Ынанӄаанматкэн эӈэӈыткун
20.09.2021

Анна ГЫРГОЛЬГЫРГЫӇА
gazeta@ks.chukotka.ru
Ӄорагынрэтыльа ӄнут ныгэвэплыткоӄэнат ӈэтйъилгык, анольатыплыткок. Ынкъам нымэйӈыэӈэӈыткуӄинэт Вылгыӄаанманма.
Ӄырым ытръэч ӈэлгыт
Вылгыӄаанманма нинэтэйкыӄинэт нэлгыт тэвиръыӈкинэт, ӄэльуӄым яаёлӄылтэ ииннэлгыт.
Ытрэч ым ӄырым нъивынэт амвылгыӄаанматгыргын. Эйгысӄыльэ, тэнмычьу чаакэнаварата «Э’йӈэткуну» нылгыӄэн, ӄутынэ-ым нивӄинэт «Ӈэнриръун» эвытлым «Тээтавӈыгыргын». Ытръэч –ым лымынкы лыгэлу нылгыӄэн «Вылгыӄаанматгыргын».
И’ам эмнуӈыльэ ныяаӄэнат ииннэлгыт? Ӄэльуӄым, тавэръыӈма эмнуӈыльэ ныяаӄэнат эмтэӈнэлгыт. Ӄэюунэлгыт омрыкыльэнат. Ынӄэната тавэръыӈма нинэпириӄинэт вылгыналгыт, льэлеӈкы таӈяаӈ вальыт, ы’льанма ӄырым нимылгэтынэт. Лыӈырит ӄорат нырыгатыплыткоӄэнат ӈатйъэлгэты, рыгрыг таӈпэраӈ нынъэлӄин.
Вылгыӄаанматыплыткок имыръэнут нымкыӄин яаё вальын. Ӄырым ытръэч нэлгыт, ымы панрат, ръэнутэт тэплеӈӈык ныяаӄэнат, чама йыррииръыт. Чама ӈэтйъилгык ӄорат нэчьыӄинэт, аръаля таӈчачаӈ вальын тэкичгын. Ныталяпатӄэнат, чама мачотъол нынтэнмавӄэнат ӄолеаӈаӈытконвэты.
Вылгыӄаанмат ынанмайыӈкы вальын эӈэӈыткун ӄорагынрэтыльэн, микырык ӄораӈы тайӈо нылгыӄэн - ынӄэн тайӈатгыргын, эвиръыт, лыгэран, лыгэн-ым ымыльэты вагыргын. Аӈаӈыткома ӄынут ныплыткуӄинэт ымыльыгивикин ӄаальатгыргын. Ынӈин нытэнмавӄэнат льаляӈэты ынкъам рымагтыӈкэн ӄаальатгыргэты.
Янор ныквутӄинэт ы’ттъыт
Янор таӈымыльо ы’ттъыт ныквутӄинэт. Иӈӄун ымыльо таароӈкэнат яанаӈат, эвиръыт ынкъам пыръёттэ лыгуттыт таӈайӈока ы’ттъэ вальылӄылтэ.
Ынӄъом нуӈэлӄинэт, рэтрольёттэ лыгуттыт ныпрыӄинэт, чама левтык рэтролылӄылтэ калтоттыт гакэнмыма рывиӈэ ныпрыӄинэт ынкъам нынрагтатӄэнат.
Лымынкы лыгэлу нылгыӄин эӈэӈыткун, ынӄэната ымыльо ныкоргавтэнмавӄэнат. Лыготтыномакавма, аймыма, мылгынтама ӈавэтынва ныяаӄэн кэмлилю. Нэнэнэт лымынкы винрэтычьэтэ нитӄинэт, ынӄэната нинэтъэтӄинэт ынкъам ныгъюлетӄинэт. Коргаво нылгыӄэнат, титэ ныгтоӄэн ыргин таӈыптрыё элек попъоӄылгын, ръэнут ӄэмэӈэтык нараяаӈынат (гымнан, тэнмычьу, нинэльуйгым ныппыльав вама попъоӄылгын ивлельу ыннэн метрамэл).
Чама ӈинӄэе ынкъам ӈээккэӄэе ымэлеӈит «ӈэлвыл» ныгичиӄин выквэпы. Таӈамалваӈ вальын выквылгын лымынӄоры нырэтӄин, наӄам таӈамтаӈпэральыт. Мачъыттъыёч ярак нытрилӄинэт выквылгыт. А’йӈаткома нэмыӄэй нытаароӈӄэнат выквыӈэлвылык. Нэмыӄэй ныкынъуӄинэт чаата ынкъам нинэнинтыткуӄинэт ынкы.
Гырыткома
Ӄолетъылё тэнмавыплыткома, инъэ, ӈэлвыл нэймэвӄин. Ымыльо таӈӄэӈирыльыт, таӈкэтляӄагльат нынтоӄэнат. Ӈэвъэнйыръыт милгынъюнэвыплыткук, виврыткынык ныйынйыннэтӄинэт мылгыткынык. Ӄлявылтэ гаӈэнӄайыма гатэӈорма. Ынкъам ымкынмалльа нъэйӈэткуӄинэт ораӈалвыльэты рэнтыма йынйын ынкъам тиӈурмилгыт. Ынӈин нымгоӄэнат мыгмигчиркин ы’лёӈэт ӄэмэннэплыткук ынкъам инэнинтыплыткук. Ныӄэмэӈэтӄинэт рората, вытрилӄэ, пупъуӄэ ынкъам выткэлеӄората. Лёорӈан, ымыльо рооттэ нытваӄэнат ӈаргынык инэнинтыплыткук, ытръэч ым эмнэнэнэтэ нынуӄинэт ӄэмэт, ӄэльуӄым ымыльо мэйӈыльыт эммигчирэтыльыт.
Ы’ттъыёлӄав ы’лёк ныӄаанматӄэнат. Янор рымӈэвъё, ынкъам яачыӈ вылгынэлгыльыт ӄаат. Эвыр гатвата рэмкыльыт, ымы ырыкы ныӄаанматӄэнат.
Ымыльорыкы тэӈу нылгыӄэнат ӈирэӄэв эвытлым ӈыроӄав ы’лёт, ӄэльуӄ-ым нымкыӄин энмэч гэтэйкыплыткулин, ынкъам ымы мэйӈыльыт ымы нэнэнэт ныӄръачетӄэнат, ныкытгынтырачвыӈӄэнат, ныпиӈкучитӄинэт эвытлым нычаатыткоӄэнат, тэнмычьу нывопӄъанэлёӄэнат. Нывэтчатӄэнат гыролмакы майӈоттынпык, рэӄык ивлыӈилгык ныймэтваӄэн рыннылгын. Янор нинэнинтыӄинэт гыргол, ынӄъом ныкынъуӄинэт чаата. Аръаля гэчевкы вальын увичвэт. Нэкэм эчги нывопӄанэлёӄэнат ӄорагынрэтыльыт, аръаля ныкынтыӄинэт чаатыткок.
Рыпъёт таӈамалваӈ вальыт Вылгыӄаанманма, ымыльо лыгэяагты вальыт. Эрмэлтэтыльэ ныпириӄинэт чинитчимгъутэ, ръэнут пэгчиӈу ыргынан нылгыӄэн. Рыпъёт нытрилӄинэт эвытлым ныймэӄэнат кэӈунэк. Ымы эгырвагыргык эмнуӈкы ынӈин нитӄинэ рачвыӈма: ӄэльуӄ-ым ымыльорыкы лыги, ръэнут яаӈ ырыкы вальын, ынӄэната и’ам антэнмавка ръэнут яаёлӄы?
Лёорӈан
Нэлгыт нэмыӄэй таӈамалваӈ вальыт, нэмыӄэй ынӄэн ныгитэӄинэт ёнрыма. Аӈаӈыткома ныйпыӄэнат яӄылгыпэральыт, нилгыӄинэт эвытлым ӄэӈу. Амӄынъычокэнат эвиръыт овпэраналгэпы нытэйкыӄинэт. Кымэӈэты ӄалгэкэртэ нынниӄинэт ӄааёналгэпы.

Самый «убойный» праздник
Почему оленеводы Чукотки считают Вылгыӄаанмат одним из важнейших мероприятий годового хозяйственного календаря
Анна ГЫРГОЛЬГЫРГЫНА
gazeta@ks.chukotka.ru
Оленные люди годовой итог хозяйственной деятельности подводят в конце августа, после завершения летовки. В это время в тундре с размахом проходит традиционный праздник Вылгыӄаанмат, который считается у чаучу наиболее значимым.
Не только шкуры
Слово «Вылгыӄаанмат» можно буквально перевести как «убой тонкошёрстного оленя». Собственно, это и является основной целью и содержанием праздника – получить шкуры тонкошёрстных оленей, которые идут на пошив одежды.
Вылгыаӄанмат не единственное его название. Например, северные жители называют старинный праздник «Эйнэткун», а оленеводы Анадырского и Иультинского районов – «Нэнриръун» и «Тээтавныгыргын». Но все эти названия носят местный характер, и только «Вылгыаӄанмат» является универсальным.
Почему оленным людям необходима тонкошёрстная шкура? Дело в том, что для пошива одежды тундровики используют сырьё наилучшего качества. Шкуры телят для этого в большинстве случаев не подходят – они слишком тонки и непрочны. Поэтому для изготовления одежды берут летнюю шкуру взрослого животного с коротким и тонким волосом, которая отлично хранится и зимой, при попадании на неё снега, не задерживает его. Обычно олень приобретает такую шкуру в конце августа, когда полностью завершается весенняя линька и шерсть становится красивой и приятной на ощупь.
Во время Вылгыӄаанмата в стойбищах получают немало и других необходимых продуктов. Идёт заготовка не только шкур, но и камуса, который нужен для пошива обуви, прочных жильных нитей для шитья. Кроме того, конец августа – время, когда олень хорошо нагулян, его мясо жирное и отличается хорошими вкусовыми качествами. Поэтому во время Вылгыӄаанмата готовится большое количество отварного мяса, а также идёт заготовка деликатесов, которые будут употребляться в пищу через год, во время следующего праздника.
Вылгыӄаанмат является самым большим традиционным праздником оленеводов, для которых олень – это питание, одежда, жилище, словом, основа тундровой жизни. По сути, праздник завершает годовой производственный цикл. Это своеобразная подготовка к зиме и следующему оленеводческому сезону.
Первое – привязать собак
Те, кто родился и вырос в тундре, ни за что не забудут, как проходил этот замечательный праздник. Сначала, когда стадо подходило за несколько километров к стойбищу, от него отправляли пастуха, который оповещал о приближении. Вестника встречали как самого дорогого гостя. После этого всё стойбище начинало готовиться к большому мероприятию.
Первое, что нужно было сделать, – привязать собак. Обрядовая утварь, одежда и собранные кусты не должны быть обнюханы собакой – это дурной знак.
Затем начиналась заготовка веток ивы для подстила под туши, а под голову оленя клали куст, который выкапывали вместе с корневой частью.
Атмосфера праздника чувствовалась во всём, и вся подготовка была радостным и желанным делом. Чтобы собрать нужные ветки кустарника, набрать воду для «поения» оленей, вырубить дёрн для обряда, хозяйка надевала специальную ровдужную камлейку. Дети во всём помогали взрослым, таким образом узнавая основные этапы и нюансы праздника. Особенно приятным для малышей было то, что доставали их летний «трофей» – самый длинный, аккуратно выкопанный корень арктической клейтонии. Он при проведении обрядов использовался в качестве «жертвенного» блюда для духов (мне, например, приходилось в своё время видеть корень длиной около метра!).
А ещё в течение всего лета подростки и дети собирали «стадо» из камней. Они находили небольшие камушки различной формы и цвета, и чем необычнее и красивее они были, тем лучше. Камни выкладывали перед ярангой немного поодаль – так, чтобы во время праздника они никому не мешали. Потом, когда проводился обряд принесения жертв духам, этому «стаду» тоже уделяли внимание. На него накидывали аркан и бросали кусочки пищи и растительной каши, после чего кропили кровью оленя.
С луком и стрелами

Как правило, на следующий день после подготовки рано утром подходило стадо. Его встречали все жители в самых нарядных одеждах. Женщины выносили на доске для обработки шкур огонь, который горел на дёрне. Мужчины и мальчики несли луки и горящие деревянные стрелы. Стадо дружно встречалось выкриками и бросанием огня с доски и выстрелами из луков в его сторону. Это было стартом большого трудового дня, который начинался обрядом «принесения жертвы» кусочками чукотской колбасы, кашей из зелени, корнем клейтонии и щавелевыми фигурками оленей. Кстати, пищей, выложенной на деревянном блюде, потом мог пользоваться любой из присутствующих. Как правило, этими блюдами лакомились дети.
Обязательное мероприятие первого дня – убой оленей. Обычно забивалось три жертвенных оленя и ещё по 6-7 животных на каждую семью в стойбище. Впрочем, иногда их могло быть и больше, поскольку повсеместно был распространён обычай забивать дополнительных оленей для гостей.
Пожалуй, всем наиболее нравились второй и третий дни Вылгыӄаанмата, когда все хозяйственные дела были переделаны, а взрослые и дети устраивали соревнования по бегу и прыжкам или игры с чаатом, такие как «вопкъанэлё». Во время этой игры ставился трёхметровый шест, к верхушке которого крепилась длинная верёвка с так называемой колотушкой на конце. Она раскручивалась вокруг шеста, а люди, стоящие тоже кругом, должны была набросить аркан на колотушку. Особенно захватывающе было смотреть на «вопкъанэлё», когда играли взрослые пастухи, мастерски управлявшиеся с чаатом.
Призы победителям игр и соревнований на Вылгыӄаанмате готовили самые разные, но обычно это было что-то полезное и необходимое в тундровом быту. Причём по старинной традиции выигравшие сами выбирали призы, которые были выложены возле шеста либо висели на шесте. Этот мудрый обычай, кстати, сохранился в тундре и сейчас: ведь каждому может быть нужно что-то своё, так почему бы победителю не предоставить право самостоятельного выбора?
Кстати
Шкуры тонкошёрстного оленя тоже были разные и различались цветом и возрастом оленя, что учитывалось при пошиве. Например, для праздничной одежды мастерицы предпочитали брать шкуры пёстро-серые, белые или коричнево-пёстрые. Для повседневной носки предназначались простые, тёмной масти. Детям внутреннюю, прилегающую к телу сторону шили из кож пыжиков (оленят возрастом до месяца), а наружные комбинезоны – из шкур взрослых телят.