ВСЕГДА ЗАРЯЖЕНЫ НА ПОДВИГ…
28.08.2009

Профессия учителя – профессия созидателя. Она сродни профессии строителя. Благодаря первым – основой общества являются люди высоконравственные, благодаря вторым возводятся добротные дома, здания учреждений, фабрик и заводов.
Чукотке было, есть и будет кем и чем гордиться.
У ИСТОКОВ УЧИТЕЛЬСТВА
Чукотки оказались люди, по праву получившие широчайшее признание. Чуванец Афанасий Дьячков из Марково, педагогическая деятельность которого получила высокую оценку, в 1883 году стал первым основателем школы при марковской церкви. Это о нем, авторе исследования «Анадырский край», начальник Анадырской округи Н.Гондатти писал в 1895 году в Санкт-Петербургский комитет грамотности: «А.Дьячков все свое свободное время уделяет обучению детей… научает их читать и немного писать и считать и ценить пользу учения».
Огромный вклад внес этнограф, писатель, ученый с мировым именем Тан-Богораз, в 1927 году совместно со С.Стебницким создавший на русском языке «Букварь для северных народностей», а в
1932 году написавший первый букварь на чукотском языке «Красная грамота». Великими энтузиастами на ниве просветительства стали Г.Меновщиков, которому за монографию «Грамматика языка азиатских эскимосов» была присвоена ученая степень доктора филологических наук, П.Скорик, Л.Беликов, И.Вдовин, Е.Ольшевская, Е.Рубцова, К.Сергеева и многие-многие другие. Как правило, прибыв на Чукотку, они не ограничивались учительством – они становились активными строителями новой жизни. Молодые учителя Косицын, Козлов, Чернышев, направленные из Анадыря в Певек, провели в 1932 году выборы в местные Советы и образовали первые органы советской власти. А сколько было таких учителей, о которых в прессе упоминалось меньше, но они с успехом оправдывали свое призвание?!
СУПРУГИ ЛОБОДА
Мне уже приходилось писать о большом гражданском подвиге супругов, спасших «крамольный» роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» («КС», 19 ноября 2004 г.) и короткие воспоминания о них («КС», 24 декабря 2004 г.).
Кто же они? Вячеслав Иванович после окончания историко-экономического факультета МГУ в 1931 году прибыл на Чукотку. Очевидно, сразу же по приезде он рассматривался властями в качестве руководителя народного образования округа – в окружном архиве мне удалось найти трудовой договор, который заключил и подписал 1 декабря того же года с одним из учителей «врио (временно исполняющий обязанности) заведующего окружным отделом народного образования тов. Лобода В. И.». Затем его следы обнаруживаются в Чаунском районе, на культбазе. Побывавший там в 1934 году известный геолог, академик С. Обручев восхищался «подвижничеством краеведа Чаунской культбазы Лободы и учительниц Абрамовой и Волокитиной».
В 1938 году, после окончания Владивостокского пед-училища, в Певек была распределена Вера Ивановна Данько. Получила назначение на должность директора школы-интерната. В Певеке они с Вячеславом Ивановичем создали семью и стали неразлучными. Вместе работали в Уляганской (Омолонской школе) Восточно-Тундровского (Билибинского) района, в селе Марково Анадырского района.
Это были удивительно скромные, радеющие за других люди. Вера Ивановна заменяла ученикам школы (а это были дети тундровиков) заботливую мать. Вячеслав Иванович мог часами читать стихи, ребята впервые в своей жизни услышали о Пушкине, Толстом, Достоевском, Лермонтове и других классиках русской литературы. Он прекрасно играл на мандолине и любил петь русские народные песни. Он учил ребят русскому языку, а у них учился чукотскому. Во всех школах, где бы ни работали, они жили с учениками одной семьей. Потому и остались в их памяти. Когда бывшие ученики прочитали в «Крайнем Севере» о том, спасенном Вячеславом Ивановичем и Верой Ивановной, романе Василия Гроссмана – никто из них не удивился. Они знали, что их учителя всегда «заряжены» на подвиг, они были Учителями с большой буквы.
АНТОН СЕМЕНОВИЧ СУЛЬЖЕНКО
тоже легендарная личность и тоже из далеких тридцатых. После окончания Спасского педагогического училища он в 1934 году по комсомольской путевке тем же летом направляется в Певек. 14 августа пароход «Смоленск» с группой геологов экспедиции, которой руководил первооткрыватель чукотского олова С.Обручев, прибыл в заполярный поселок.
Получил назначение на мыс Биллингса, где еще не было школы. Первый секретарь Чаунского райкома партии, напутствуя молодого учителя, посоветовал ему использовать для строительства плавник и затонувшую американскую шхуну «Элизиф». Так учитель стал строителем.
Очень трудно было с бумагой, тетрадями и карандашами. С годами школа расширялась – учеников становилось все больше.
В 1937 году Антон Семенович получил назначение на Мыс Шмидта. И здесь пришлось начинать с профессии строителя – построили дом под интернат с двухъярусными нарами на 20 учеников кочующих тундровиков и на столько же – для детей местных охотников, проживающих в поселке.
В 1941 году Антона Сульженко перевели в село Островное Восточно-Тундровского (Билибинского) района. Оно было широко известно еще со времен Полярной экспедиции под руководством Ф.Врангеля – ее участник Ф.Матюшкин (лицейский друг А.Пушкина) в
1821 году побывал на «ярмонке» в Островном, на которую съехались со всего Чукотского полуострова чукчи, юкагиры, якуты. Здесь же ему чукотский старшина Валетка начертил палкой на снегу берег Чаунской губы, а «...к северо-востоку от Шелагского нарисовал большой остров, который, по его словам, горист и обитаем и должен быть велик». Так были получены сведения о неизвестном до того времени острове Врангеля, открытом через 27 лет.
Школа, в которую прибыл Антон Сульженко размещалась в помещении, срубленном еще в тридцатые годы. Это была первая школа в районе Восточной тундры. Не хватало письменных принадлежностей, сложно было и с продуктами для интернатов. Поэтому организовали охоту и рыбную ловлю, заготавливали дичь, ягоды, грибы. Позже Антон Семенович работал и в Омолонской школе, с которой не расставался, даже будучи персональным пенсионером. Он был отличником образования, носил звание заслуженного учителя школы РСФСР.
Среди учеников Антона Семеновича немало известных на Чукотке людей. Это Анна Дмитриевна Нутэтэгрынэ – бывший член Президиума Верховного Совета СССР, председатель Чукотского окрисполкома; Григорий Андреевич Тынанкергав, первый чукча-геолог; Владимир Рынтыргин – научный сотрудник института изотопов; Владимир Михайлович Етылин – старший научный сотрудник Чукотского филиала СВКНИИ и другие.
Они часто вспоминают своего учителя, которому во многом обязаны.
АНАТОЛИЙ САВЕЛЬЕВИЧ ШИШКА
хотя и из учительской плеяды восьмидесятых, но он как бы вырос и впитал дух своих предшественников. После окончания Криворожского пединститута два года работал в центральной химической лаборатории, где для молодого специалиста открывалась перспектива быстрого роста, но неожиданно для знакомых в 1968 году «сорвался» с места и подался на Чукотку. Прибыл в Певек, а затем вместе с директором школы-интерната села Рыткучи Владимиром Михайловичем Хныченко, северянином с большим стажем, на вертолете прилетел в село. Молодому учителю доверили последний, 8-й, класс где учились десятеро ребят. А всего было около 70 учеников.
Школа-интернат размещалась в двух зданиях. Анатолию Савельевичу, как и его далеким предшественникам, пришлось временно переквалифицироваться в строителя: появилась потребность увеличивать площадь классов, для чего убирали перегородки, сделали маленький спортзал, методкабинет, оборудовали школьный краеведческий музей.
В первую же зиму молодой учитель, выходец из сельской Украины, показал хозяйскую смекалку. Дверь в школу зимой настолько заметало снегом, что приходилось пользоваться не ею, а окном. Так было всегда, до приезда Шишки, которому тоже не раз приходилось проделывать такой необычный путь. Но в летние каникулы он настоял на том, чтобы перенести вход в здание с другой стороны – проблема была навсегда решена.
Когда Владимира Хныченко перевели в Рыркайпий, Анатолий Шишка принял школьное хозяйство. При нем школа-интернат, в которой учились дети оленеводов из всех совхозов Чаунского района, стала десятилетней и одной из лучших в Магаданской области. Благодаря настойчивости директора, укрепилась ее материальная база. В числе первых перешли на кабинетную систему. Здорово помогали шефы – совхоз «Певек». Не отворачивалась от учреждения и советская власть – Анатолий Савельевич был заместителем председателя исполкома сельсовета, работали дружно.
Да и педагогический коллектив был крепкий и дружный. Не случайно в родную альма-матер возвращались ее выпускники, окончившие вузы…
Такая же атмосфера установилась и в Певекской школе-интернате, куда через несколько лет его перевели директорствовать. На Чукотке, да и в других регионах, его бывшие ученики с теплотой вспоминают о своем учителе.
…Об учителях – и первопроходцах, и нынешних – можно рассказывать много. Их, людей, разных по характеру, складу ума, темпераменту, увлечениям, всегда объединяло и объединяет одно – подготовка к самостоятельной жизни человека. Такими были Н.Шнакенбург, которым восхищался еще С.Обручев во время своих экспедиций на Чукотку, таким был Н. Шундик, ставший известным писателем, такими были Н.Безручкин. Л.Белан, Л.Кобзина, Л. Левина, О.Шумахер и многие-многие другие. В свое время верно сказал С.Обручев о первых учителях Чукотки: нельзя не восхищаться их самоотверженной работой…