БЛЕСТЯТ ХРУСТАЛЁМ СНЕЖИНКИ…
30.12.2019
«РОДИЛАСЬ Я В ТУНДРЕ СРЕДЬ СНЕГОВ…». Такое название получила новая экспозиция Музейного Центра «Наследие Чукотки» из цикла «Хранители наследия». Экспонаты этой выставки расскажут о жизненном пути учёного и поэтессы Раисы Рагтытваль. Она родилась в селе Алькатваам 30 декабря 1939 года, куда вернулась работать учителем по окончании Анадырского педучилища. Отучившись затем в Магаданском пединституте и получив специальность преподавателя истории, Раиса Михайловна 12 лет трудилась в окружном краеведческом музее, исследуя материальную и духовную культуры чукчей. Она собрала уникальные материалы о жизни и быте оленеводов и морзверобоев, а также большую коллекцию о жизни и творчестве первого профессионального чукотского поэта Виктора Кеулькута. Уже будучи научным сотрудником Магаданского областного краеведческого музея, Раиса Рагтытваль стала автором ряда интереснейших научных работ. Ознакомиться с этими материалами можно будет до конца января.

ivan@ks.chukotka.ru
Ветераны Чукотки, родившиеся в яранге, как и любой человек, время от времени мысленно возвращаются в далёкие дни своего детства на малой родине. Вот и жительница Анадыря, дипломант литературного конкурса имени Юрия Рытхэу Валентина Напаюк очень живо вспоминает о том, как, будучи ещё девчонкой, она вместе с родителями и всем стойбищем готовилась к зимней кочёвке.
ХРУМ-ХРУМ
Для меня как коренного жителя Чукотки жизнь началась с бескрайних просторов тундры, зимой укрытых толстым белоснежным одеялом. Всё кругом бело и лишь кое-где на верхушках безмолвных сопок высятся остроконечные чёрные камни. Кусты карликовых ивы, берёзки и ольхи попрятались в сугробы. Верхние их веточки торчат из-под снега, будто маленькие деревца, тоже дышат морозным чистым воздухом.
Возле кустов видны следы куропаток, а их резкий встревоженный крик «кыэв» может легко испугать человека, забредшего в этот безмолвный, как бы заснувший мир.
При свете неяркого зимнего солнца в воздухе блестят мелким хрусталём снежинки. Они неслышно падают на скалы, на кусты, на меховую одежду людей.
Хрум-хрум. Это хрустит снег под чьими-то торбасами за ярангой. Наверное, это наша мама возвращается от соседки. А мы с сестрой Вельвыру, закутавшись в меховое одеяло, лежим ещё в тёплом пологе.
В чоттагине (холодной части яранги) только что закипел чайник. В костре постепенно дотлевают обломки сушняка, превращаясь в серый пепел, в угольки. Тундровикам без этих сухих веток не обойтись. Причём собирают их все, даже малыши уже с детства приучаются тащить в ярангу найденные веточки. Дымит, догорая, костёр. Из-за этого дыма покров яранги – рэтэм, сшитый из выделанных оленьих шкур, опорные жерди и треноги прокопчены до основания.
У женщин зимним утром первая забота – выбивание снега из рэтэма. Работа эта требует немалой силы, гибкости и сноровки, ведь приходится выбивать снег и у самой верхушки яранги. После рэтэма берёмся за меховой полог. За ночь и на нём образуется иней от дыхания спящих тундровиков. На выбивание уходит немало времени – час, а то и полтора. Снеговыбивалку, как правило, делают мужчины. У каждого из них свой подход, свои приёмы и свой вкус. А исходный материал – ольха или рога оленя. Хороший это подарок для жены, детей, да и для гостя из далёкого стойбища. Для девочек снеговыбивалка изготавливается размерами поменьше. Они, помню, тоже с малых лет стараются помогать своим матерям, пусть помощь их невелика, но малышки тем не менее довольны. Довольны и их родители – растут помощницы.
В яранге, свернувшись в клубок, спят собаки. Как правило, это сильные закалённые лайки с красивым чёрным или белым мехом. Всегда находятся они рядом с человеком. Собака в тундре – друг и помощник в стаде, неизменный работник в упряжке, защитник от хищников. Какие только клички не придумает им хозяин, и каждая, между прочим, довольно точно характеризует собаку.

От одного пастбища к другому, более богатому кормом постоянно передвигается зимой оленье стадо, а вместе с ним кочует и всё стойбище.
Кочёвка для тундровиков – всегда событие. В этот день потому и в ярангах все просыпаются рано. Ещё на небе среди мерцающих звёзд вовсю переливается северное сияние, а неподалёку от яранг уже слышно хорканье оленьего стада, подгоняемого пастушьими свистками. Но пока стадо подойдёт, какая-нибудь непоседливая старушка, как «будильник», пройдёт по всем ярангам и поднимет стойбище на ноги. Мол, стадо уже близко, просыпайтесь скорее, давайте кочевать!
Рэтэм, полог и нехитрые пожитки тщательно упаковываются в грузовые нарты. Предварительно с покрышки яранги и полога выбивается весь снег и иней, чтобы оленю-тяжеловозу легче было тянуть упряжку. Прежде чем тронуться в путь, мужчины внимательно проверяют нарты во избежание поломок, а затем из уже нагруженных нарт сооружают кораль: ставят нарты к нартам, а посередине сооружения оставляют уздечку для закрепления ездового оленя. После чего начинается отбивка грузовых оленей от не ездовых. Работа эта может длиться 2-3 часа, а то и более. Бывает, что только к вечеру удаётся уйти со старой стоянки. Поэтому в отбивке принимают участие и пожилые, и малыши. Старики, правда, стоят у входа в кораль, не выпуская оленей наружу.
Но случается, что необученный молодой олень всё-таки умудряется перепрыгнуть через нарты и вырваться из кораля. Победоносно подняв голову, он стремительно мчится к стаду. А людям, между тем, не до него – кипит в корале работа.
В тундре, как правило, каждый знает своих ездовых оленей, никогда не перепутает их с соседскими. А если уж нечаянно кто и поймает арканом оленя соседа, то последний ему за это только спасибо скажет. Без того в тундре нельзя. Здесь всё основано на дружбе и взаимовыручке. Вот кто-то закончил с упряжками и тут же начинает помогать пожилым или одиноким людям. Всё равно двигаться можно будет только вместе. И чем быстрее стойбище соберётся, тем лучше.
Но вот работа закончена. Небольшой отдых, во время которого все стараются побыстрее перекусить и попить чаю, а затем аргиш трогается с места. Перекочёвка началась.
ОБРЯД. НЕГАТИВ ВЫХОДИТ С ГОЛОСОМ ШАМАНА
Вера ТЕВЛЯНТО, ветеран труда, Эгвекинот
gazeta@ks.chukotka.ru
Декабрь – месяц, когда оленеводы завершают каждодневные кочёвки и становятся на зимнюю стоянку. А в ближайшее полнолуние они традиционно проводят обрядовое мероприятие Ульвэв, посвящённое этому важному событию.
Накануне последней кочёвки, поздно вечером, шаман берёт ярар и под его звуки начинает напевать. Бытует поверье, что вместе с его голосом выходит весь негатив, который может помешать определению места зимовки.
Перекочевали, поставили яранги. В тот же вечер хозяйки вытаскивают запасы специально заготовленных летом для этого дня кореньев, консервированной зелени, кыкватъол – сухого мяса, рорат-колбасы, тщательно моют всю посуду, а ритуальную посуду кладут отдельно, чтобы никто не трогал. Ещё из шкуры моржа вырезают мини-тарелочки, которые должны быть заполнены кусочками сухого мяса с костным жиром и небольшим количеством свежеотваренного мяса.
Сам обряд проходит сразу на следующий день после кочёвки. Ночной дежурный пригоняет стадо рано утром. Мужчины берут арканы, идут забивать личного оленя с отметиной своего рода на ухе. Ещё в темноте разделывают тушу, вытаскивают требуху, ливер, вычищают, обрабатывают. Вся работа требует сноровки и ловкости, потому что необходимо успеть сварить внутренний жир, кровяную кашу и приступить с началом рассвета к совершению обряда.
Начинается он с выноса огня, добытого старинным способом, на то место, где был забит олень. Когда огонь разгорится, в него кладут немного нарезанного жира, чтобы пламя не погасло, ведь потухший огонь – плохой знак. К костру в большом количестве выносят заранее нарезанное сухое мясо для угощения. Чуть впереди огня ставят ритуальные принадлежности, в том числе фигуру оленя, слепленную из зелени. Затем хозяин с детьми всё это берут и камлают, посвящая нарезки из мяса духу – хозяину земли, куда они перекочевали, при этом шёпотом произносятся слова, извещающие о прибытии, и благодарности.
Завершается обряд угощением гостей нарезками сухого мяса, а потом свежим отварным. Мероприятие заканчивается. Гости разъезжаются с подарками.
Ну а когда вновь надо трогаться в путь, перед откочёвкой на новое место на прежнем срывают 3-5 веточек вербы и хранят их до летней стоянки, чтобы использовать в летнем обряде Ульвэв.
gazeta@ks.chukotka.ru
Декабрь – месяц, когда оленеводы завершают каждодневные кочёвки и становятся на зимнюю стоянку. А в ближайшее полнолуние они традиционно проводят обрядовое мероприятие Ульвэв, посвящённое этому важному событию.
Накануне последней кочёвки, поздно вечером, шаман берёт ярар и под его звуки начинает напевать. Бытует поверье, что вместе с его голосом выходит весь негатив, который может помешать определению места зимовки.
Перекочевали, поставили яранги. В тот же вечер хозяйки вытаскивают запасы специально заготовленных летом для этого дня кореньев, консервированной зелени, кыкватъол – сухого мяса, рорат-колбасы, тщательно моют всю посуду, а ритуальную посуду кладут отдельно, чтобы никто не трогал. Ещё из шкуры моржа вырезают мини-тарелочки, которые должны быть заполнены кусочками сухого мяса с костным жиром и небольшим количеством свежеотваренного мяса.
Сам обряд проходит сразу на следующий день после кочёвки. Ночной дежурный пригоняет стадо рано утром. Мужчины берут арканы, идут забивать личного оленя с отметиной своего рода на ухе. Ещё в темноте разделывают тушу, вытаскивают требуху, ливер, вычищают, обрабатывают. Вся работа требует сноровки и ловкости, потому что необходимо успеть сварить внутренний жир, кровяную кашу и приступить с началом рассвета к совершению обряда.
Начинается он с выноса огня, добытого старинным способом, на то место, где был забит олень. Когда огонь разгорится, в него кладут немного нарезанного жира, чтобы пламя не погасло, ведь потухший огонь – плохой знак. К костру в большом количестве выносят заранее нарезанное сухое мясо для угощения. Чуть впереди огня ставят ритуальные принадлежности, в том числе фигуру оленя, слепленную из зелени. Затем хозяин с детьми всё это берут и камлают, посвящая нарезки из мяса духу – хозяину земли, куда они перекочевали, при этом шёпотом произносятся слова, извещающие о прибытии, и благодарности.
Завершается обряд угощением гостей нарезками сухого мяса, а потом свежим отварным. Мероприятие заканчивается. Гости разъезжаются с подарками.
Ну а когда вновь надо трогаться в путь, перед откочёвкой на новое место на прежнем срывают 3-5 веточек вербы и хранят их до летней стоянки, чтобы использовать в летнем обряде Ульвэв.