Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

АНДРЕЙ ЭТТЫРГИН ПИШЕТ ИСТОРИЮ СВОЕГО РОДА

15.10.2010

Прадед по отцовской линии Кутувги и дед Эттыргин Николай Федорович. Евгения ПУГАЧ

История Билибинского района, словно пестрое лоскутное одеяло, соткана из истории сохранившихся и навсегда утраченных национальных сел, горняцких поселков, трудившихся во славу золотодобывающей отрасли Северо-Востока страны, ее древних оленеводческих родов и молодых династий атомщиков. История района – это, прежде всего, история людей, живущих в Билибинском районе: их биографии, поступки и действия. Свою лепту в написание истории района внес выпускник школы № 1 города Билибино Андрей Эттыргин, приняв участие в конкурсе иллюстрированных историй «Этнические традиции семейной жизни». О самом конкурсе замечу кратко: он проводился в рамках проекта «Устойчивое развитие науки об окружающей среде и социальные проблемы» Новосибирского государственного университета при финансовой поддержке Европейской комиссии и ЮНЕСКО.


ПРАДЕД И ПРАБАБКА

Родился я в городе Билибино 29 декабря 1991 года, но считаю своей малой родиной отделение совхоза «Кайэттын», что в омолонской тундре. Оно находится на речке Кайэттыне, в переводе с чукотского «Щенок». Так звали мою прабабушку из очень богатого рода. В честь прабабушки и названа речка, где она похоронена. Сейчас в оленеводческих бригадах и в самом отделении работают мои двоюродные братья и дядя.
Когда-то до революции на ее берегах и дальше выпасалось 10-тысячное стадо оленей моих предков со стороны матери. По рассказам моей бабушки Вуквуна (Камень), прапрадед был физически сильным и выносливым, он был из побережных чукчей. Разбогател, воруя оленей у богатого соседа. На себе перетаскивал важенок (самок оленей) и телят к себе, а затем перегнал их в континентальную часть Чукотки и обосновался в омолонской тундре, где сейчас находится бригада №10. Эту бригаду долгие годы возглавлял Михаил Кузьмич Пананто – кавалер ордена Трудовой Славы, его предки были батраками у моего прапрадеда.
Когда прапрадед умер, ему забили много оленей, и до сих пор виден его могильный холм из рогов оленей.
Мои предки не только разводили оленей, но и занимались селекцией. Огромное стадо до раскулачивания было белым по масти. Когда лежал снег, оленей можно было найти только по следам, а в бесснежное время года оленей далеко видно.

ШАМАНСТВО И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

По словам моей бабушки Вуквуна, прадед обладал гипнозом и занимался шаманством. Он был суров и властен, батраков своих держал строго.
Шаман – одна из наиболее таинственных и вместе с тем реальных фигур на Земле. Пройдя путь от появления человечества до наших дней, испытав на себе губительное воздействие цивилизации, гонений церкви и государства, шаманизм, как необъяснимое и вечное явление, продолжает существовать. По большому счету, вся деятельность шамана направлена на сохранение благоприятных естественно-природных условий для хозяйственной деятельности, на сохранение жизни человека, его здоровья.
Когда пришла советская власть, прадеда раскулачили. Стадо разделили на пять частей и из них организовали бригады, бригадирами назначили людей, которые лояльно относились к советской власти. А прадеда увезли в Островное, и островновские старики говорили, что потом его увезли дальше – на материк. Его жене, матери моего деда, вместе с другими пастухами
приказали гнать оленей в Шепетковку, там по прибытии она умерла от голода или от болезни. А дедушка с бабушкой остались в одной из частей стада, приняли советскую власть. И мой дедушка в 50-х годах был бригадиром, в это время олени были самыми упитанными в колхозе. Об этом рассказал вездеходчик колхоза Федоров Семен Николаевич.

ПОТОМКИ

Дедушка и бабушка были награждены многочисленными почетными грамотами, ценными подарками и являлись ветеранами труда. Дед до конца своих дней был наставником молодежи. Пастухи, которые сейчас на пенсии, с благодарностью вспоминают о нем. Бабушка до последнего обшивала холостых оленеводов.
Они вырастили троих детей: Павла Петровича Энмытагина, Сергея Петровича Энмытагина и мою маму Ульяну Петровну Энмытагину, по мужу Эттыргину.
К сожалению, я мало знаю о предках моего отца Эттыргина Станислава Николаевича. Но одна легенда дошла до наших времен, ее рассказал Кергитагин Гавриил Серафимович, кстати, ученик моего дедушки по маминой линии.

ЛЕГЕНДА О РОДЕ ОТЦА, или ТАЙНА ФАМИЛИИ ЭТТЫРГИН

В далекие времена пришли русские, привезли много товаров для обмена на пушнину. Переводчиком и каюром был прадед моего отца. За хорошую службу по окончании сбора пушнины ему был подарен кафтан с княжеского плеча и титул. К сожалению, грамота не сохранилась.
Мой прадед – звали его Кутувги – вопреки традициям рода взял в жены эвенку, прожил с ней долго и счастливо, они родили моего дедушку Николая Федоровича Эттыргина. Сопку, на которой был похоронен прадед, так и называют – Кутувгинской.
Фамилия моя Эттыргин переводится как Собакевич. Когда стали выдавать паспорта, имена наших предков стали нашими фамилиями. Я горжусь, что из оленеводческих династий наша – самая большая. Мне хочется быть достойным своих предков.