и союзникам СССР Великобритании и США удалось договориться о поставках вооружения в рамках ленд-лиза, а далее и авиатехники, вначале северным морским путём, а затем воздушным через Сибирь из Соединённых Штатов Америки.
АЛСИБ – ДЕЛО ОБЩЕЕ
Дальневосточный маршрут был более спокойным и эффективным. В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение об изыскании такого пути через непроходимую тайгу, топи и болота тундры, почти безлюдную местность. А уже 9 октября 1941 года ГКО принял Постановление о строительстве аэродромов трассы. Воздушная трасса была построена к осени 1942 года. За три года существования авиатрассы «Аляска-Сибирь» было переправлено около 8 тысяч военных самолётов: истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолётов. Вдоль перегоночной трассы для обслуживания самолётов были построены аэродромы на Чукотке, Колыме, в Якутии и Сибири до Красноярска. Строили аэродромы местные жители, работники Гражданского воздушного флота, военнослужащие и заключённые. Об одном из таких аэродромов, участниках его строительства и работниках аэропорта в 40-е годы мне хочется поделиться с вами по воспоминаниям детей и внуков участников тех событий. Семьдесят лет минуло с той поры. Но воспоминания свежи и передают боль и горечь той войны, радость Победы и гордость за свою Родину…
МАРКОВСКИЙ АЭРОДРОМ
Родное моё Марково. Здесь в годы войны, в 1942 году строился аэродром трассы. Воздвигали его всем селом. Взрослым помогали дети. Трудились на строительстве аэродрома и школьники Марковской семилетней школы. Среди участников сегодня живут и радуют нас своими воспоминаниями Полина Мартыновна Восьмячкина (Созыкина) и Ульяна Васильевна Шитикова (проживает в г. Магадане).
Я хочу рассказать о дедушке моего мужа Агее Фомиче Махура, работавшем в годы войны в аэропорту Марково. Летом 1942 года Агей Фомич вместе со своей женой Ольгой Сергеевной Коротенковой прибыл в Марково для строительства аэродрома. Вместе с ним приехали и другие рабочие из аэропорта Анадырь строить аэродром. Агею Фомичу в ту пору было 29 лет. Родом он был с Украины. Ехал во Владивосток на заработки. Но планы изменила война. В 1938 году дедушка завербовался работать на путине, на рыбзавод в Анадырь. Когда началась война, Агей Фомич перешёл работать в аэропорт Анадырь, в Полярную авиацию. Как рассказывают родные мужа, жить строителям приходилось в тяжёлых условиях: кто жил в землянках, а кто – у местных жителей. В ту пору были очень близкими и душевными отношения русских и местных жителей. Жители села корчевали лес, кустарник на берегу реки Анадырь. Взрослые возили на волокушах глину, илистый грунт с реки, утрамбовывали площадку под будущую полосу. Дети помогали взрослым корчевать пни, носить ветки и выполняли другую посильную работу.
Было очень тяжело, но всех объединяло одно желание: подготовить и сдать площадку в намеченные сроки. Дедушка и другие рабочие аэропорта покрывали взлётную полосу секционным железом, которое пришло пароходами из Америки. Такими железными решётками покрывали полевые аэродромы в США. В Марково до сих пор сохранилось это покрытие, уже частично заросшее травой и тальником.
ФОТОСВИДЕТЕЛЬСТВО
Есть уникальный фронтовой снимок военного корреспондента Д. Дебабова о строительстве аэродрома в Марково. Фотоснимок опубликован в известной книге И. Е. Негенбля «Аляска–Сибирь. Трасса мужества» (Якутск 2000 г.). На снимке изображён рабочий и двое молодых солдат на взлётной полосе, а внизу подпись: «Укладка металлической сетки на ВПП в Марково». Все родные моего мужа: мама, тёти, дядя признали в коренастом кряжистом мужчине в кепке своего родного отца Агея Фомича Махура. Очень жаль, что в годы войны корреспонденты не успевали делать подробные записи, схватывали только узловые моменты текущей военной жизни как на фронте, так и в тылу.
Этот бесценный снимок – немое свидетельство участия Агея Фомича в строительстве аэродрома в Марково. А с 1943 года дедушка работал уже заправщиком боевых самолётов. Через его руки прошли и первые Р-40, и истребители Р-39, аэрокобры. Агей Фомич рассказывал, как они работали с раннего утра до позднего вечера, по 12–18 часов в сутки. Работали так, что пальцы примерзали к металлу. Но всё выдержали: и мороз, и недоедание, и болезни. Это было военное время. И нельзя было расслабляться ни на минуту. От их труда, умений зависело положение на фронте. Чтобы победить врага и защитить наши города и сёла, помочь армии и фронту нужна была авиация. Поэтому, чтобы самолёты шли беспрепятственно на Советский фронт, многочисленная армия тружеников трассы – инженеров, техников, радистов, метеорологов, заправщиков, строителей – самоотверженно работала на аэродромах трассы АлСиб.
КТО ПОМНИТ – ОТЗОВИТЕСЬ
Вместе с дедушкой в аэропорту на заправке военных самолётов работали в годы войны Ефимов, Ульченко, Мамонов. Их дети, внуки, родственники отзовитесь! Ваших тёплых слов, воспоминаний ждут в Марково.
Более 70-ти лет прошло с начала строительства аэродрома, а полоса всё держится… Ещё сохранилось здание старого штаба аэропорта, хотя уже достаточно ветхое. В Марково на здании штаба аэропорта установлена Памятная табличка и Мемориальная доска в память о тех, кто в далёкие 40-е военные годы работал на строительстве аэродрома и перегоне самолётов по трассе «Красноярск–Уэлькаль». В планах у марковчан изготовление и установка Памятного знака «АлСиб-70», посвящённого марковчанам – труженикам трассы «Аляска–Сибирь». Увековечение памяти марковчан в годы Великой Отечественной войны – это желание жителей села сберечь всё, что связано с историей родного края, нашей Чукотки, которая является частью нашего Отечества.