ХАРИЗМА МАТЕМАТИКА
25.08.2011

Учителю муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №1 города Анадыря» Константину Трескину объявлена благодарность Президента Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную работу. Перед началом нового учебного года наш корреспондент встретился с Константином Трескиным и поговорил и о благодарности, и о его учениках, и о школе…
– Константин Константинович, когда вы узнали, что получили благодарность Президента России, какое испытали чувство?
– Скажу так, эйфории не было. Я ощутил чувство благодарности в том плане, что хороший труд человека оценивается правильно и самое главное – вовремя. Если у тебя есть результаты, ты обязательно должен двигаться дальше. А получению награды я рад, тем более что я об этом узнал от своих учеников, которые мне звонили с утра и до позднего вечера.
– Хотелось ли вам когда-нибудь переключиться на другой род деятельности?
– Такого никогда не могло произойти, потому что с рождения я хотел быть учителем. Я, наверное, родился учителем. И хотя я самый младший в семье, но еще с начальной школы занимался со своими старшими братьями и сестрами. Я уже с первого класса подражал своим учителям. Я другой работы, кроме учительской, для себя не вижу и не хочу даже об этом думать.
– Среди ваших учеников преобладают дети, нацеленные на учебу, или встречаются неординарные и харизматические личности?
– Дети всегда разные.… До приезда в Анадырь я работал в Эгвекиноте. И здесь, и там у меня были хорошие результаты. Помню, что первый мой выпуск в 1977 году в полном составе поступил в вузы. У меня все выпускники были сильные, я почему-то слабых и не помню. Дети, которых учил и учу, всегда стремились получить как можно больше знаний, относящихся к математике. В детях, нацеленных на учебу, тоже есть особая харизма. У них есть цель – получить знания. Ученики всегда разные, но это не значит, что кто-то хуже или лучше другого.
– А вам есть чему поучиться у ваших воспитанников?
– Учитель не только учит, но и всю жизнь учится. С теми ребятами, которых я обучаю, у меня хороший контакт. Я стараюсь понять их, они стараются понять меня, я всегда радуюсь их любознательности и стараюсь, чтобы им со мной было интересно. Молодежь мобильная, легко идет по жизни, не зацикливается на прошлом и с оптимизмом смотрит в будущее. С такими ребятами приятно и работать, и учиться у них новой, неведомой мне жизни.
– Как на вас влияют ваши ученики?
– Вселяют еще больше ответственности за то, что я делаю, за то, что говорю.
– А вы понимаете их внутренний мир?
– Не всегда, но стараюсь понять. У меня основная тема в работе – «Формирование и развитие математической зоркости обучающихся». Если я прихожу в новый класс, то сразу ищу таких ребят, у которых загораются глаза при слове «математика». Не исключается поиск и развитие особо одаренных детей. Я могу только радоваться, что с первых дней сдачи ЕГЭ по математике, у нас в школе самые высокие показатели среди математиков всех школ округа.
– Ваше жизненное кредо?
– Нет у меня никаких девизов по жизни. Надо всегда стараться достигать лучших результатов в работе, тогда и будет спокойствие на душе. Это раньше у меня были разные интересы – от художественной самодеятельности до создания хора. А теперь у меня осталась только математика и ученики…
– У вас мир учителя складывается строго по Ушинскому или Макаренко? И есть ли какие-то увлечения помимо любимой математики?
– Сейчас у современного учителя столько забот… Я вам скажу, что каждый учитель – это свой особый мир. Я когда еще работал в Эгвекиноте, то участвовал в художественной самодеятельности. И мы первые места в округе занимали! Я и танцы ставил, и песни пел, и с хором работал. Было интересно. Но, наверное, самый мой большой интерес в жизни, кроме математики – это Чукотка. Я приехал сюда в конце 60-х годов прошлого века. Первые год-два не очень понимал красоту Чукотки. А сейчас не могу представить свою жизнь без этого места. Очень люблю гулять в тундре, собирать грибы и ягоды...
– Среди учителей существует конкуренция?
– Среди настоящих учителей, думаю, что нет! Конкуренции нет, есть поддержка! Восхищение трудом человека, потому что это тяжкий труд! Настоящие учителя не конкурируют, они поддерживают друг друга.
– Вас называли учителем от Бога?
– Да, такое было. Я думаю, что формулировка «учитель от Бога» в головах детей и их родителей появляется со временем. Я по своему личному опыту могу сказать, что понимание важности работы учителя приходит именно тогда, когда ты уже окончил школу, когда ты прожил какой-то период без этих родных и любимых людей, достойных памяти и восхищения.
– А вы следите за карьерой своих учеников?
– Каждый учитель следит всю жизнь за своими учениками. Бывших учеников для нас не бывает.… Многие мои выпускники работают в Анадыре, и мы видимся часто. Я могу радоваться, что большая часть моих учеников учится или училась в самых лучших институтах Санкт-Петербурга или Московы.
– С возрастом вы изменились?
– Я не могу об этом судить. Скоро будет уже 50 лет, как я работаю учителем, и хотелось бы и дальше быть полезным. Я больше трех дней не могу без школы и чувствую в себе еще силы работать с ребятами.
– Какой бы вы хотели получить подарок к Дню учителя?
– Самый лучший подарок – это «спасибо» от моих учеников. Пожалуй, большего счастья и не надо.
– Что для вас школа?
– Мой дом, моя работа…
– А вы хотели бы узнать свое будущее?
– А мое будущее было уже предопределено Богом – я стал учителем! Другого будущего мне не надо!
Справка «КС»
Константин Трескин работает в сфере образования с 1964 года. За успехи в работе в 1974 году ему было присвоено звание отличника народного образования, а в 1998 году он стал заслуженным учителем Российской Федерации. В числе его наград также Почетная грамота губернатора и Почетный знак Правительства Чукотского автономного округа «Знак признания заслуг».