ВЕТВИСТОЕ ДРЕВО ПРЕДКОВ
14.06.2013

В известной в советское время ваежской семье бригадира-оленевода Николая Ивановича Нувано (1935- 2007 гг.) и его жены Нины Ивановны Навъелкай (1935-2001 гг.)в начале 60-х годов прошлого столетия родился мальчик, названный родителями Тынанкергав, однако в документах он значится как Владислав Нувано. Сегодня он, научный сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения Российской академии наук, рассказывает о родителях, воспитавших его, и родственных связях предков.
– При моем рождении провели, как полагается у нашего народа, обряд инициации, мне сделали надрезы на рукавах и дали имя Тынанкергав, – говорит Владислав Николаевич. – Но по новым законам во всех документах я значусь как Нувано Владислав Николаевич.
Далее Владислав раскрывает родовые корни семьи, отца и матери, их места кочевок. Так, по родовой принадлежности, предки Нувано принадлежат к
этнотерриториальной группе так называемой «вилюнейрэмкын» (проживающих в районе сопки Вилюней – прим. Авт.). А предки его матери, в девичестве Навъелкай, – к группе «эйгыскыльыт» (проживающих на севере – прим. Авт.)
– Моя мать Нина Навъелкай приехала в 1960 году по распределению в село Ваеги после окончания школы советских работников в г. Владивостоке, – говорит Владислав. – Ее поселили в доме молодого бригадира Николая Нувано, который в это время пас стадо оленей колхоза «Путь к коммунизму».
Отец рассказывал, что, вернувшись из бригады, он увидел в своем доме молодую и красивую девушку. Вскоре они поженились. Через некоторое время беременная жена поехала в отпуск к мужу в тундру. Уже подходил срок родов, а так как уже тогда запрещалось рожать детей в тундре без медперсонала, то пришлось ей идти пешком за 100 км со стойбища у реки Великой в село Ваеги. Сопровождающим был зоотехник колхоза Николай Падерин.
Всякое им пришлось пережить по пути. На перевале они нос к носу встретились с медведем. По поверью чукчей, медведь всегда чувствует беременных, и поэтому он долго не хотел пропускать путников. Потом они переправлялись через большую реку Майн. На берегу реки нашли дырявую долбленую лодку каюк. Когда переправлялись, лодка быстро стала наполняться водой, и от испуга Нина Навъелкай закрыла глаза, но тут почувствовала, что лодка ударилась о берег. Так они 6 сентября 1963 года добрались до села Ваеги, а 12 сентября родился Владислав.
Когда мальчик подрос, они всей семьей поехали на родину матери в село Чуванское. Влад описывает момент знакомства двух своих бабушек. В долгих разговорах они обнаружили, что у них общие предки. Так у хромого Чайвургина – отца Нины – было три жены и шесть стад. Одна из жен, кроме своего настоящего имени Кутнавыт имела и второе Таннынав – «Женщина чужих кровей», так как она была корячкой. Мама Николая Нувано Етгевыткей (1905-1996 гг.) говорила, что ее предки Онмытыннынкачкэнат – из «внутренней (глубинной) Корякии».
– Просчитав многие и многие колена своих предков, моя бабушка Етгевыткей иногда свою невестку, мою мать, называла сестренкой, – говорит Владислав.
Влад описывает трудные времена, когда Чайвургин, в связи с нехваткой мужского населения в своих стойбищах, был вынужден искать в других стойбищах женихов для своих многочисленных дочерей. Но благодаря этому в селах Чуванское, Марково теперь живут его родственники с именами тех женихов (Инекей, Кену, Тынельлкут, Тымнетагин и др.). Многочисленные потомки Мэунычьын (Омрына) живут в Корякии.
– До коллективизации отцы моих родителей имели многочисленные ста-да, – продолжает рассказ Владислав. – Так, мой дед Котаквыргын и его братья Трунку, Экэтъэт имели по нескольку оленьих стад. Но, к сожалению, не одинаково «мягко» коллективизировались их хозяйства. При изъятии оленей, у Чайвургина убили всех дедов. До сих пор жива одна из жен младшего брата Экэтъэт – Мария Васильевна Тынатвааль, которая родила Омрытхэут (Зиберт) Зинаиду (1944-2000 гг.). Затем она родила от второго мужа еще двух дочерей, одна из которых Милитина Тевлянаут является соруководителем ансамбля «Чукотка», базирующегося в Подмосковье. Кстати, ее дочь Олыт заняла третье место на проходившем в Москве конкурсе «Минута славы».
Далее Владислав говорит, что, несмотря на запрет его прадеда Гемавье жениться на женщинах керекского рода, многие из его потомков все же были женаты на таковых и имеют свое потомство. Так его сводные братья были рождены от женщины керекского рода. А один из них женат на онмыльынав – «женщине глубинных (внутренних) чукчей». Владислав утверждает, что так женщины стали собирателями его рода.
Также он с благодарностью вспоминает свою бабушку Етгеуткей, которая смогла отстоять право своего внука не быть воспитанником интерната, а жить в холодном домике, который всю зиму приходилось топить дровами. И как его мама Нина после развода с мужем не увезла их на ее Родину в Чуванское, хотя ей этого сильно хотелось. И как она говорила сыну, когда он просился поехать на летние каникулы к ней в бригаду, что лучше отца (Владислава) его никто не научит. И это оказалось действительно так.