Пернатые не знают границ
25.08.2023

Ульяна БАБИЙ
gazeta@ks.chukotka.ru
Специалисты рабочей группы по гусеобразным Северной Евразии завершили авиаучёты водоплавающих птиц на Чукотке. Орнитологи прилетели в регион во второй раз. Но если в 2021 году они работали на участке от Чаунской до Колючинской губы (то есть на арктическом побережье), то на этот раз учётами с воздуха были охвачены сначала окрестности Мейныпильгыно, а затем косы и лагуны у Беринговского и Алькатваама, мыс Гека, а также ряд других мест Анадырского района. Результаты этой экспедиции тем более ценны, что подобных работ здесь не проводилось с 90-х годов прошлого века.
«Это очень трудоёмкая работа»
По словам старшего научного сотрудника Центра кольцевания птиц России Института экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН кандидата биологических наук Софьи Розенфельд, работа на Чукотке – часть глобального исследования гусеобразных в Арктике. Специалисты уже охватили территорию всего арктического побережья от Онежского полуострова до Колючинской губы. На Чукотке полёты на самолёте-амфибии «Стерх С1» выполнялись в рамках этого проекта с конца июля в течение месяца. Именно в этот период гуси, утки, лебеди и казарки линяют и теряют способности летать. Как следствие, у орнитологов появляется хорошая возможность наблюдать пернатых на линниках и делать выводы о численности видов и состоянии популяций.
– Самолёт, которым управляет пилот-исследователь Георгий Киртаев, идёт на небольшой высоте 50-70 метров, откуда линники хорошо заметны невооружённым глазом, – рассказывает Софья Розенфельд. – Когда при опасности птицы сходят на воду, мы подлетаем и фотографируем их. Для каждой встречи идёт фотофиксация с привязкой по координатам, дате и суточному времени. Потом мы работаем уже с картами, смотрим плотность каждого вида в каждом местообитании и экстраполируем численность. Поскольку мест обитания для каждого вида может быть несколько десятков, выводы получаются реалистичные, однако это очень трудоёмкая работа.
В учёт попадают не только водоплавающие птицы, но и другие виды (крупные кулики, журавли, морские птицы) и даже млекопитающие, например медведи. Ежегодно самолёт-амфибия преодолевает расстояние в 30-40 тысяч километров, позволяя работать «в поле» с мая по октябрь. В этом году до прилёта на Чукотку учёные провели орнитологическое обследование Гыданского полуострова по проекту Красной книги Ямала, а также рекогносцировочные облёты на территории национального парка «Кыталык» в Якутии с целью поиска гнёзд краснокнижного стерха.

«Верхом на «Стерхе». Учёные летают на поплавковом самолёте с индивидуальным названием «Стерх С1» (на фото внизу). Сама модель называется SUPERSTOL, и это аббревиатура от английского Short takeoff and landing, что означает «самолёт укороченного взлёта и посадки». Владелец и пилот этой машины Георгий Киртаев не только сам собрал аппарат, приобретя в США кит-набор (комплект основных частей), но и внёс важные изменения в конструкцию, поскольку работа в основном проходит в тундре и в северной тайге, то есть в местах, где воды больше, чем суши. Георгий снял самолёт с колёс и поставил на надувные поплавки, что дало большую степень независимости от подготовленных площадок и полос. В такой комплектации машине нужно только озеро или ровная снеговая (либо даже ледовая) площадка для взлёта и посадки. Исследователи видят один существенный минус «суперстола» – его маленькую грузоподьёмность. На борт он берёт всего 300 кг с людьми и топливом.
Кого становится меньше…
В 2021 году орнитологи обследовали север Чукотки от Чаунской до Колючинской губы, частично повторяя маршруты российско-американской экспедиции 1990-х годов, когда исследовались причины резкого сокращения популяции двух видов гаг – сибирской и очковой. На этот раз территория исследований другая. В начале лета они работали в районе села Мейныпильгыно в рамках комплексной экспедиции Русского общества сохранения и изучения птиц (РОСИП) по изучению фауны птиц южной Чукотки (последний раз «КС» писал об этой работе в номере от 4 августа). Благодаря применению малой авиации удалось обследовать отдалённые озёра и лагуны и обнаружить гнездовые популяции редкого кулика-лопатня.
– В Анадырском районе мы летали по самым гусиным местам – Автаткуль, мыс Гека, косы и лагуны у Беринговского и Алькатваама, – продолжает учёный. – Здесь давно никто не был, свежие данные нужны, чтобы понимать долговременные тренды по изменению численности и среды обитания видов. Наибольшие опасения у нас вызывает ситуация с гусём-белошеем. Хотя он остался на тех же местах, но птиц оказалось немного, буквально три выводка, почти нет линных особей. Возможно, придётся пересматривать краснокнижный статус белошея. Так же мало чёрной казарки – мы не видели ни одного птенца и обнаружили всего одно место с линными птицами на косе в районе мыса Гека. Азиатская популяция чёрной казарки, которая зимует в Японии на Хоккайдо, на Чукотке сейчас очень малочисленна, хотя раньше её численность была велика.
Тревогу у орнитологов вызывает и низкая численность всех видов гаг. Сибирской гаги не отмечено ни одной. Эти морские утки не являются популярным объектом охоты, поэтому специалисты предполагают, что могли произойти изменения с кормовой базой, с бентосом, которым они питаются. Но это только гипотеза, которую предстоит проверить в будущем.
…а кого больше
С другой стороны, учёные фиксируют и положительные тренды. Так, популяции гуменников и белолобых гусей выглядят здоровыми – для них характерны хорошая численность, довольно крупные выводки и большой процент размножающихся птиц. Аналогичная картина и с некоторыми утками – морская чернеть, синьга, турпан. Также довольно многочисленны шилохвость и свиязь. Много встречается канадского журавля. Малый лебедь раньше был очень редким в этих местах, однако сейчас азиатская популяция, которая зимует в Китае и Японии, наращивает свою численность. Орнитологи наблюдали хорошую плотность и много пар с выводками. Кроме того, появились линники, где могут находиться десятки птиц, чего на этих территориях не было.
– На Чукотке мы завершаем глобальное обследование гусеобразных, которое в 2018 году мы начали совместно со службой рыбы и дичи США. К счастью, межправительственное соглашение между нашими странами, в рамках которого возможно сотрудничество в сфере охраны природы, продолжает работать. Птицы не знают границ, поэтому охранять их легче сообща, – добавила Софья Розенфельд.

Кстати
Учёные предоставили нам любопытный снимок медведя, сделанный с воздуха (вверху). Цвет шерсти у этого молодого «топтыгина» очень похож на окрас гибрида белого и бурого медведя, который изображён на фотографии из зоопарка Оснабрюка (Германия). Вообще-то случаи скрещивания этих двух видов, несмотря на их генетическое сходство, крайне редки и обычно происходят в неволе. В дикой природе известно всего лишь три подтверждённых факта такой гибридизации. Учёные склоняются к мнению, что это, скорее всего, обычный бурый медведь со светлой вариацией окраски. Такие особи встречаются и на Курилах. Однако окончательный ответ на этот вопрос может дать только генетическое исследование.
