Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ТРИ КЛЮЧА ОТ СЕВМОРПУТИ

19.04.2019

Антон ЛОБАНОВ ФОТО АВТОРА
anton@ks.chukotka.ru

В качестве одной из базовых на Международном арктическом форуме была заявлена тема развития транспортной инфраструктуры Арктики, в первую очередь её ключевой артерии – Северного морского пути (СМП). Не случайно первый день работы форума начался с панельной сессии, где обсуждались различные подходы к решению задачи по увеличению грузопотока по СМП с нынешних 20 млн тонн до 80 млн тонн к 2024 году. По мнению участников, этот показатель более чем достижим.

ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В работе дискуссионной площадки, получившей название «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики», участвовали руководители федеральных министерств, Госкорпорации «Росатом», крупных добывающих компаний, главы северных территорий, в том числе Чукотского АО. В начале обсуждения заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов отметил, что сейчас качественно меняется общее восприятие Арктики. При этом Севморпуть становится транспортно-логистическим проектом международного масштаба.
– Растёт понимание и уверенность, что это один из наиболее востребованных и динамично развивающихся регионов страны и мира. Драйверами изменения Арктики становятся, с одной стороны, ресурсные проекты (главным образом связанные с необходимостью транспортировки сжиженного природного газа и руды), с другой – обеспечивающие их динамику программы строительства атомного ледокольного флота, модернизация портовой и навигационной инфраструктуры от Мурманска до Чукотки и Камчатки, – сказал Акимов.
По его словам, всё это делает привлекательным маршрут и для транзита грузов из Европы в Юго-Восточную Азию, особенно если более короткие по сравнению с южным маршрутом (через Суэцкий канал) сроки доставки будут подкреплены приемлемой ценой и увеличением продолжительности навигации по СМП вплоть до круглогодичной. Предпосылки для этого имеются, что подтвердил генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачёв.
Алексей Лихачёв: «Советский рекорд в 6 млн тонн груза, перевезённого по Севморпути в 1987 году, мы превзошли, уверенно выйдя на 20 млн тонн, и нет никаких сомнений, что в установленные президентом сроки мы достигнем обозначенного им показателя в 80 млн тонн и даже выше». КОЛОТЬ ЛЁД КРУГЛЫЙ ГОД
Алексей Лихачёв сообщил, что одним из важнейших результатов прошлого года для Госкорпорации стало принятие закона о наделении Росатома функциями единого инфраструктурного оператора СМП. На данный момент процедура разделения полномочий между Минтрансом и Росатомом завершена, и управление Севморпутём теперь строится по принципу «двух ключей». За нормативное регулирование отвечает Минтранс, а за коммерческие и хозяйственные функции, включая управление атомным ледокольным флотом, – Росатом, на который также возложена ответственность за реализацию Федерального проекта «Северный морской путь», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
– Несмотря на то, что закон был подписан накануне Нового года, в контур Госкорпорации уже передано гидрографическое предприятие и целый ряд объектов портовой инфраструктуры объектов СМП, – проинформировал Алексей Лихачёв. – Замечу, что в ходе этой работы появился и «третий ключ» – Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое занимается нашими северными территориями и решает вопросы освоения месторождений, что позволит обеспечить грузовую базу для СМП.
Лихачёв особо обратил внимание на то, что решение о наделении Госкорпорации функциями единого оператора СМП принималось, исходя из наличия у Росатома атомного ледокольного флота.
– На сегодняшний день это мощный 60-мегаваттный ледокол «50 лет Победы» и три 40-мегаваттных ледокола «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр», ресурс которых продлён до 2027 года, – конкретизировал главный атомщик страны. – До 2022 года ожидаем ещё три новых ледокола «Урал», «Сибирь» и «Арктика», два из которых уже на воде (помимо этого, получено разрешение правительства на строительство ещё двух универсальных ледоколов). С учётом строящихся и уже действующих ледоколов, а также намеченного развития инфраструктуры, в 2024 году грузооборот северной морской транспортной магистрали может составить даже не 80 млн тонн, а 92,6 млн тонн. К этой базе мы планируем в горизонте 2030-х годов добавить проводку значительной части международного транзита.
Как заметил Лихачёв, к 2030 году должна быть сформирована ледокольная флотилия, которая позволит использовать СМП круглогодично, а грузопоток может быть доведён до уровня 110-120 млн тонн в год. Одной из её составляющих станет ледокол нового поколения «Лидер» мощностью 120 мегаватт, способный обеспечить движение во льдах двухметровой толщины со скоростью не менее 10-12 узлов (порядка 18-20 км в час).
– Мы видим этот процесс как предмет постоянного обсуждения с недропользователями, владельцами судового состава, представителями министерств, территорий и губернаторами. Поэтому приглашаю всех принять участие в формировании Общественного совета по развитию инфраструктуры СМП на долгосрочную перспективу. Первое его заседание мы планируем провести уже через полтора месяца на полях Петербургского экономического форума, – завершил глава Росатома.

Прямая речь

Губернатор Чукотки Роман Копин, принимавший участие в панельной сессии «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики», подтвердил готовность к активному включению в процесс дальнейшего освоения СМП, обратив внимание на важное место, которое наш округ занимает в этой работе:
– Чукотка – это опорная точка для России в Восточной Арктике. Безусловно, Севморпуть будет помогать и развитию региона. Это упрощение логистики для наших инвестиционных проектов. В свою очередь, два наших порта Певек и Провидения будут обеспечивать бункеровку судов, безопасность судоходства и поддерживающую функцию на длинном переходе от Камчатки до Мурманска. Думаю, Чукотка займёт достойное место в развитии Севморпути. Мы с оптимизмом смотрим на то, как развиваются коллеги на Ямале и в других регионах, как развивается Ямал СПГ, видим, что компания «Новатэк» движется не только на западные рынки, но и на рынки Юго-Восточной Азии. С этим движением у Чукотки откроются дополнительные перспективы для рынка сжиженного природного газа и развития собственной энергетики.