БЫТЬ ПЕДАГОГОМ – ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ
29.08.2013

Нина Дронова обучает детей игре на аккордеоне и баяне в Окружной детской школе искусств. Уезжая в 1978 году с Большой земли на Чукотку, она думала, что ненадолго, всего на три года. К этим трем годам прибавились еще три, потом еще… И вот уже 35 лет, как Нина Андреевна работает на Чукотке.
МАЛЕНЬКИЙ БЕЛЫЙ АККОРДЕОНЧИК
Нина Андреевна родилась 23 октября 1945 года в городе Кузнецке. Как раз в те самые послевоенные годы. В тот период из Германии было привезено много музыкальных инструментов. Игру на них любители музыки осваивали сами. В их числе были и самоучки-аккордеонисты. Несмотря на горе, причиненное прокатившейся по всей стране войной, многочисленные трудности в первые годы мирного времени, тяга людей к прекрасному не угасала. Люди старались держаться вместе, очень часто собирались вечерами и пели песни, плясали, нередки были застолья. Они жили открыто, свободно и дружно. Да и вообще атмосфера советской эпохи была пропитана звуками музыки, льющимися из играющих грампластинок, детских песен, музыкальных сказок и спектаклей, доносящихся из радиоприемников. Это была потребность души, стиль жизни человека.
В такой среде, которая в дальнейшем и поспособствовала выбору жизненного пути, воспитывалась маленькая Нина.
– Помню, во дворе у нас жил аккордеонист, который привез из Германии маленький белый перламутровый аккордеончик. Для меня было вершиной совершенства то, как этот инструмент звучал. На тот момент мне было лет шесть-семь. С этих первых услышанных мной аккордов и начался интерес к музыке. Мой папа – тоже самоучка, играл на баяне. В общем-то, такое уличное и домашнее воспитание привело к тому, что мне понравились эти инструменты. Но, к сожалению, когда я училась в школе, аккордеоны как народные музыкальные инструменты в Советском Союзе были запрещены и в музыкальных школах их не преподавали. Считалось, что это не русский народный инструмент, а иноземный. Классы по аккордеону были закрыты до 1965 или 1970 года. Тогда я пошла в музыкальную школу заниматься на баяне. И закончила ее уже в Харькове, куда переехала с родителями из Сталинграда.
СТУДЕНЧЕСТВО И ПРОФЕССИЯ
– Окончив музыкальную школу, я пошла в музыкальное училище по тому же направлению. Поступить туда, с конкурсом 13 человек на место, было нелегко. Затем продолжила обучение в Харьковской консерватории.
Родной Харьков Нина Дронова вспоминает с теплотой.
– Город жил насыщенной культурной жизнью. Нас не обижали гастролеры, приезжали иностранные исполнители. Когда студентами учились в консерватории, мы в обязательном порядке посещали все концерты, проходившие в городе, что способствовало формированию музыкального вкуса. Но эти концерты посещали не только студенты творческих вузов. Филармония была полна и обычной молодежи, которая с большим удовольствием приходила послушать классическую музыку. И очень отрадно, что зрители приходили с нотами и по ним следили, что игралось на сцене.
После окончания консерватории Нина Андреевна выбрала преподавательскую стезю. По направлению она начала свою трудовую деятельность в музыкальной школе им. Бетховена в Харькове, затем работала в педагогическом училище на музыкальном факультете. Приехав на Чукотку, продолжила свою деятельность в должности педагога и директора Детской музыкальной школы в поселке Провидения. После открытия в Анадыре в 1994 году Национального колледжа искусств работала педагогом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В настоящее время Нина Дронова трудится в Окружной школе искусств преподавателем по классу баяна и аккордеона.
– Женщине быть исполнителем очень сложно. Во-первых, это семья, дети, которым нужен всяческий уход и внимание. А концерты требуют иного – отрешенности от житейских проблем, поскольку они мешают творческому процессу. А преподавательская деятельность – это некий компромисс. Есть время и для работы, и для семьи.
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ
– Родители отнеслись к моему увлечению музыкой с пониманием. Несмотря на то, что материальное положение было тяжелое, они делали все для того, чтобы дать мне эту специальность, покупали инструменты. Сначала у меня появился обычный маленький баянчик. Затем, когда я поступила в училище, пришлось покупать заказной инструмент, поскольку профессиональное обучение требует соответствующего инструмента. Помню, его мне заказывали. Тогда в Советском Союзе ценились тульские баяны. И вот у меня был баян работы знаменитого мастера Пастухова. Семья жила очень скромно, и деньги на него копились годами. Потом, когда я училась в консерватории, мне пришлось продать прежний баян и купить другой – для более профессионального сольного исполнительства, требующего новых красок, новых приемов. Конечно, инструменты были не из серии самых дорогих, но позволявшие заниматься на должном уровне.
ОСОБАЯ ГОРДОСТЬ – УЧЕНИКИ!
Говоря о весьма скромной ценности профессии музыкального педагога в нынешнее время, Нина Андреевна нисколько не пожалела о когда-то сделанном выборе. По ее твердому убеждению, ничто не заменит общения с ребенком.
За пятьдесят лет своей трудовой деятельности Нина Андреевна открыла дорогу в мир музыки несчетному количеству детей. Многие из них избрали профессию музыкальных преподавателей и исполнителей. Так, ее ученица Валентина Барбусова ведет свою творческую деятельность в Усть-Белой, обучая детей игре на баяне и аккордеоне. Ее ученики принимают участие в различных конкурсах, и
небезуспешно. Один из воспитанников Елены Барбусовой в этом году стал лауреатом Международного конкурса, заняв третье место. Елена Батура, которая сейчас живет на материке, занимала должность директора музыкальной школы в поселке Провидения. Алексей Ещенко, пройдя обучение в анадырском Национальном колледже искусств, в последующем поступил в консерваторию во Владивостоке, там же окончил аспирантуру и остался работать преподавателем по классу баяна и теории. Среди учеников Нины Дроновой есть и те, кто окончил ленинградские музыкальные вузы. Одна из них, Эльнара Шафигуллина, теперь работает в Голландии, в Амстердаме. Сергей Белкин живет и гастролирует со своим ансамблем в США. Александр Шпак тоже нашел свое место в этой стране. Он занимается организацией международных конкурсов.
За столь богатую и насыщенную трудовую деятельность Нина Дронова воспитала около ста лауреатов окружных, всероссийских, международных конкурсов. Только в последнем учебном году ее воспитанники Семен Шкуратов, Даниил Пивович, Евгений Лапочкин, Евгений Борунов стали лауреатами Международного конкурса в Сербии, и это не считая побед на окружных конкурсах. Никита Радин в этом году стал четырежды лауреатом международных конкурсов, а Алексей Вохмин в течение нынешнего года был пять раз удостоен этого звания в России, Сербии и Черногории.
– Я испытываю чувство гордости за то, что эти ребята состоялись как музыканты. Рада, что они смогли выбрать свое дело в жизни, и успешны в нем.