ГАЙМЫЧЬЫТ ЯНКУН ЫНКЪАМ ТЫӇАТВААЛЫН
21.09.2020


ivan@ks.chukotka.ru
Перевод Эмӄитпыльэтык художникыт 1950-ӄав гивиткук ынкъам ӄутти ваӈӄыттамэнӈыльыт Чукоткакэн этъо гыёлыӈ ынкъам амалваӈ вальо тайкыёттэ тэминӈыт нъэлгъэт.
Чукоткакэн художникэты Елена Янкуна 1962 гивик гэпкитлин кэлинӈивэт америкальэн эргыпатыльын художникгыпы Рокуэлл Кентэн, миӈкы ынан гэкэлилинэт вэтгавыт: «Ыннанмытлыӈэн йъилгыӈитти галягъат, титэ нъэлык гымнинэт 80 элеӈитти о´раттагнэпы Москвак нэнӄэвивын гымыкы ваӈӄыт, таӈкалеё Гынан, миӈкы танльоӈ чымӄык вагыргыт Гынин варатэн. Морыкы ынӄэн майӈыгаймычьын этлы ытръэч тывъёттэ тайкыёк гэльутэ вагыргыт Эйгысӄык, ымы о´равэтльат ынкы нымытвальыт, микыргин вагыргыт гымнан лымалё гэтчылинэт, микынти гымнан ы´лгытумгу тылгыркынэт, Ӄонпы гымы ӄача ӈронгэвэӈэт варкын ваӈӄыттамэнӈын ынкъам тыкэьтъоркынат вагыргыт коргычьаткэнгыёлятъёттэ вама таӈъоравэтльак рээн. Ыныкит гым ныӈинъэв тъытвагъак, вэты тэӈэвын тъыльвылгыгъэк Гынык рээн, Тытэнӄитпыӈыркынигыт Гыт ынкъам тытэгъеӈыркын, иӈӄун Гынин варат Тургивиӈит нъэлык амаравкэвагыргын вама нытаӈнымытваркын».
Ынӈин ниничгытэтӄин ынкъам нивӄин тэминӈычьэтыгйит ваӈӄыткалечетык америкальэн художник льук калеёттэ ваӈӄыттэ 32 элеӈитыльэ художникӈавэн Елена Янкун. Ынӈин ымы гатаӈытвылен гыютльэн директора ванӈӄыттамэнӈыракэн Анатолий Оськинына, ынӈытэӄ пэлӄэтыльэ.
Гъурэтлиным Елена Янку нымнымык Инчьувэн Чукоткакэн районкэн. Энмэч 14-ча элеӈитыльу ытлён гамэгчерымголен Увэлекн ваӈӄыттамэнӈырак. Ынинэт тайкыёттэ ы´ттъыёлкэнат калеёттэ ганъяленат тэминӈыльэ Тукайына ынкъам Хухутанына.
– Ынан ваӈӄытык калеё мытлёчетгыргын «Спортивные соревнования» («Мытлёчетгыргыт», 1960) такамвагыргыгъет вальын, – нивӄин художник Григорий Ы´ттъывэгыргын. – Ымы горагэтата тайкыё «С охоты» («Гыннэгӈыттынвэпы», 1965), «Нападение волков на стадо» («Пэнрыё и´гэ ӈэвыл») ынкъам ӄутти.
Янкуна ыы ӄитпу нинэлгыӄинэт тэйкык тывъёттэ лымӈылтэ. Ынан ганкалыровленат ваӈӄытык лымӈылтэ «Старик и Келе» («Ынпыначгын ынкъам Кэлы»), «Женщина-моржиха» («Ӈаврыркы»), «Похищение охотника орлом» («Тольатъё гыннигӈыттыльын тилмэ»).
Тэмиӈэтыльын художник Елена Янку 2 августык 1977 гивик гэныннэтлин эргыпатыльо художнико Россиен.



Ымы 1930 гивик гъурэтлин (гэмо ипэ титэ. – Ред.) ӄол ваӈӄыттамэнӈыльын лауреат премиен нынныльын Репинын, эргыпатыльын художник Россиен Галина Тыӈатваал. Гыютльэрык ынкъам мигчиттумгэ ытлён нытвыӄэн ы´лгытэминӈыльу ымыльо тайкыёк. Еп ӈиныльу ытлён гамголен рисоватык, ӄонпы нинэтэӈгитэӄинэт ытлыгэ калеёттэ рисунккат гынникин, мэӈӄо ынӄоры нъурэтӄинэт ваӈӄытык.Гэплыткулинэт ынан ӈэръамытлыӈэн класстэ, 1945 гивик Тыӈатваал гамголен мигчирэтык Увэлекин ваӈӄыткалеткорак. Ынкы ытлён гэныйгулевлин, гэнинъэйвылин тэминӈыльэ Ытлён гэнинъэйвылин ымы ваӈӄыткалечетыльа Рэнвилынэ ынкъам Оннона, микыргин ваӈӄытык калеёттэ Вера Эмкулынэ,ымыльорык гиину нылгыӄинэт, нанъяӄэнат.
Гыютльэ ынкъам мигчиттумгэ Тыӈатваал нытвыкэн художнико-коргычемгъольо, тэминӈыльу ваӈӄыткалечетык. Наӄам ынинэт тайкыёк ыргынан ныльуӄинэт ымыльо вальыт вагыргыт, тайкыёттэ энмэч еп ӈиныльу вама. Ынкы ынан таӈъораӈ, танчечавыӈ нинэкэлиӄинэт ваӈӄытык мигчир ӄорагынрэтыльэн, таӈпэральын нутэйиквин мургин. Ынкэгйит вальыт произведеният «Охота («Гыннэгӈыттыгыпгын») ынкъам «Про китёнка» («Ръэвӄэй»).
Гыютльэ ынкъам мигчиттумгэ Тыӈатваал нытвыкэн художнико-коргычемгъольо, тэминӈыльу ваӈӄыткалечетык. Наӄам ынинэт тайкыёк ыргынан ныльуӄинэт ымыльо вальыт вагыргыт, тайкыёттэ энмэч еп ӈиныльу вама. Ынкы ынан таӈъораӈ, танчечавыӈ нинэкэлиӄинэт ваӈӄытык мигчир ӄорагынрэтыльэн, таӈпэральын нутэйиквин мургин. Ынкэгйит вальыт произведеният «Охота («Гыннэгӈыттыгыпгын») ынкъам «Про китёнка» («Ръэвӄэй»).
СОКРОВИЩА ЯНКУ И ТЫНАТВАЛЬ
Ровесницы округа: Они радовали, удивляли и восхищали весь мир своим высочайшим мастерством резьбы и гравировки по бивню моржа
Иван ОМРУВЬЕ
ivan@ks.chukotka.ru
Благодаря художникам 50-х годов прошлого века Янку и Тынатваль, а также многим другим мастерам Уэленской «косторезки», традиционное искусство резьбы и гравировки по кости стало тематически разнообразней и совершенней по форме, что признавали самые именитые художники того времени.
Чукотской художнице Елене Янку в 1962 году пришло письмо от всемирно известного американского мастера Рокуэлла Кента, в котором прославленный художник писал: «Шесть месяцев тому назад, в день моего 80-летия, в Москве мне подарили клык моржа с замечательной резьбой, сделанной Вами, с эпизодами из жизни Вашего народа. Для нас это бесценное сокровище не только потому, что картины ежедневной жизни далёкого Севера, жизнь его людей очень дороги мне, моим переживаниям. Много лет назад я провёл почти три года в Гренландии, среди далёких родственников Вашего народа. Я смотрю на эти три года, как на один из самых счастливых периодов в моей жизни, а на людей, которых я там узнал, как на самых дорогих друзей. Если бы я был молодым человеком, я надеялся бы когда-нибудь посетить Ваш народ и встретиться с Вами. Теперь Ваша замечательная работа всегда передо мной. Я приветствую Вас как друга и желаю Вашему народу счастливого и мирного Нового года».
Американский мастер ценил и восхищался красотой творений своей 32-летней чукотской коллеги Елены Янку, видя в них, безусловно, произведения большого мастера резьбы по кости моржа. Такую же беспристрастную оценку давал в беседе с корреспондентом «КС» и недавно ушедший из жизни директор Уэленской косторезной мастерской, наш замечательный современник Анатолий Оськин. Он говорил, что похвалы со стороны столь большого мастера удостаивается редкий художник, поэтому особо отрадно, что прозвучала она в адрес чукотского костореза.
Родилась Елена Янку в 1930 году (точная дата достоверно неизвестна. – Прим. ред.) в селении Инчоун Чукотского района. Уже в 14 лет она начала трудиться в Уэленской косторезной мастерской. Первые работы сразу же удивили и восхитили маститых художников Тукая и Хухутана динамичностью исполнения.
– Таков сюжет, к примеру, произведения «Спортивные соревнования» (1960), – говорит современный художник победитель нескольких окружных конкурсов Григорий Эттывегыргин. – Также очень наполнена движением и гравюра под названием «С охоты» (1965) или такое произведение, как «Нападение волков на стадо» и многие другие.
Занимала её и тема народных сказок, по мотивам которых мастер создала, например, работы «Старик и Келе», «Женщина-моржиха», «Похищение охотника орлом».
Ещё одним подтверждением таланта и трудолюбия мастера-гравёра Уэленской косторезной мастерской Елены Янку стало присвоение ей 2 августа 1977 года почётного звания заслуженного художника РСФСР.
В 1930 году в семье костореза Вуквутагина, одного из основателей и первых художественных руководителей Уэленской косторезной мастерской, появилась на свет и другая известная представительница традиционного искусства гравировки по кости – лауреат премии имени Репина, заслуженный художник России Галина Тынатваль. C детства она проявляла способности к рисованию, любила рассматривать отцовские эскизы для скульптур северных животных, получив первые уроки рисунка от отца.
Окончив семь классов поселковой школы, в 1945 году Тынатваль пришла работать в Уэленскую косторезную мастерскую. Искусству гравировки она училась у мастера Веры Эмкуль. Влияние на Тынатваль оказали и мастера-гравёры Ренвиль и Онно, работы которых отличали чёткая графическая линия, любовь к контурному рисунку без подцветки, стремление реалистически точно передать изображения людей, животных, пейзаж.
Специалисты и коллеги называли Тынатваль художником-лириком, любящим нежные тона, мягкость цвета, плавность контура. При этом особенностью её творческого почерка стали достоверность и внимание к деталям, что проявилось уже в первых работах мастера. В них она просто и задушевно рассказывала о труде оленеводов, охотников, о красоте природы родной земли. В этом отношении наиболее показательны и интересны такие работы Тынатваль, как «Охота» и «Про китёнка».
ivan@ks.chukotka.ru
Благодаря художникам 50-х годов прошлого века Янку и Тынатваль, а также многим другим мастерам Уэленской «косторезки», традиционное искусство резьбы и гравировки по кости стало тематически разнообразней и совершенней по форме, что признавали самые именитые художники того времени.
Чукотской художнице Елене Янку в 1962 году пришло письмо от всемирно известного американского мастера Рокуэлла Кента, в котором прославленный художник писал: «Шесть месяцев тому назад, в день моего 80-летия, в Москве мне подарили клык моржа с замечательной резьбой, сделанной Вами, с эпизодами из жизни Вашего народа. Для нас это бесценное сокровище не только потому, что картины ежедневной жизни далёкого Севера, жизнь его людей очень дороги мне, моим переживаниям. Много лет назад я провёл почти три года в Гренландии, среди далёких родственников Вашего народа. Я смотрю на эти три года, как на один из самых счастливых периодов в моей жизни, а на людей, которых я там узнал, как на самых дорогих друзей. Если бы я был молодым человеком, я надеялся бы когда-нибудь посетить Ваш народ и встретиться с Вами. Теперь Ваша замечательная работа всегда передо мной. Я приветствую Вас как друга и желаю Вашему народу счастливого и мирного Нового года».
Американский мастер ценил и восхищался красотой творений своей 32-летней чукотской коллеги Елены Янку, видя в них, безусловно, произведения большого мастера резьбы по кости моржа. Такую же беспристрастную оценку давал в беседе с корреспондентом «КС» и недавно ушедший из жизни директор Уэленской косторезной мастерской, наш замечательный современник Анатолий Оськин. Он говорил, что похвалы со стороны столь большого мастера удостаивается редкий художник, поэтому особо отрадно, что прозвучала она в адрес чукотского костореза.
Родилась Елена Янку в 1930 году (точная дата достоверно неизвестна. – Прим. ред.) в селении Инчоун Чукотского района. Уже в 14 лет она начала трудиться в Уэленской косторезной мастерской. Первые работы сразу же удивили и восхитили маститых художников Тукая и Хухутана динамичностью исполнения.
– Таков сюжет, к примеру, произведения «Спортивные соревнования» (1960), – говорит современный художник победитель нескольких окружных конкурсов Григорий Эттывегыргин. – Также очень наполнена движением и гравюра под названием «С охоты» (1965) или такое произведение, как «Нападение волков на стадо» и многие другие.
Занимала её и тема народных сказок, по мотивам которых мастер создала, например, работы «Старик и Келе», «Женщина-моржиха», «Похищение охотника орлом».
Ещё одним подтверждением таланта и трудолюбия мастера-гравёра Уэленской косторезной мастерской Елены Янку стало присвоение ей 2 августа 1977 года почётного звания заслуженного художника РСФСР.
В 1930 году в семье костореза Вуквутагина, одного из основателей и первых художественных руководителей Уэленской косторезной мастерской, появилась на свет и другая известная представительница традиционного искусства гравировки по кости – лауреат премии имени Репина, заслуженный художник России Галина Тынатваль. C детства она проявляла способности к рисованию, любила рассматривать отцовские эскизы для скульптур северных животных, получив первые уроки рисунка от отца.
Окончив семь классов поселковой школы, в 1945 году Тынатваль пришла работать в Уэленскую косторезную мастерскую. Искусству гравировки она училась у мастера Веры Эмкуль. Влияние на Тынатваль оказали и мастера-гравёры Ренвиль и Онно, работы которых отличали чёткая графическая линия, любовь к контурному рисунку без подцветки, стремление реалистически точно передать изображения людей, животных, пейзаж.
Специалисты и коллеги называли Тынатваль художником-лириком, любящим нежные тона, мягкость цвета, плавность контура. При этом особенностью её творческого почерка стали достоверность и внимание к деталям, что проявилось уже в первых работах мастера. В них она просто и задушевно рассказывала о труде оленеводов, охотников, о красоте природы родной земли. В этом отношении наиболее показательны и интересны такие работы Тынатваль, как «Охота» и «Про китёнка».