Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Узы единения

21.08.2012

Экипаж. Слева Ынкаау. ФОТО: ИЗ АРХИВА ПЕТРА ЫНКААУ Григорий ТЫНАНКЕРГАВ, депутат Думы Чукотского АО


КОМКОВУ – ТЕПЛЫЕ СЛОВА
Мои сверстники помнят, как развивалась авиация в округе: после войны между редкими аэродромами летали Ли-2 и У-2, население больше надеялось на свой транспорт – оленьи и собачьи упряжки, потом резкий рывок: в 60-70 годах прошлого века появление самолетов Ил-14, Як-40, Ан-2, вертолетов Ми-4, Ми-8.
Начиная с 50-60-х годов, когда я начал работать в геологии, вся моя геологическая жизнь, как и у моих коллег, была тесно связана с авиацией. Геология и горнодобывающая промышленность не развились бы без авиации. В связи с этим только теплые слова можно сказать о недавно ушедшем из жизни Летчике с большой буквы Борисе Петровиче Комкове. Мне пришлось много летать с ним и на Ан-2, и на вертолетах. О нем ходили легенды, у него было много прекрасных учеников-летчиков.
Простой в общении, с большим чувством юмора, он любил точность и не любил разгильдяйства. Мы, гео-логи, знали это, всегда были уверены, что если Борис Пет-рович сказал, будет все сделано точно в срок. Летом он любил ночевать на наших летних базах. Причем, мало сидел, обычно любил побродить по тундре, говоря при этом: «Целый день видишь эту красоту, любуешься, теперь хочется пощупать».

ПИЛОТ ИЗ АККАНИ
Здесь же мне хочется рассказать о чукотском летчике Петре Ынкаау, его жизнь по-учительна для молодых людей, ищущих дорогу в своей жизни.
В трудовой книжке Петра Максимовича в графе профессия написано «пилот». Родился он в старинном поселении береговых чукчей и эскимосов Аккани, что спряталось от северных ветров за мысом Кригуйгун неподалеку от входа в залив Лаврентия.
Детство будущего лет-чика прошло в родном селе. Как и все дети, он не только играл, но и помогал взрослым, когда те приходили с добычей. Любил участвовать в разделке китов, там его угощали тем, что «дает» кит. Насытившись, он уходил в тундру, где всегда можно было присесть, прилечь, отдохнуть, попить прозрачной воды, поесть голубику, морошку, шикшу… Может, поэтому у Ынкаау крепкое телосложение, отменное здоровье.
Учебу начал в маленькой школе селения, где в одном помещении размещалось сразу три класса. Но началась централизация, слияние селений в одно крупное. Оно проходило по всей Чукотке и больно ударило по людям, по укладу их жизни. Хорошо, потом власти одумались и не стали усугублять этот процесс. Ведь всегда легче управлять одним селом, но есть обратная сторона – людей сгоняют с обжитых мест, и они как будто исчезают. Ынкаау вспоминал, как людей почти силком переселили в Лорино, что в 40 км от Аккани. В Лорино собрали жителей селений Чульхен, Иукун, Тэнкен, Равпелян, Мечигмен.

ВЫБОР ОПРЕДЕЛИЛА ШКОЛА
В Лорино закончил восемь классов. Здесь был в то время колхоз, и летом маленький Ынкаау помогал пасти оленей как раз в тех местах, над которыми потом летал. В его памяти навсегда остались учителя лоринской школы, особенно Раиса Павловна Еремеева, как говорил Ынкаау, «вторая мама, которая делала из нас людей». Может, тогда и появилось желание летать, потому что «мама», как бы между делом, настраивала мальчишек и девчонок на достижение высоких целей в жизни.
В школе мальчик много занимался спортом – баскетболом, волейболом и борьбой, что в будущем пригодилось. С выбором профессии помог директор школы Сиразитдинов, посоветовав поступать в летное училище. В Омское летно-техническое училище Ынкаау поступил с Сашей Умкиным из Уэлена. Учились старательно, вначале было тяжеловато, но помогли упорство и трудолюбие.
Он запомнил первые самостоятельные полеты, которые оставили неописуемые впечатления. Закончил училище и его с Умкиным направили в Магаданское управление гражданской авиации, а оттуда – в Анадырский объединенный авиаотряд. Примечательно, что еще в Магадане он близко познакомился с Борисом Петровичем Комковым – легендой чукотского неба, заслуженным пилотом СССР. На всю жизнь чукотский сокол запомнил его напутствия – не только полетные, но и жизненные. Ынкаау летал 12 лет, облетел почти всю Чукотку.

СНЯТСЯ ПОЛЕТЫ НАД ТУНДРОЙ
Работать он начал в аэропорту Залив Креста. Здесь же соединил свою судьбу с Розой, уроженкой села Ваеги. Летал на Ан-2, настоящих тружениках неба, неприхотливых самолетах, выполняющих любую работу – будь-то перевозки груза или людей, геологоразвед-ка или любые виды наблюдений. Они были незаменимы при посадках на неосвоенных местах. Ынкаау всю жизнь снились полеты над тундрой, которая прекрасна в любое время года, особенно по тем местам, которые подростком исходил пешком за оленьим стадом – пастбища на Иони, Игельхвееме.
Летом тундра покрыта ковром зелени, даже с воздуха видно, что там тепло, полно птиц, зверей. Зимой тундра другая: гладкая от снега, чистая, сверху можно увидеть снежные завихрения, иногда яранги и недалеко от них оленей, которые очень оживляют пейзаж. Зимой Петр Ынкаау любил летать в стойбища оленеводов, пообщаться на родном языке с сородичами, поесть строганины и просто вдохнуть чистый воздух тундры.
В экипаже вместе с ним летали прекрасные товарищи и летчики – Валерий Вишевский, потом Сергей Михайлов. Летая над Чукоткой, он часто видел лосей – могучих животных, беззащитных перед летающими «чудищами», также баранов и оленей, а однажды видел рядом бредущих бурого и белого медведей. С воздуха чувствовал совершенную беззащитность животных, и всегда ненавидел тех, кто в бесшабашном азарте бил их, особенно с вертолетов...

НЕБО ЗОВЕТ МОЛОДЫХ
Незаметно пролетело время, подошли 90-е годы – период резкого поворота в истории страны. Начала рушиться экономика, закрывались предприятия, даже летные, которые, казалось, нужны здесь при любом строе. В это время Ынкаау жил в Марково, вел наблюдения за лесами и летал в отдаленные села. Но необходимость в полетах самолета Ан-2 начала постепенно падать, время требовало других умений
– водить большие самолеты и вертолеты. Это требовало уже других знаний и навыков. Но путь, проложенный первыми летчиками-аборигенами, не должен оборваться, уверен Ынкаау:
– Молодые чукчи, эскимосы и эвены должны становиться летчиками. Кому, как не нам, летать над Чукоткой!