Анадырь






0
ощущается как -5
84.87
91.96
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Тумгытум – чаат

21.03.2022

ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Анна ГЫРГОЛЬГЫРГЫӇА
gazеta@ks.chukotka.ru

Перевод Микынэ лыги эвытлым нинэльуӄин вагыргын ӄорагынрэтыльэн, ынан лыги, иӈӄун чаат авыняаёлӄын ӄаальанма эмнуӈкы. Ныйгулетӄинэт чаатыткок еп ӈинчьэӄэе вама, такамынкэнайпы ныаяаӄэн, таӈъоптыма тумгу нынъэлӄин ӄорагынрэтыльэты. Ытръэч янот тайкыёлӄыл.

Таӈамӄылявыля тайкыёлӄылтэ!

Тачааӈгыргын таӈамрытаӈытванма гитлин таляӈкэнайпы. Гатваленат чаатык амалваӈ вальыт эвлыгыргыт, гитчевлинэт ынкъам гэнмыркувлинэт, иӈӄун кытнэпъав нытванат чаанма, чама нъомръав. Ымыльо тачаанма амалваӈ нынтэӈытвивӄинэт.

Таӈчааттэ – нымыркуӄинэт, тэӈэкээкыльинэт талятгыргыт, экымъукыльинэт чаанма. Чама нъомрыӄэнат.

Чааттэ ӄорагынрэтыльа лымынкы нэнаяаӄэнат, ӄырым ытръэч ӄорагыркэма. Тэнмычьу, ныӄаанлеӄэнат чаанэнтыткома ы’ттъыёчагты ӈэлвыльык. Чама уквимтик имтилгу ныяаӄэнат. Чама чаат ӄолетъылё нывинрэтӄин вээмъирык.

Тачаанӈыгыргын ӄлявылыргэн мигчир. Наӄам нурэтэйкыӄин чаат – тэнмавынвэпы ӈэлгын талятгыргытагнэты. Ӄылявылыргэн мигчир нэӈъэлӄин, йыӄӄэй ныгъюлӄинэт, нипӄинэт ынкъам нытэминӈыӄинэт.

Тачаанӈык тыркыльыналгыт ныяаӄэнат, иӈӄун гылгын нъомрыӄэн. Ыннанналгэпы нинэтэйкыӄин ыннэнчьэн чаат. Ӄорагынрэтыльа ныяаӄэнат нэлгыт ӈэргэркинэт, еп атынӈапкыльэнат. Ӈэнриръук ныӄаанматӄэнат, ӈэтйъилгык ынкъам ӄаанматйъэлгык. Чама-ым нинэпириӄинэт кытуркинэт ӄаанматкэнат.

Нэлгын янор нытэнмавӄэнат. Йъанэлгын янор нынчымкэтӄин акыкваткэгты налгааӈкычыко ынӄъом нинэӄэн омъянвык. Эгырвагыргык-ым тымӈэтанӈыналгааӈкычыко ныёӄэн.

Эчги рыгрыг янра нынъалыӈоӄэн нынпылӄэвӄэн вээмык этыӄун тымӈэянрамэмлык, инӄун рыгрыг нытэнчьэчинтэтын. Ынӄъом ныгтоӄэн мэмлычыкойпы, кытэӄэй ныймэӄэй, иӈӄун нимчывиригъэн. Ытръэч ынкы нэнарватӄэнат.

Энарватык ынкъам ӈылёк

Йытоплыткок мэмлычыкойпы, ынӄэнаы’лёк лыгэнэвыр нэнарватӄэнат тайкынво эчеввичгын умыльу тъарыӈ ыннэн сантиметрак.

Йъэнэлгын нытрилӄин налгаанкыткынык. Энарватыӈӈок гынунэтэ нынватӄэн. Янот нымачытраӄэн гынонэпы. Нэнарватӄэнат ӈирэнлеӈу, ӄол энъарэльын, ӄол энарватыльын. Эрвывалята нырвытроӄэнат. Пылыткук таӈъэвкы нынъэвытлявӄэн.

Рыпъавыплыткок нынчымӄэтӄин ынкъам чоттагнык ныймэӄэн, иӈӄун нынлёгъан, иӈӄун эвнитӄыевкэ нъытвагъан. Чамъам игытӄэй ранлёгъа эчеввичгын, ынкъам ӄулитгиик вытку нывырвыткоӄэн. Тэлетыплыткук чама нынлёӄэн чаат. Ӄутыргэ нымытӄэтӄин, иӈкун йыркы нытвагъан.

Ынӄъом нывырвыткоӄэнат. Тэленъеп кылпэт нытапатгыргыӈӄэнат, ынкъам нынъылиӄин ӈэнри эчеввичгын, ӈалгылегты нытиӈуйвыӄин ынкъам рымнырым нычьэчинтэтӄин. Чама эчеввичгын нъэвытлятӄэн. Ынӄъом уткучьын пинтыӄэтгъи, ынӄэн наяаӈӈогъан энанъэвытлявкы.

Талятгыргын

Пылыткук нъэчевӄинэт тайкыё ӈэлгилгын ӈэраноттыӄайык, нинэтэйкыӄинэт ӈыръатымкэвыт. Ынӄэнаплыткок ытръэч тэӈтэлетык.

Тымкэвыт ныквутӄинэт гыргочагты ынкъам нытэлетӄинэт. Ынӈин кавэты, чама ынӈин нъомръав ынкъам тэӈэкээкэ чаат ныпэраӄэн. Нытэлетӄин чаат тылянгытытвата эчгыткынэты. Эвыр гитэк чаат ръэвытлявкы танльоӈ ратваӈыт чывипыт: о’мыӈӄачкэн чаат ӄыепынмо нылгыӄин, гытыӈӄачкэн-ым эчгыткын.

Нъумӄин ӄыепынмын ынаняагты вальын. ныталятыӈӈоӄэнат ымыльо амалваӈ, ӄэльуӄ-ым амалваӈ ныӄыяӄыйпатӄэнат. Ӄыеӄит нинэтэйкыӄинэт рыннэпы эвытлым пылвынтэпы. О’мрыӈ вальыт кытэпрынныт, ӄорэн ӄол нитӄинэт нычимэтӄинэт чьэчеӈкы.

Тэминӈыльэ тачаанӈык тэнлыги миӈкыри ӄыепынмыт тайкыёлӄылтэ. Тэнмычьу, ӄутынэ гыргочаӈ инээру нытэлетӄинэт нычивмыӄин уӈъэлӈилгын, эвытлым талятгыргычыко инээру ныйпатӄэнат ӄол ӈилгын. Ӄыепынмын чама нинэнитчевӄинэт ръырыӄэ. Рыпэтэ нынивлилгэвӄин ръырыӄ ынкъам эмкиткинуӄэй чаатык нъайпыӄэн.

Тачаанӈыплыткома нэмэ таӈъэвкы нынъэвытлявӄэн чаат. Ынӄъом пылыткома ӄыеӄи ныйпатӄэн ӄыепынмыӈӄач. Чаатоткын нынъылиӄин ӄыек, тэнтэвъэмиӈкы.

Ытръэч, ынӄэната чаат гэтэйкыплыткулин.

Лёорңан

Чааттэ нытэйкыӄинэт ымы амалваӈ пэральыт – четлёйпэратагнэпы овпэратагнэты. Ынӄэнат амалваӈ ганыпъавленат чама ганынлёвленат. Ӄутти элгывальыт ымльаляӈэт ӈаргынык гаймэтваленат ынкъам кытийга, чьэчеӈэ гилгыръулинэт. Ынӄэната тэгнилгыӄинэт чааттэ нинэтэйкыӄинэт. Эмӈиръэ тымкэвыт нынчеэкэвивӄинэт, ынкъам нытомгатӄэн ӄнут калельычаат.

Друг чаучу – аркан

Как в тундре изготавливают одну из самых важных и незаменимых в хозяйстве оленевода вещей

 

Анна ГЫРГОЛЬГЫРГЫНА
gazeta@ks.chukotka.ru

Тот, кто хотя бы немного знаком с бытом оленных людей, прекрасно знает, что аркан, или, по-другому, чаат, является обязательным атрибутом хозяйства любого чаучу. Им учатся пользоваться сызмала, и с этих пор он становится постоянным спутником и помощником в жизни оленевода. Но сначала его надо изготовить.

Никаких женщин!

В течение столетий аркан усовершенствовался. Менялась длина, его утяжеляли и облегчали для дальности полёта и точности, добивались крепости. Каждый мастер использовал для этого различные способы.

Главное, что аркан должен быть достаточно лёгким, с ровным и гладким на ощупь плетением, не сминаться, при броске не спутываться. Ну и, конечно, крепким.

Пастух использовал аркан не только для ловли оленей, но и для других целей. Например, броском перед частью стада можно завернуть животных в нужном направлении. А ещё аркан отлично подходит для переноски дров или для того, чтобы в связке в группе из двоих или более людей перейти бурную реку.

Изготовление чаата всегда было исключительно мужским занятием. Процесс включал несколько стадий – от обработки оленьей шкуры до плетения. Это трудоёмкая работа, которая требует знаний, точности и мастерства.

Для изготовления аркана обычно используют шкуру взрослого самца, которая обладает достаточной толщиной и прочностью. Как правило, из одной шкуры получался один аркан. Большинство оленеводов выбирали быков осенью, во время гона, когда животные ещё не сбросили рога. Обычно такого оленя отбирали в осенний праздник ӈэнриръун, который отмечается в конце августа – начале сентября. Но иногда использовались и шкуры прошлогоднего забоя.

Шкуру для будущего аркана сначала готовят для обработки. Мездровую поверхность смачивают тёплой водой, чтоб она не высохла, хорошо заматывают, скручивают и сразу помещают в закрытое пространство, лишая доступа воздуха. В старину это была сухая бесшёрстная шкура, а сейчас часто используют обычный полиэтилен. Упакованную шкуру кладут в полог, потому что в спальном месте всегда теплее, чем в остальной части яранги.

Примерно через неделю шерсть от шкуры начинала отходить легко, клочьями. Её снимали полностью, оставляя только кожаную поверхность.

Далее следовала примерно трёхдневная процедура смыва ненужных частиц и образований. Шкуру помещали в проточную воду, а в тундре это обычно простой ручей или речка. После такой процедуры она приобретала выровненный однотонный цвет. Но самое главное, после такой обработки кожу становилось легко резать.

Резать и коптить

Резка вымоченной шкуры, из которой нужно было получить длинный цельный шнур толщиной чуть меньше сантиметра, происходила в этот же день, когда её извлекали из воды. Для этого оленеводу требовался помощник.

Мокрую шкуру перед резкой выкладывали на очищенную поверхность на свежем воздухе. Начинали резать со спинной части шкуры, которую предварительно складывали вдвое – вдоль и пополам. Будущий шнур вырезался острым ножом как бы по спирали. Потом его высушивали. Для этого некоторые оленеводы обматывали кожаную ленту между стволами кустов или деревьев. Но чаще всего его сушили, привязав во всю длину между двумя или несколькими колышками.

Обсушенный шнур сматывался и коптился в яранге для того, чтобы придать будущему аркану такое свойство, как непромокаемость. Естественное копчение – процесс не быстрый, поэтому к дальнейшей обработке приступали только в следующем году. Впрочем, иногда коптили уже готовый аркан.

Следующим этапом была очистка полученной ленты от мездры и её повторное выравнивание. Ножом тщательно вырезали неровности, придавая шнуру нужную толщину, чтобы на выходе получился не только крепкий, но и красивый, ровный аркан.

Чтобы добиться мягкости шнура и дополнительно очистить от мездры, его трением пропускали через отверстия, которые специально для этого вырезались в передней лопасти оленьего рога. Это, кстати, один из старинных способов обработки. С появлением железного дуговидного капкана для охоты нужда в таких рогах пропала. Оленеводы заметили, что его треугольная боковая часть отлично подходит для натирания сухой ленты.

Время плетения

Готовый шнур аккуратно сматывали на две скрещённые палочки, чтобы на каждом конце получилось подобие клубочка. Итак, материал для аркана готов, остаётся только его сплести.

Оленеводы обычно используют круглое плетение их четырёх клубочков. При этом плели аркан в подвешенном состоянии. Это удобно, да и конечный продукт будет крепче и ровнее. Процесс плетения производился таким образом, чтобы аркан получился с постепенным утоньшением к концу. В готовом чаате в натянутом виде должно было получится три части: толстая утяжелённая, средняя ровная, и с постепенным утоньшением конечная его часть – ближняя к человеку.

Первая, толстая, часть – самая важная. Секрет начала плетения у многих разный, зависит от того, какое крепление использует мастер для соединения самого аркана с ушком, где потом будет петля. Ушко обычно делают из рога или вытачивают из железа. Причём рог обычно использовали бараний, поскольку олений мог лопнуть на морозе.

Хороший мастер отлично знает, каким способом утолщать начало аркана. Можно, например, сделать дополнительное плетение поверх, или вплести ещё одну ленту вместе с основными кожаными шнурами. Помимо утолщения, начальную часть аркана ещё и утяжеляли свинцовыми вставками. Иногда умельцы брали дроби, выстукивали их молоточком так, чтобы придать им цилиндрическую форму. Такие цилиндрики просовывали в плетёный аркан.

Когда аркан был сплетён, его снова туго натягивали над землёй. После этого конец аркана просовывали в ушко и протягивали во всю его длину, чтоб получилась петля.

Ну вот и всё, наш аркан готов.