ИСТИННЫЙ ВАЯТЕЛЬ ЗАПОЛЯРЬЯ
26.03.2021

anton@ks.chukotka.ru
Памятник «180-й меридиан», вот уже свыше 30 лет возвышающийся на побережье Чукотского моря в паре десятков километров к западу от посёлка Мыс Шмидта, в этом году включён в список самых необычных скульптур России, составленный одним из отечественных интернет-сервисов путешествий по итогам всероссийского конкурса. К сожалению, автор монумента авиадиспетчер местного аэропорта Юрий Дунаев до этого момента не дожил – в сентябре прошлого года он ушёл из жизни. Однако у корреспондента «КС» сохранилась запись разговора с самодеятельным скульптором, который состоялся в середине первого десятилетия этого века во время одной из командировок в бывший Шмидтовский район, когда Юрий Александрович поделился историей создания этого и нескольких других сделанных им памятников, отсылающих к истории Чукотки.
ГРИНВИЧУ В ПРОТИВОВЕС
– Возможно, мои работы – некий зов души, но никак не хобби. Во всяком случае, изначально мне хотелось, чтобы благодаря им люди знали и помнили историю своего края, – поведал тогда наш собеседник, гостеприимно встретив корреспондента «КС» на кухне своей шмидтовской квартиры.
А началось всё в далёком 1977 году, когда уроженец Таджикистана Юрий Дунаев, получив в соседнем Узбекистане профессию авиадиспетчера, приехал работать в Шмидтовский район. Поближе узнав его историю, молодой специалист захотел каким-то образом её увековечить, чему, кстати, в немалой степени поспособствовала встреча со знаменитым путешественником и телеведущим Юрием Сенкевичем.
– Случайно познакомившись с ним в Москве, я спросил, есть ли где-нибудь на Земле памятный знак 180 меридиану, который делит планету на Западное и Восточное полушария и проходит по суше помимо острова Врангеля как раз через территорию Шмидтовского района. Кроме Гринвичской обсерватории, установленной на нулевом меридиане, прямой противоположности 180-му, тому ничего на ум не пришло. Так родилась идея установки этого памятного знака, – вспоминал Юрий Дунаев.
По его словам, администрация района даже организовала конкурс проектов памятника. Впрочем, несмотря на большое количество эскизов, среди которых даже был выявлен победитель, дальше дело не пошло. И энтузиаст решил самостоятельно воплотить в жизнь предложенный им вариант.
– Всё пришлось делать самому. Кое-какие материалы позаимствовал в морпорту. Краску, бетон и сварку оплачивал «жидкой валютой», которую знакомые лётчики в период горбачёвского «сухого закона» возили аж из Москвы. В общем, в 1990 году мне наконец-то удалось установить памятник, который в итоге обошёлся немногим больше 1 тысячи советских рублей.
– Возможно, мои работы – некий зов души, но никак не хобби. Во всяком случае, изначально мне хотелось, чтобы благодаря им люди знали и помнили историю своего края, – поведал тогда наш собеседник, гостеприимно встретив корреспондента «КС» на кухне своей шмидтовской квартиры.
А началось всё в далёком 1977 году, когда уроженец Таджикистана Юрий Дунаев, получив в соседнем Узбекистане профессию авиадиспетчера, приехал работать в Шмидтовский район. Поближе узнав его историю, молодой специалист захотел каким-то образом её увековечить, чему, кстати, в немалой степени поспособствовала встреча со знаменитым путешественником и телеведущим Юрием Сенкевичем.
– Случайно познакомившись с ним в Москве, я спросил, есть ли где-нибудь на Земле памятный знак 180 меридиану, который делит планету на Западное и Восточное полушария и проходит по суше помимо острова Врангеля как раз через территорию Шмидтовского района. Кроме Гринвичской обсерватории, установленной на нулевом меридиане, прямой противоположности 180-му, тому ничего на ум не пришло. Так родилась идея установки этого памятного знака, – вспоминал Юрий Дунаев.
По его словам, администрация района даже организовала конкурс проектов памятника. Впрочем, несмотря на большое количество эскизов, среди которых даже был выявлен победитель, дальше дело не пошло. И энтузиаст решил самостоятельно воплотить в жизнь предложенный им вариант.
– Всё пришлось делать самому. Кое-какие материалы позаимствовал в морпорту. Краску, бетон и сварку оплачивал «жидкой валютой», которую знакомые лётчики в период горбачёвского «сухого закона» возили аж из Москвы. В общем, в 1990 году мне наконец-то удалось установить памятник, который в итоге обошёлся немногим больше 1 тысячи советских рублей.

– Я договорился с капитанами ледоколов «Арктика» и «Ермак», чтобы они в условленное время стали на якорь в этой точке, а также с экипажем одного из самолётов Ил-14 ледовой разведки, которые в то время базировались у нас, предварительно снабдив их несколькими заполненными песком огнетушителями. Перед тем как они вылетели на проводку каравана, сам выдвинулся к предполагаемому месту. Пролетая чётко над ледоколами по направлению к берегу, лётчики метров с 50 на бреющем полёте сбросили огнетушители, и те, как торпеды, вылетев на песок, указали бороздами необходимую долготу, – не без удовольствия вспоминал наш собеседник.
Впрочем, памятник всё равно пришлось установить на 150 метров в стороне от истинного места, на перепутье зимней и летней дорог, чтобы люди могли круглый год подходить к нему. А чтобы проезжающие мимо помнили, что в России есть земли не только в Восточном, но и в Западном полушарии, Юрий Дунаев выкрасил своё творение в цвета российского триколора. В то время, на закате СССР, аналогичной расцветки ещё не имел ни один монумент на территории нашей страны, а сам этот шаг был довольно смелым и вызвал ряд вопросов у местных властей.
ПОСВЯЩЕНИЕ ПИЛОТАМ
На этом самодеятельный скульптор решил не останавливаться и каким-то образом отметить 100-летие Отто Шмидта, имя которого носил тогда муниципалитет и райцентр, ныне – территория городского округа Эгвекинот.
– Поскольку к тому времени уже не сохранились модели самолётов, спасавших экспедицию челюскинцев, начальником которой был Отто Юльевич, было решено установить на вечную стоянку не менее знаменитый среди северян Ил-14. Мне удалось добиться, чтобы нам прислали один из списанных самолётов, – продолжил свой рассказ Юрий Дунаев. – К сожалению, когда я был в отпуске, его сожгли дети. Второй списанный самолёт на подходе к нам упал в лагуну. Слава Богу, экипаж тогда не пострадал. Ну а третий Ил-14 всё-таки занял в 1991 году своё почётное место на территории нашей гидрометобсерватории – от детишек подальше.


– Знаете, даже многие лётчики мне говорили, что эта коса названа в честь наших пилотов. Однако это не так. На самом деле всё началось с того, что в 1929 году американская шхуна «Нанук», которая по соглашению с нашим правительством в обмен на пушнину снабжала коренных жителей продуктами, была затёрта льдами в Рыркайпийской бухте. Для спасения команды и груза был арендован самолёт. Именно он, попав во время своего второго перелёта из Анкориджа в трудные метеоусловия, разбился в районе косы. Трупы пилота Эйлесона и бортмеханика Борланда были найдены командой нашего ледокола «Ставрополь» и доставлены в 1930 году на родину. Тогда же советское правительство назвало прибрежную косу Чукотского моря косой Двух Пилотов. Так что я просто не мог не увековечить это событие, тем более что эта коса стала местом гибели не одного летательного аппарата, – поведал историю монумента Юрий Дунаев.
Кстати, этот памятник тоже не имел аналогов в России: он был единственным, в композицию которого включён американский флаг.
САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ КУК
Затем очередь дошла до памятника всемирно известному мореплавателю Джеймсу Куку.
Оказывается, в 1778 году он на двух кораблях – «Резольюшн» и «Дискавери» попытался пройти вдоль берегов Северного Ледовитого, но был остановлен сплошными льдами у чукотского поселения Рыркайпий. Именно Кук назвал скалистый мыс, далеко вдававшийся в океан, мысом Северным. Под таким названием этот мыс просуществовал до 1934 года – более 150 лет, и затем был переименован в мыс Шмидта.
– Чем не повод поставить впоследствии съеденному первопроходцу монумент? – с иронией спросил автор бюста. – Тем более что в 1998 году, когда я воплотил свою идею в жизнь, исполнилось 220 лет со дня этого открытия.

– Да и с чего бы мне это делать? Наград никаких мне не надо, да и администрации было не до меня – им других проблем хватало. Почти всё приходилось делать самому. Разве что старатели иногда то техникой, то материалами помогали, – заметил Юрий Дунаев. – Основание сделал из скребков от грейдера, обнёс постамент цепями, установил якоря и декоративные пушки, сделанные из зимних стоек Ан-2, напоминающих по форме старинные орудия, и повесил медный корабельный колокол, который нашёл на берегу.
Ещё одним творением шмидтовского скульптора – любителя стал трёхтонный памятник шведскому полярному исследователю Нильсу Норденшельду, который тоже имеет отношение к шмидтовской земле. После того как его пароход «Вега» был зажат льдами, Норденшельд в 1878 – 1879 годах зимовал на Чукотке в районе села Рыркайпий.

С МЕЧТОЙ О БИЛЛИНГСЕ
Отметился Юрий Дунаев и в столице Чукотки. В честь 70-летия округа администрация попросила его поставить в Анадыре памятный знак. Однако об этом своём произведении автор вспоминал во время нашей встречи с неохотой, поскольку всё пришлось делать на скорую руку, без соответствующих инструментов и инвентаря. В итоге на центральной площади города, там, где пересекаются улицы Рультытегина и Ленина, появился памятный знак. Однако спустя несколько лет он был демонтирован, площадку городские власти реконструировали и воздвигли на этом месте памятник «Чукотка – фронту».
– Сейчас надо думать о будущем, – сказал тогда в завершение нашего разговора Юрий Дунаев. – Планирую поставить в селе Биллингс памятник русскому морскому офицеру, в честь которого и был назван этот населённый пункт, Иосифу Биллингсу, кстати, единственному нашему соотечественнику, который участвовал в экспедиции Джеймса Кука. У меня уже есть много эскизов памятника, хотя я ещё не остановил свой выбор на каком-то одном, тем более что точного портретного изображения Биллингса пока не имеется.
К сожалению, Юрий Дунаев, жизнь которого и без того была насыщена ответственной работой по регулированию авиадвижения, активной общественной деятельностью, в том числе в качестве депутата Совета села Рыркайпий, а ещё и музыкальным творчеством, эту задумку реализовать так и не успел…
Кстати
В 1993 году через Чукотку проходила международная научная экспедиция «Транссибирский маршрут – «Лонжин», ставившая целью изучение Крайнего Севера, истории и культуры населяющих его народов. Тогда вылетевший по маршруту Мыс Шмидта – Лаврентия вертолёт Ми-8 потерпел крушение, в результате погибли пятеро россиян, два гражданина Франции и один швейцарец. В память о них Юрий Дунаев спустя два года установил в аэропорту Мыс Шмидта памятник. Основой композиции стало бронированное лобовое стекло самолёта ТУ-16. По его центру пробит сквозной крест, а по бокам вмонтировано восемь шлифованных полудрагоценных камней – по количеству погибших.
В 1993 году через Чукотку проходила международная научная экспедиция «Транссибирский маршрут – «Лонжин», ставившая целью изучение Крайнего Севера, истории и культуры населяющих его народов. Тогда вылетевший по маршруту Мыс Шмидта – Лаврентия вертолёт Ми-8 потерпел крушение, в результате погибли пятеро россиян, два гражданина Франции и один швейцарец. В память о них Юрий Дунаев спустя два года установил в аэропорту Мыс Шмидта памятник. Основой композиции стало бронированное лобовое стекло самолёта ТУ-16. По его центру пробит сквозной крест, а по бокам вмонтировано восемь шлифованных полудрагоценных камней – по количеству погибших.