ИЗ ПЕВЕКА К РЕКОРДУ СКВОЗЬ ЛЬДЫ
25.09.2020

37 АВРАЛОВ. С момента начала трансарктической части экспедиции, стартовавшей во Владивостоке 19 августа, «Седов» преодолел 3750 морских миль, из них 560 миль под парусами и 811 миль под машиной и парусами. Проведено 37 парусных авралов. При этом благоприятное направление ветра в Чукотском море позволило пересечь его только под парусом.
Раиса СИНЬКЕВИЧ ФОТО АВТОРА
gazeta@ks.chukotka.ru
Знаменитый барк «Седов», который с декабря прошлого года участвует в кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства в честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия Великой Победы, 19 сентября покинул Певек и направился Севморпутём на запад, чтобы спустя два месяца завершить поход в порту приписки – Калининграде. А накануне самый северный город России торжественно встречал учебное судно, перед которым стоит задача стать первым в истории парусником, преодолевшим арктическую трассу за одну навигацию.
С ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ И МЕДАЛЬЮ
В связи с ограничительными мерами по коронавирусу пришлось минимизировать количество людей, встречающих на причале Певека самое большое в мире парусное судно. В церемонии приняли участие представители муниципальной власти, сотрудники подразделений вневедомственной охраны Росгвардии и Следственного комитета РФ, а также артисты национальных ансамблей «Эйнеткун» и «Йынэттэт».
gazeta@ks.chukotka.ru
Знаменитый барк «Седов», который с декабря прошлого года участвует в кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства в честь 200-летия открытия Антарктиды и 75-летия Великой Победы, 19 сентября покинул Певек и направился Севморпутём на запад, чтобы спустя два месяца завершить поход в порту приписки – Калининграде. А накануне самый северный город России торжественно встречал учебное судно, перед которым стоит задача стать первым в истории парусником, преодолевшим арктическую трассу за одну навигацию.
С ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ И МЕДАЛЬЮ
В связи с ограничительными мерами по коронавирусу пришлось минимизировать количество людей, встречающих на причале Певека самое большое в мире парусное судно. В церемонии приняли участие представители муниципальной власти, сотрудники подразделений вневедомственной охраны Росгвардии и Следственного комитета РФ, а также артисты национальных ансамблей «Эйнеткун» и «Йынэттэт».

Всё это время на причале работали фотографы и операторы с парусника, собирающие материал для видеороликов и фотовыставок. Кроме того, на судне в Певек прибыла съёмочная группа Клуба путешествий Михаила Кожухова, известного телеведущего и журналиста, который несколько лет назад сам приезжал на съёмки в Певек. Три человека из его команды присоединились к экспедиции в Эгвекиноте, чтобы пройти участок Севморпути до Мурманска и снять документальный фильм из цикла «Паруса мира» о жизни на самых больших учебных парусниках планеты.
По завершении торжественной части капитан «Седова» Виктор Николин пригласил присутствующих на обзорную экскурсию по паруснику, на борту которого их ждали 138 курсантов учебных заведений Росрыболовства, 58 членов экипажа, представитель Музея мирового океана и группа Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
Выяснилось, что в ходе полярной экспедиции учёные проводят исследования морской воды, изучают биоразнообразие северных морей. Барк «Седов» для этого подходит наилучшим образом, ведь до перепрофилирования в учебный он был исследовательским океанографическим судном. Большое водоизмещение корабля и отсутствие вибрации корпуса дали возможность установить на борту необходимое оборудование и эффективно проводить исследования в океане. Полученные тогда данные до сих пор применяются для составления прогноза ветровых волн в разных областях мирового океана.
КАК ПОЙМАТЬ ВЕТЕР
На палубе нас встретил боцман первого грота Александр Вербицкий, который 15 из 33 лет работы в море учит будущих капитанов, штурманов и механиков вузов Росрыболовства как поднимать и укатывать паруса, грамотно авралить, чтобы поймать ветер при поворотах.
– За каждой из мачт закреплён боцман и до 35 курсантов, – пояснил Александр. – Такелаж серьёзный, ведь «Седов» не просто регатное, а настоящее судно океанической постройки, четырёхмачтовое, с длиной корпуса 117,5 м и тремя десятками парусов общей площадью около 4,2 тыс. кв. м. В мире у него сейчас нет аналогов. Разве что другой барк, тоже доставшийся СССР после войны как трофей, – «Крузенштерн». Но он чуть младше, чуть короче и управляется джойстиком, а «Седов», хотя и оснащён современными приборами, слушается только штурвала, который под открытым небом вчетвером крутят вахтенные курсанты.
– Практику на учебном парусном судне «Седов» проходят лучшие курсанты академии, отбор идёт на конкурсной основе, так как желающих очень много, – подключилась к разговору руководитель производственной практики 30 курсантов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Наталья Иволгина.
Ещё одна «женщина на корабле» – третий помощник капитана Ирина Шамедько, выпускница той же Балтийской академии, которая служит на парусном гиганте с 2018 года, прокладывая маршрут, а до этого ходила на «Крузенштерне».

– Основная задача трансарктической части экспедиции – демонстрация и подтверждение возможностей Севморпути в качестве транспортной артерии для доставки грузов из Европы в Азию, качества навигационного обслуживания, безопасности мореплавания. Но есть у нас и ещё одна миссия, – отметил другой наш собеседник, руководитель Военного следственного управления Следственного комитета РФ по Тихоокеанскому флоту Николай Демидов.
Он напомнил, что в ноябре 2019 года в Москве стартовала Всероссийская патриотическая молодёжная акция «Эстафета добрых дел» Следственного комитета РФ, посвящённая 75-летию Великой Победы. Она прошла через всю страну, а во Владивостоке вместе с курсантами Калининградского технического университета и экипажем учебного парусника продолжилась морским путём. Эта акция, символом которой стало знамя Молодёжного союза «Юный следователь», включает большую работу по установлению имён погибших солдат, ремонту памятников и обелисков, обустройству мест захоронения воинов. Кроме того, её участники помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе и в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса.
Добавим, что в Певеке по инициативе Николая Демидова память тружеников тыла Заполярья и Дальнего Востока, всех советских солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной, почтили минутой молчания у городской стелы Памяти. В знак уважения к великому подвигу нашего народа Росгвардейцы и сотрудники СКР возложили цветы к мемориалу.