ЧЕЛОВЕК СВОЕГО ВРЕМЕНИ
26.06.2015

Из Эгвекинота в редакцию «КС» пришло письмо от Даниила Девяткина, который с огромной любовью и уважением пишет о своём деде Александре Ивановиче Рябове, проработавшем долгие годы на Чукотке. В очередном номере газеты мы решили опубликовать заметки внука о своем предке. Искренне надеемся, что они заинтересуют наших читателей.
ГАРАЖ ИЗ БОЧКОТАРЫ
«Мой дедушка, Александр Иванович Рябов, приехал на Чукотку в 1976 году. Стал работать главным инженером районной «Сельхозтехники» (СХТ) села Лаврентия. База СХТ была очень маленькая: шесть тракторов и небольшой холодный гараж, который одновременно выполнял роль станции технического обслуживания. Всё, что было необходимо для сёл Чукотского района (строительные материалы, запчасти, продукты) завозили на кораблях, разгружали в селе Лаврентия, а зимой развозили или на вертолётах, или на тракторах в сёла. Это было очень трудоёмко и дорого – колонны из четырёх тракторов грузятся: один с соляркой, а три оставшихся берут по три тонны груза. Рейс из Лаврентия в Нешкан, например, длился почти месяц, а после таких рейсов технике требовался большой ремонт.
В 1978 году дедушка стал директором районной СХТ. Ему удалось добиться выделения средств на строительство гаража. Когда новый «объект» был построен, радости водителей не было предела. Теперь не нужно было лежать под машиной на снегу, долго разогревать технику до начала работы, а можно было просто завести её поворотом ключа зажигания.
Большой проблемой было хранение угля для котельной СХТ, которая в ту пору отапливала значительную часть села Лаврентия. Весь годовой запас топлива хранился горой на улице. Соответственно очень тяжёлый труд был у кочегаров – зимой из-под снега, под открытом небом, им приходилось грузить уголь в тележку и откатывать её в котельную. Дед решил во что бы то ни стало решить и эту проблему. Так как денег на строительство не выделяли, то он решил обустроить хранилище для угля своими силами, из подручного материала. И он нашёл решение, причём весьма неординарное! В те времена топливо на Чукотку завозили в металлических двухсотлитровых бочках. После использования бочкотара скапливались в огромных металлических свалках. Находясь годами под открытым небом, металлические бочки ржавели и не только портили внешний облик посёлка и тундры, но и наносили экологический урон природе. Дедушка всё просчитал и сделал проект угольного склада из этого никому не нужного материала. Поручил сварщикам изготовить большие арки из пустых бочек. Затем арки автокраном поставили одна к другой, скрепили при помощи сварки, забетонировали, а в торце установили ворота. Получился огромный тёплый угольник. Проблема хранения угля исчезла. Кроме того, дед внёс посильный вклад в дело сохранения природы Чукотки.
ВСТРЕЧАЛИ КАК КОСМОНАВТОВ
Шло время, районная «Сельхозтехника» развивалась и расширялась. Были закуплены замечательные машины ЗИЛ-157. Этим автомобилям было суждено войти в историю Чукотского района как первопроходцам по маршруту Лаврентия–Нешкан. Дело было трудным, но дедушка этого не боялся. Чтобы осуществить задуманный проект, нужно было решить некоторые организационные вопросы. Во-первых, требовалась хорошая карта местности. Карту дали Александру Ивановичу в КГБ, под подписку об ответственности за её секретность. Это сегодня свободно можно ориентироваться при помощи GPS-навигаторов и прочих электронных приспособлений, а в то время команда под руководством деда использовала карту, компас, спидометр автомобиля и флажок на крыле машины, чтобы видеть направление ветра. Во-вторых, нужно было просчитать необходимый запас топлива, в-третьих, организовать связь транспортной колонны с базой. Первая поездка прошла успешно. Жители Нешкана встречали экипажи колонны автомашин почти как космонавтов. В школе состоялась торжественная линейка, водителей благодарили за то, что привезли столько нужного для жителей груза. За трудовые достижения коллектив «Сельхозтехники» получил переходящее Красное знамя как передовик района.
Спустя некоторое время появились машины «Урал». Рейсы в Нешкан и Уэлен стали обычными. Развивалась и станция технического обслуживания. В этом была огромная заслуга замечательных специалистов, работавших рядом с дедом: кузнеца Владимира Никитовича Рога, токаря Михаила Петровича Лесика, сварщика Александра Ивановича Сокова и многих других. Эти люди – настоящие профессионалы, любая задача была им по плечу.
Я уже писал выше, как мой дед нашёл нестандартное инженерное решение при строительстве гаража. На самом деле, рационализатором и изобретателем он был с самого детства. Он рассказывал, как сам смастерил из фанеры крылья и хотел научиться летать. Только чудом остался цел, когда после первого прыжка с сарая тяжёлые крылья вывернули ему руки. На Чукотке, наблюдая за тяжёлым трудом и жизнью оленеводов, Александр Иванович хотел облегчить перекочёвку стойбища на новое место. И он придумал и воплотил в жизнь трактор, способный перево- зить весь скарб стойбища за одну поездку. Этот трактор так и назвали ТАИР (Трактор Александра Ивановича Рябова). К сожалению, мне не удалось раздобыть фотографию этого трактора, в 80-х годах прошлого века об этом изобретении была напечатана статья в газете Чукотского района «Заря коммунизма», там же было опубликовано и фото.
ОСТАВИТЬ ДОБРЫЙ СЛЕД
Дед очень любил Чукотку. С глубоким уважением он относился к коренным жителям. Говорил, восхищаясь, что эти люди здесь не выживают, преодолевая трудности, а просто живут полной жизнью – работают, любят, растят детей. Эту личностную позицию подтверждают и рассказы людей, с кем дедушка работал. Вот, что вспоминает Валентина Владимировна Баум (в настоящее время проживает в г. Анадырь. – Прим. авт.): «Александр Иванович оставил хороший след на Чукотке. Никогда не зазнавался, делал то, что мог сделать. Умел разговаривать с коренным населением просто, уважительно. Работая на должностях управляющим СХТ, директором совхоза имени «50-летия Великого Октября», всегда был доступен. Прежде чем что-то предпринять, советовался с коренными жителями».
У Александра Ивановича была прекрасная жена – Евгения Илларионовна. Они вырастили сына и трёх дочерей. Если говорить об увлечениях деда помимо работы, то он очень любил петь. Неоднократно выступал в районном Доме культуры, исполняя песню «День Победы» и любимые песни из кинофильма «Очередной рейс». Там есть слова, которые были девизом всей его жизни – «Дорога, дорога – нас в дальние дали зовёт…».
Так он и жил всю жизнь, преданный своему делу, людям, которые были рядом, и своей семье. Простой человек – человек своего времени, обыкновенный житель Чукотки. В июне 2015 года Александру Ивановичу Рябову, моему любимому деду, исполнилось бы 80 лет. Жаль, что его нет рядом. Но главное, что я понял – выбирай дело по душе, делай его с душой, относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе и твой добрый след останется на земле, даже если ты уйдешь в вечность…
Спасибо всем, кто помог со сбором материала.
Даниил Девяткин, пос. Эгвекинот»
