Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ЧУКОТКА ВЕРЫ САХАРОВОЙ

09.08.2013

Иван ОМРУВЬЕ

Вера Сахарова работает в Анадырской средней школе, а начинала трудовую деятельность в Провидения. Ее жизненный и трудовой опыт наверняка может помочь молодым педагогам и семьям в обучении и воспитании учеников и детей. Вера Даниловна любезно согласилась рассказать корреспонденту «КС» о своей семье и школе, о своем видении образовательных стандартов.

ОБЫКНОВЕННЫЕ РАБОЧИЕ ЛЮДИ
– Я родилась в селе Чкаловское Приморского края. Проживала наша семья в станице Свиягино. Училась в Свиягинской школе, в которой до сих пор работает директором моя учительница по математике.
Родители были обыкновенными рабочими людьми. Мамина семья – переселенцы из Украины, они прожили в Приморье всю свою недолгую жизнь, очень любили петь, а мы в младшем возрасте сидели и слушали «журчание» украинских песен. Мама со своими сестрами часто вспоминала гражданскую войну и рассказывала нам о приморских партизанах. Она очень любила слушать, как я вслух готовлюсь к предметам, особенно ей интересны были история и литература.
Кроме меня было еще три дочери. Старшая, Анна, успела поучаствовать в Великой Отечественной войне на Дальнем Востоке, имела награды, работала бухгалтером на маслозаводе. Средняя – окончила училище, трудилась поваром, затем продавцом и заведующей магазином в Свиягино. Сестра Люба в 60-х годах прошлого столетия училась в Анадырском педагогическом училище, когда директором была известный на Чукотке педагог Вероника Сергеевна Франтова. В памяти сестры остались: старое здание училища на берегу реки Казачки, пожар, случившийся в общежитии педучилища, а также все ее сокурсницы.

БЫЛО ИНТЕРЕСНО СРАВНИВАТЬ ХАБАРОВСК И АНАДЫРЬ
Еще обучаясь в школе, я хотела стать либо учителем, либо продавцом, потому, что в детстве мы часто играли в «школу» и «магазин». Победило первое. В связи с семейными трудностями, я не смогла получить среднее образование в школе, поэтому пошла в наше Спасское педучилище, где получила и среднее образование, и специальность учителя начальных классов.
Старшая сестра в 1959 году уехала в Провидения, так как жить в деревне было трудно, а она одна воспитывала сына. После смерти мамы, Анна сначала забрала к себе Любу, а затем и меня. Так я оказалась на Крайнем Севере. Очень удивил старый аэропорт окружного центра, где приземлились по пути в Провидения, и где можно было без присмотра оставить вещи и идти осматривать окрестности. Было интересно сравнивать Хабаровск и Анадырь. Там, в Хабаровске, была осень, тепло, а здесь – зима, сугробы выше человека.

ЗДЕСЬ СОЗДАЛАСЬ СЕМЬЯ, РОДИЛИСЬ И ВЫРОСЛИ ДЕТИ
Вся моя трудовая жизнь сложилась на Чукотке. Сначала было удивительно изучать уклад жизни коренного населения, знакомиться с их бытом, фольклором. Судьба всегда сводила с удивительными людьми. Моим первым наставником в Провиденской школе была прекрасный педагог Людмила Ивановна Айнана, а позже ее внук стал моим учеником. Сейчас он живет и трудится в Провидения. Мои воспитанники рассказывали мне о тундре, о птицах Севера, о том, как выпасаются олени, как идет охота на морских животных. Потом я многое увидела сама, любила читать книги Юрия Рытхеу о Чукотке. Живу здесь уже 42 года. Чукотка – это мой дом, здесь создалась моя семья, родились и выросли мои дети. Волею судьбы я оказалась в Анадыре, но до сих пор тянусь в Провидения, так как там я стала учителем, там окончили школу мои дети, мои первые ученики, там остался дорогой для нашей семьи человек.

ВСЕГДА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ И… КАВЕРЗНЫМИ ВОПРОСАМИ
Ученики мои были в основном из обыкновенных рабочих семей. Со многими мы до сих пор переписываемся, созваниваемся, а иногда встречаемся в Москве. Дети всегда привлекательны своей непосредственностью, огоньками в глазах, каверзными вопросами и ожиданием ответа на них. Мне нравится моя работа, за долгие годы я настолько привязалась к ней, что не представляю себя без нее даже на отдыхе. Встречаясь в ЦРС с коллегами, мы вспоминаем свою Провиденскую школу, своих учеников, рассказываем друг другу, кто кем стал, где устроен. Если человек выбрал себе такую непростую профессию, он всегда рассчитывает на свое терпение и свои силы. Я ни разу не пожалела о том, что стала педагогом.

ЖАЛЬ, ОТЕЦ НЕ УВИДЕЛ ИХ ВЗРОСЛЫМИ
У нас в семье выросли три сына. Каждый из них выб-
рал свою дорогу в жизни. Старший, как отец, любит технику. Он окончил Провиденское профучилище на базе средней школы, живет и работает в Белгороде. Средний сын окончил Хабаровскую академию экономики и права, юрист, живет и работает в Анадыре. Младший – окончил университет в Белгороде, живет и работает там же. Дети выросли, жаль, что отец не увидел их такими взрослыми.

НА ПЕРВЫЙ ПЛАН – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЫ И СОЦИУМА
Я считаю, что в образовательном стандарте достаточно много внимания уделено воспитанию современного высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, своей малой Родины как свою личную. В нашей школе поддержанию межэтнического мира и согласия отводится особое внимание, так как вся программа обучения и воспитания строится с учетом регионального национального компонента, и на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Многое в работе с детьми и родителями находится во взаимосвязи. Иногда дети и родители подсказывают выход из различных ситуаций. Дети вокруг меня бывают разные, как и семьи, но считаю, что в подходе к ним мне помогает мой жизненный и трудовой опыт, а возможно, и то, что прожита долгая жизнь на Чукотке, что судьба подарила встречи и знакомства со многими интересными людьми.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим в конечном итоге каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов.
Поэтому работа с ячейкой общества является обязательным компонентом деятельности педагога со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе. Большую помощь в этом оказывают: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Сергеевна Бутакова, классные руководители Светлана Викторовна Ульянова, Наталья Викторовна Зацепина, Наталья Николаевна Казик, Елена Константиновна Парыгина, Ирина Михайловна Жирнова. Отзывчивость моих коллег, при работе с детьми и их семьями, способствует плодотворному влиянию, поиску способов выхода из той или иной ситуации. Целью совместной работы является также укрепление нравственных устоев семьи и воспитание молодого поколения.

Справка "КС"

ВЕРА ДАНИЛОВНА САХАРОВА «7 ноября 1971 года я ступила на Чукотскую землю. В Провидения меня взяли работать пионервожатой в школу-интернат.
С 1973 по 1978 годы получала образование в Магаданском педагогическом институте. Учиться мне всегда нравилось, поэтому в 1979 году поступила в Московский педагогический институт и освоила еще одну специальность – учитель-дефектолог, логопед».