Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

РУССКИЙ ЧУКЧА

07.12.2012

Дина КЕУКЕЙ, главный библиотекарь отдела краеведения окружной библиотеки

9 декабря исполняется 105 лет со дня рождения Иннокентия Степановича Вдовина – выдающегося историка, этнографа и лингвиста, внесшего значительный вклад в изучение культур и языков коренных народов северо-востока России, прежде всего – чукчей (1907-1996).

В ГРУППЕ ВЛАДИМИРА ТАН-БОГОРАЗА
В 1924 году в 17 лет Иннокентий Вдовин окончил вечернюю среднюю школу, а в 19 – уже работал учителем в школе в Совгаванском районе Дальневосточного края. В 25 лет Вдовин отправляется на Камчатку, где работает учителем в школе в отдаленном селении Карага. Для того чтобы учить корякских детей русскому языку и арифметике, он овладел одним из диалектов корякского языка. В 1930 году Комитет Севера командировал Вдовина в Ленинград, где он поступил на северное отделение пединститута имени Герцена. Зачислили его в группу палеоазиатских языков к Владимиру Германовичу Тан-Богоразу.

БУКВАРЬ – КРАСНАЯ ГРАМОТА
«Практическое знание основ живой речи корякского языка помогло более быстрому освоению чукотского языка под руководством профессора В.Г. Богораза. В 1931 году он пригласил меня участвовать в создании чукотского букваря. С тех пор я не порываю связей с развитием письменности, изданием учебной литературы на чукотском языке», – писал Иннокентий Вдовин в автобиографии.
Богораз и Вдовин вместе со студентами с Чукотки работали над составлением чукотского (луораветланского) алфавита, грамматики и первого чукотского букваря. В 1932 году этот букварь (Челгыкалекал – Красная грамота) вышел в свет.

КОМАНДИРОВКА НА ЧУКОТКУ
О некоторых эпизодах из жизни Вдовина есть строки в книге «Североведы России»: «В типографии печатался чукотский букварь «Красная грамота», и ему не терпелось проверить учебник в условиях Чукотки. С трудом он добился разрешения на длительную практику, в итоге его послали на Чаун. Однако из-за тяжелой ледовой обстановки ему удалось добраться только до бухты Лаврентия. На местной культбазе Вдовину предложили поработать до лета учителем первой кочевой школы. Зиму он провел с детьми оленеводов возле селения Лорино. Лишь в мае 1933 года Вдовин двинулся к месту назначения – на Чаун. Зато в дальние стойбища на реке Чаун учитель привез десятки чукотских букварей. На Чауне в отличие от Лорино местные оленеводы на одном месте подолгу не задерживались. Учитель вынужден был постоянно находиться в пути вместе со своими учениками и их родителями».

ЖИЗНЬ В СТОЙБИЩЕ ОЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ
«По побережью Ледовитого океана, от залива Лаврентия до Чаунской губы, я проехал на собаках через все имевшиеся там населенные пункты оседлых чукчей», – вспоминал Вдовин в своей автобиографии.
Перекочевки с оленеводами дали возможность ближе ознакомиться с кочевым бытом чукчей. Тесная связь с кочевым народом, участие в жизни стойбищ были лучшей школой для познания языка и культуры северного народа. Если оленей перегоняли на новые пастбища, то он учился у тундровых кочевников разбирать яранги, укладывать имущество, отлавливать оленей. Тогда же сложилось убеждение в необходимости заняться исследованием истории, этнографии и языка чукчей.

ОБЩЕНИЕ С УЧЕНИКАМИ НА ЧУКОТСКОМ ЯЗЫКЕ
Старшее поколение коренных жителей знает, что Иннокентий Степанович свободно общался на чукотском языке. Кроме первых навыков обучения чтению и письму на чукотском языке, требовалось обучить ребят еще и грамматике. Но таких учебников тогда еще не существовало, и Вдовин взялся за разработку теории. Ему не с кем из специалистов было проконсультироваться, тогда еще не было ни словарей, ни справочников – их только предстояло создавать и издавать. Проверял свои правила Вдовин непосредственно на практике, в каждодневном общении с учениками. После приезда в Ленинград вместе с Петром Яковлевичем Скориком он продолжил работу над школьными учебниками на чукотском языке.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЭТНОГРАФИЯ – В ТРУДАХ УЧЕНОГО
Осенью 1941 года в осажденном Ленинграде Вдовин защитил кандидатскую диссертацию «Русско-чукотские отношения XVII-XIX веков». Позднее, работая в ленинградском отделении Института языкознания, он написал книгу «История изучения палеоазиатских языков», которую издали в
1959 году. Она посвящена истории изучения палео-азиатских языков в дореволюционной России и Советском Союзе.
В декабре 1956 года Иннокентий Вдовин прошел по конкурсу и был принят на работу в сектор Сибири Института этнографии Академии наук СССР. Здесь осуществилась его мечта заняться вплотную историей и этнографией чукчей.
ВАЕГСКИЕ ЧУКЧИ – В ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИИ
В 1957 году, находясь в командировке от Института этнографии, Вдовин изучал современное состояние быта и традиций чукчей Прианадырья, тогда же исследовал ваегских чукчей. Итогом стала статья «Ваегские чукчи», написанная им в
1962 году и опубликованная в книге «Традиционная культура, хозяйство и духовная жизнь: материалы по этнографии чукчей».
Кстати, в сборнике «Тропою Богораза» опубликована статья по рукописным материалам Иннокентия Степановича под названием «Космогонические и религиозные представления чукчей».

ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
В 1965 году вышла в свет монография Иннокентия Вдовина «Очерки истории и этнографии чукчей». Этот труд был представлен в качестве докторской диссертации. Книга представляет опыт исследования основных вопросов истории и исторической этнографии чукчей от середины XVII века до наших дней, в ее основу положены документальные материалы, а также фольклор, работы по археологии, антропологии, этнографии и истории чукчей и личные наблюдения автора, полученные во время работы на Чукотке. Книга состоит из трех разделов, каждый из которых представляет определенный отрезок времени, и в каждом подробно описываются оленеводство, морской зверобойный промысел и другие занятия чукчей. Освещены такие стороны жизни, как христианизация, просвещение и здравоохранение.
Близкое знакомство с народами северо-востока показало, что их культурно-историческое развитие всегда шло во взаимном влиянии друг на друга, поэтому Вдовиным изучались и этнографические контакты, в этой связи в 1973 году была опубликована монография «Очерки этнической истории коряков», а в сборнике «Летопись Севера» – статья «Торговые связи населения северо-востока Сибири и Аляски (до начала XX века)».

Кстати

Иннокентий Степанович Вдовин. В окружной библиотеке имени Тан-Богораза есть его ценные издания: «Учебник для луораветланского (чукотского) языка: для начальной школы» 1937 года издания, «Учебник чукотского языка для подготовительного класса Лыгъоравэтльэн йилыйил», «Букварь для подготовительного класса чукотской начальной школы» и другие. Вообще, им опубликовано свыше 120 научных работ по вопросам истории и этнографии, некоторые из них изданы на английском и французском языках, и свыше 50 учебников и учебной литературы, преимущественно на чукотском языке.