Анадырь






-13
ощущается как -20
86.62
93.97
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ПЕРО, ЗАТОЧЕННОЕ СМОЛОДУ

15.01.2010

фото - михаил гермашов  Сергей ВАСИЛЬЕВ
В 2010 году исполняется десять лет, как супруги Кликуновы были приглашены во Дворец детского (юношеского) творчества для работы со школьниками в объединении «Умка-пресс» (2000-2007 гг.). Сейчас они на общественных началах продолжают работу с детьми в информационном центре «Дети Анадыря». Накануне профессионального праздника мы попросили Тамару Николаевну (творческий псевдоним Смолина) и Владимира Ивановича поделиться своими размышлениями о сути журналистской работы. Сначала предоставим слово женщине.


СПРЕССОВАННОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ

– Тамара Николаевна, почему вы сосредоточили свое внимание на воспитании молодых журналистов?
– Любое общеобразовательное учреждение представляет собой мир в миниатюре, маленькую Вселенную. Ребенок вместе со взрослыми переживает здесь эпоху демократии или монархии, дети и взрослые сотрудничают друг с другом или сосуществуют по разные стороны непонимания. Юный человек реализует свои интересы и способности или вынужден приспосабливаться к чужим для себя правилам, установкам. Все, как в большой жизни, только она спрессована в пространственные и временные рамки небольшого социума. И здесь помогают средства коммуникации, или, говоря более привычным языком, средства общения.
Чтобы этому научиться и привыкнуть жить в обществе – надо непрерывно совершенствовать свое образование. Одним из видов понимания окружающей жизни и есть элективный курс Основ журналистики, в котором заложены и гуманистические, и прогрессивные, и творческие основы существования коллективов подрастающего поколения.
По окончании курса учащийся должен хорошо представлять работу и творчество сотрудников СМИ и понимать свои возможности участия в этом направлении.

СМИ ОРИЕНТИРУЮТ ОБЩЕСТВО

– Когда говорят о журналистике, часто оперируют такими понятиями, как «СМИ», «СМК» (средства массовой коммуникации). Узловое слово – «массовая». Но все ли то, о чем пишут журналисты, понятно массам?
– Центральная категория в науке о журналистике – массовая информация. Она направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию: ориентирует людей в общесоциальных, а не профессиональных вопросах, откликаясь на потребности и интересы аудитории.
Вместе с тем особенности функционирования российской журналистики связаны с современной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Россия осуществляет исключительно трудную, но необходимую перестройку. В социально-политической жизни – это переход от тоталитаризма к демократии, в экономической – от административно-командной системы к социально регулируемому рынку, в жизни отдельного человека – превращение его в самостоятельный субъект хозяйственной и политической деятельности.
Такие изменения в обществе, во всем жизненном укладе требуют коренной реформы всей системы информационного обеспечения российских граждан.
– То есть меняется общество, должны измениться и журналисты?
– Наверное. Получив политическую свободу, средства массовой информации попали в жесткие тиски рынка. Возникли и обострились проблемы конкуренции и экономической выживаемости СМИ. Если раньше средство массовой информации рассматривалось как полигон для реализации партийно окрашенного журналистского мастерства, то сегодня оно стало составной частью экономики, предприятием, торгующим таким товаром, как массовая информация. Как и всякий товар, информация обладает потребительской стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворить информационную потребность его покупателя – массовой аудитории. Вторая – просто стоимость журналистской информации – означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара. Поэтому для процветания средства массовой информации важны не только максимальная реализация функций журналистики и четкое соблюдение сотрудниками СМИ ее принципов, но и применение грамотного маркетинга и умелого менеджмента, эффективное использование двух основных рыночных законов: стоимости и соответствия спроса и предложения.

ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

– Но ведь старшее поколение журналистских кадров воспитано совершенно в другой системе. Значит, воспитание молодых журналистов выходит на первый план? Владимир Иванович, это вас и подвигло на работу с детьми?
– Сразу отмечу, что не мы были у истоков «Умки-пресс». Просто первые руководители по разным причинам покинули Чукотку, и директор Дворца Светлана Халецкая предложила нам, профессиональным журналистам, возглавить интересный творческий коллектив.
Надо сказать, что из школьников первого призыва профессию журналиста выбрала Екатерина Зиберт, которая успешно реализует свой творческий потенциал в окружном еженедельнике «Крайний Север». Можно назвать Василия Сидорова, Владимира Бурханова, работавших несколько лет в издательстве «Крайний Север».
К чему эти воспоминания? А к тому, что к журналистике как к профессии надо готовиться со школьной поры, ведь затем она становится образом жизни. А это означает, что у журналиста нет выходных и праздничных дней. Даже увидев свой материал на страницах газеты, написанным он остается не удовлетворен . Творческие муки преследуют автора постоянно. Кто работает в СМИ, тот прекрасно это понимает.
– В вашем объединении работа шла не только в журналистском, но и в литературном направлении. Это важно?
– Да, в объединение юных журналистов, как правило, приходят дети, склонные к литературному творчеству. Не все они становятся профессиональными журналистами. Да такая задача и не ставится перед педагогами дополнительного образования. Важно поддержать интерес детей к слову, развить их коммуникативные способности, дать возможность увидеть свои произведения в СМИ. Вот почему актуальна проблема собственной учебной базы, которая позволила бы реализовать творческие способности юных журналистов. Сначала это были газеты, освещающие мероприятия педагогических форумов, потом появилась городская газета «Дети Анадыря». И как серьезный проект появился детский литературный альманах «Умка», отметивший недавно свое пятилетие.
Через объединение юных журналистов прошло большое количество ребят. Все они принимали и принимают участие в реализации проектов «Умки-пресс», присылая материалы для публикации в альманахе «Умка». Некоторые закончили вузы или продолжают учебу. Не все связали свою жизнь с журналистикой, но то, что ребята прошли замечательную творческую школу, не вызывает сомнений.
С профессиональной журналистикой связаны Александра Жирова, Екатерина Шабанова.

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

Вот что написала нам Александра Жирова: «…я страшно соскучилась по родному Анадырю, Чукотскому автономному округу, по столь любимой радиостанции «Пурга», по всем своим друзьям, и конечно же, по «Умке-пресс». Я уверена: именно в ДИА у меня осталось больше половины друзей. Каждый день вспоминаю наши занятия в стенах Дворца детского творчества, ту семейную обстановку, которую, не сомневаюсь, в творческой студии до сих пор поддерживают Тамара Николаевна и Владимир Иванович Кликуновы. Я не жалею о минутах, проведенных в обществе таких замечательных людей. Хочется сказать огромное спасибо просто за то, что вы есть, за то, что те дети, которые приходят в «Умку», тоже никогда не тратят свое время зря, за то, что они открывают в себе новые таланты и способности. И даже если не каждый из них свяжет в дальнейшем свою жизнь с журналистикой или вообще с творчеством, самое главное, что у каждого человечка (а в будущем и взрослого человека) на всю жизнь сохранятся добрые воспоминания об «Умке-пресс», и он расскажет о нем своим детям.
Я уверена в том, что когда-нибудь я вернусь работать в родной Анадырь и встречусь с вами. Мы сядем пить чай и будем долго-долго разговаривать о том, как каждый из нас провел эти несколько лет дома или вдали от него. А пока я буду учиться дальше, стремиться достичь своей главной цели – получить профессию журналиста».
Мечта Александры осущест-вилась. Она окончила факультет журналистики одного из вузов Краснодара и работает там же редактором на краевом телевидении.
Конечно, в журналистику приходят люди из разных сфер общественной деятельности. И, как правило, стараются приобрести знания в новой для себя профессии. Вот почему мы уверены в том, что профессиональная ориентация, будь то кружки, творческие объединения или элективные курсы в школах, необходима с ранних лет – чтобы сформировать установку на получение профессии.