Анадырь






+ 2
ощущается как 0
79.13
90.38
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

КОГДА НЕТ НИ «ЖЕЛЕЗКИ», НИ ШОССЕ…

28.05.2015

Генеральный директор ОАО «Анадырский морской порт» Виктор Тюхтий Олег ЧЕСНОКОВ
olegu@ks.chukotka.ru

Со дня образования Анадырского морского порта 28 мая 2015 года исполнилось 60 лет. Это солидный возраст, это славная история, вписанная в летопись всего нашего округа, который в нынешнем году отмечает свой 85-летний юбилей. И сегодня с помощью руководителей порта мы попробуем рассказать о том, с чем пришёл его коллектив к своему юбилею.


ТРИ В ОДНОМ
Генеральный директор ОАО «Анадырский морской порт» Виктор Тюхтий:
– Самый главный итог сегодня заключается в том, что удалось сохранить предприятие, сохранить коллектив. Мы продолжаем, несмотря на трудности, развивать свою материально-техническую базу, поддерживать флот, портовую технику, основные производственные фонды, имеющиеся на балансе предприятия, в технически исправном состоянии.
На сегодняшний день мы являемся операторами в трёх портах: Анадырь, Беринговский и Провидения. В планах – присоединение порта Эгвекинот, работающего сегодня как самостоятельное подразделение. Беринговский и Провидения – это наши участки, производственно-перегрузочные комплексы.
По Беринговскому наша надежда связана с началом отгрузки угля с Алькатваамского месторождения, и, соответственно, увеличением объёма грузооборота. В этом году пока всё это на стадии решения, больших объёмов нет, но надежда есть. Кроме того, будем отгружать на этом участке уголь, закупленный правительством региона у шахты «Нагорной», добыча на которой закрывается. Наш флот в Беринговском порту готовится к рейдовой погрузке угля на суда Чукотской торговой компании, которая будет заниматься его транспортировкой.
Жизнь порта Провидения тесно связана с Северным морским путём. Когда-то он был бункеровочной базой на этой трассе. Бухта защищённая, глубины прекрасные, перспектива активного участия в жизни и развитии Севморпути у порта есть. Сегодня объёмы грузооборота пока незначительны. И наша главная цель – сохранить порт и его трудовой коллектив в работоспособном состоянии.
Доставка нефтепродуктов по рекам продолжится. Судов, которые в настоящее время у нас есть, для планируемых объёмов вполне достаточно: у нас 24 единицы, а с учётом Беринговского – 30.
Что касается кадров, то сегодня мы закрываем потребности в плавсоставе с помощью специалистов, прибывающих из Омска. Многие из них, приехав на время, остались здесь, завели семьи. По специалистам центральных ремонтных мастерских выходим из положения, также приглашая людей с материка. Примета времени: много приехало специалистов-эксплуатационников с Украины и из Крыма. Словом, проблема нехватки технически грамотных кадров узкой специализации постепенно решается, положительный результат есть.
По федеральной программе продолжается реконструкция 12-го и 13-го причалов Анадырского морпорта, по сути же, строится новый причал для разгрузки крупных морских судов. Создаётся новая шпунтовая стенка, подкрановые пути на сваях, современное электроснабжение, отвечающее всем нормативам, совершенствуется слип.
Портовая техника, которая имеется в Анадырском порту, способна переработать свыше 500 тыс. т грузов за навигацию. Оборудование центральных ремонтных мастерских, большая часть станочного парка капитально отремонтирована.

ПОМОЩЬ ОКРУГА
Нельзя не подчеркнуть, что правительство округа идёт нам навстречу, с его помощью находятся способы финансирования как путём субсидирования, так и снижением роста тарифов. То есть, существуют точки соприкосновения, правительство готово помогать и помогает. Все понимают, что без портов Чукотка существовать не может.
Поэтому могу сказать, что к юбилею, несмотря ни на что, мы подошли в нормальном рабочем режиме. Думаю, пару лет по вполне понятным всем причинам придётся потерпеть, а потом будем двигаться вперёд ещё более быстрыми темпами.
Поздравляю коллег, друзей, соратников, всех ветеранов с юбилеем Анадырского морского порта. И желаю всем, в первую очередь, здоровья.

БЕГ ВРЕМЁН
Заместитель генерального директора Анадырского морпорта Валентин Кулаков:
– Предприятие является градообразующим, крупным налогоплательщиком в бюджеты разных уровней. Оно было создано решением Совмина и приказом Министерства морского флота в 1955 году. Пиковыми в развитии можно считать 1988–89 годы. В Анадыре велось активное строительство. Шли генеральные грузы, песчано-гравийные смеси, уголь. Грузооборот достигал 500 тыс. т.
Однако 90-е годы прошлого столетия внесли свои коррективы в жизнь предприятия. Приходилось экономить на всём, грузооборот упал. Тяжёлые времена научили жить по-новому. Поменялись экономические взаимоотношения с клиентурой, стали более гибкими. Порт вышел на прямые контакты с клиентами. Это и помогло предприятию выжить, сохраниться, хотя в те лихие 90-е многие уезжали на материк, уходили работать в другие структуры, чтобы просто выжить в тех условиях
Пережили, перетерпели. В 2000-е годы в развитие региона стали привлекаться инвестиции. Начали оживать предприятия, люди вновь почувствовали, что правительство смотрит вперёд, Чукотка начала развиваться. К 2004 году порт пережил некоторый подъём. Несколько лет достигался большой грузооборот, поскольку в Анадыре и округе опять велось активное строительство, в том числе дорог, домов и нового здания аэропорта, что требовало доставки большого количества генгрузов и стройматериалов. За этот период порт смог здорово обновиться.
До 2010 года мы построили две новые самоходные баржи, которые сегодня работают на перевозке пассажиров и автомобилей через Анадырский лиман. Кстати, «Сотников» тоже был восстановлен за счёт инвестиций правительства Чукотки. За свой счёт мы приобрели у Провиденского порта новый тяжеловесный кран «Кондор». По лизинговой программе с помощью правительства обновили портовую технику.

АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ
А лет пять-шесть назад правительство округа обратилось к нам с просьбой рассмотреть перспективы и саму схему развития морской транспортной системы на Чукотке. Мы предложили схему, предусматривающую создание крупной стивидорной компании, в которую вошли порты: Беринговский, Провиденский и Анадырский. Эта компания могла за счёт своих доходов содержать убыточные в то время порты.
Порт получает дотации правительства округа на перевозку пассажиров. Надо помнить, что любые пассажирские перевозки повсюду изначально затратны и убыточны. А у нас в навигационный период им нет альтернативы. В регионе нет железных дорог, авиация зависит от погоды и регламента, а «Сотников» показал, что в навигацию можно работать по побережью. С социальной точки зрения, это очень важно и необходимо для жителей прибрежных поселений. За минувший год (с учётом «Камчатки») число перевезённых пассажиров составило 25 тыс. человек.
Мы неплохо отработали в 2013–14 годах. Полученных доходов хватает, чтобы надежно подготовиться к навигации 2015 года.