ТРИ КЛЮЧА ОТ СЕВМОРПУТИ
19.04.2019

anton@ks.chukotka.ru
В качестве одной из базовых на Международном арктическом форуме была заявлена тема развития транспортной инфраструктуры Арктики, в первую очередь её ключевой артерии – Северного морского пути (СМП). Не случайно первый день работы форума начался с панельной сессии, где обсуждались различные подходы к решению задачи по увеличению грузопотока по СМП с нынешних 20 млн тонн до 80 млн тонн к 2024 году. По мнению участников, этот показатель более чем достижим.
ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В работе дискуссионной площадки, получившей название «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики», участвовали руководители федеральных министерств, Госкорпорации «Росатом», крупных добывающих компаний, главы северных территорий, в том числе Чукотского АО. В начале обсуждения заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов отметил, что сейчас качественно меняется общее восприятие Арктики. При этом Севморпуть становится транспортно-логистическим проектом международного масштаба.
– Растёт понимание и уверенность, что это один из наиболее востребованных и динамично развивающихся регионов страны и мира. Драйверами изменения Арктики становятся, с одной стороны, ресурсные проекты (главным образом связанные с необходимостью транспортировки сжиженного природного газа и руды), с другой – обеспечивающие их динамику программы строительства атомного ледокольного флота, модернизация портовой и навигационной инфраструктуры от Мурманска до Чукотки и Камчатки, – сказал Акимов.
По его словам, всё это делает привлекательным маршрут и для транзита грузов из Европы в Юго-Восточную Азию, особенно если более короткие по сравнению с южным маршрутом (через Суэцкий канал) сроки доставки будут подкреплены приемлемой ценой и увеличением продолжительности навигации по СМП вплоть до круглогодичной. Предпосылки для этого имеются, что подтвердил генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачёв.

Алексей Лихачёв сообщил, что одним из важнейших результатов прошлого года для Госкорпорации стало принятие закона о наделении Росатома функциями единого инфраструктурного оператора СМП. На данный момент процедура разделения полномочий между Минтрансом и Росатомом завершена, и управление Севморпутём теперь строится по принципу «двух ключей». За нормативное регулирование отвечает Минтранс, а за коммерческие и хозяйственные функции, включая управление атомным ледокольным флотом, – Росатом, на который также возложена ответственность за реализацию Федерального проекта «Северный морской путь», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
– Несмотря на то, что закон был подписан накануне Нового года, в контур Госкорпорации уже передано гидрографическое предприятие и целый ряд объектов портовой инфраструктуры объектов СМП, – проинформировал Алексей Лихачёв. – Замечу, что в ходе этой работы появился и «третий ключ» – Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое занимается нашими северными территориями и решает вопросы освоения месторождений, что позволит обеспечить грузовую базу для СМП.
Лихачёв особо обратил внимание на то, что решение о наделении Госкорпорации функциями единого оператора СМП принималось, исходя из наличия у Росатома атомного ледокольного флота.
– На сегодняшний день это мощный 60-мегаваттный ледокол «50 лет Победы» и три 40-мегаваттных ледокола «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр», ресурс которых продлён до 2027 года, – конкретизировал главный атомщик страны. – До 2022 года ожидаем ещё три новых ледокола «Урал», «Сибирь» и «Арктика», два из которых уже на воде (помимо этого, получено разрешение правительства на строительство ещё двух универсальных ледоколов). С учётом строящихся и уже действующих ледоколов, а также намеченного развития инфраструктуры, в 2024 году грузооборот северной морской транспортной магистрали может составить даже не 80 млн тонн, а 92,6 млн тонн. К этой базе мы планируем в горизонте 2030-х годов добавить проводку значительной части международного транзита.
Как заметил Лихачёв, к 2030 году должна быть сформирована ледокольная флотилия, которая позволит использовать СМП круглогодично, а грузопоток может быть доведён до уровня 110-120 млн тонн в год. Одной из её составляющих станет ледокол нового поколения «Лидер» мощностью 120 мегаватт, способный обеспечить движение во льдах двухметровой толщины со скоростью не менее 10-12 узлов (порядка 18-20 км в час).
– Мы видим этот процесс как предмет постоянного обсуждения с недропользователями, владельцами судового состава, представителями министерств, территорий и губернаторами. Поэтому приглашаю всех принять участие в формировании Общественного совета по развитию инфраструктуры СМП на долгосрочную перспективу. Первое его заседание мы планируем провести уже через полтора месяца на полях Петербургского экономического форума, – завершил глава Росатома.

Прямая речь
Губернатор Чукотки Роман Копин, принимавший участие в панельной сессии «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики», подтвердил готовность к активному включению в процесс дальнейшего освоения СМП, обратив внимание на важное место, которое наш округ занимает в этой работе:
– Чукотка – это опорная точка для России в Восточной Арктике. Безусловно, Севморпуть будет помогать и развитию региона. Это упрощение логистики для наших инвестиционных проектов. В свою очередь, два наших порта Певек и Провидения будут обеспечивать бункеровку судов, безопасность судоходства и поддерживающую функцию на длинном переходе от Камчатки до Мурманска. Думаю, Чукотка займёт достойное место в развитии Севморпути. Мы с оптимизмом смотрим на то, как развиваются коллеги на Ямале и в других регионах, как развивается Ямал СПГ, видим, что компания «Новатэк» движется не только на западные рынки, но и на рынки Юго-Восточной Азии. С этим движением у Чукотки откроются дополнительные перспективы для рынка сжиженного природного газа и развития собственной энергетики.
– Чукотка – это опорная точка для России в Восточной Арктике. Безусловно, Севморпуть будет помогать и развитию региона. Это упрощение логистики для наших инвестиционных проектов. В свою очередь, два наших порта Певек и Провидения будут обеспечивать бункеровку судов, безопасность судоходства и поддерживающую функцию на длинном переходе от Камчатки до Мурманска. Думаю, Чукотка займёт достойное место в развитии Севморпути. Мы с оптимизмом смотрим на то, как развиваются коллеги на Ямале и в других регионах, как развивается Ямал СПГ, видим, что компания «Новатэк» движется не только на западные рынки, но и на рынки Юго-Восточной Азии. С этим движением у Чукотки откроются дополнительные перспективы для рынка сжиженного природного газа и развития собственной энергетики.