Ярар: имы рэӄыткук яаёлӄыл
23.06.2023

Татьяна ТНАТВАЛЬ
gazeta@ks.chukotka.ru
Перевод Эмнуӈкы ынӄэн эйӈэнэӈ ныяаӄэн ильунильэтык аӈаӈыткома. Ярар – ымыльорык лыги лынъё эйӈэнэӈ. Наӄам чама амальва нытэйкыӄин, игыр тэкэм ынӄэн пыӈылё рэлгыгнин газетата «КС» калегэтальэты страницак приложения «Мургин Нутэнут».
Гылгил ынкъам ӄэюунэлгын
Ярар, ӄырымэн тымнэ айӈанаӈатконаӈ. Тэленъеп ныяаӄэн рэӄыткук:нын выргыргэвӄин ытръэч рачыко аӈаӈыткома, ӄынур ӈан Вылгыӄоранманма – ынкы нэймитӄинэт эвиръылӄылти ииннэлгыт, каараг рымагты нэймитӄин энан йытравкы яаёлӄыл. Эвыр мыӈильылӄылти рагролмы нэймитӄин рымӈэвъёлӄыл. Эӈэӈыльэ ныяаӄэн кэльэткук.
Чинит ярар амалва нытэйкыӄин эмнуӈыльэ ынкъам аӈӄачормыльа. Авын яаёлӄылё нитӄин ярар, ынӄэн ӄорагынрэтыльа нынтэнмавӄэн гылгэлгыпы. Янор нырынӈыӄэн, ынӄоры нынмэӄин. Вытку танынкаӈавкы нынъэлӄин, ковлёкы ныкылтыӄин. Ӄорагынрэтыльэн ярар мъа рынрилгыльын.
- Гымыг ытлыгы рэмкык Тӈэтэгнынин ярарык нытвэтӄин ӄэюунэлгын, ынӄэната ярар нэргывыргыргэтӄин. Уннэлгын нынтэнмавӄэн ӄаёоналгэпы, рывэлявъё ныргоӄэн, ынӄоры нытвэтӄин ярарык. Нъомрынкылватӄэн ынкыри талятъёта ныгытӄин тэлет, рытэнмавъё ченеткэна ӄора рытча, – ныпанэнакэтъокоӄэн Татьяна Асадова, эвын эмнуӈӈэв.
Тэленъеп ӄорагынрэтыльыт нылпууръычитӄинэт аӈӄачормыльык рээн. Пууръылӄылю нитӄин ымы ярар, ӄэлюӄ аӈӄачормыльэн ярар эргывыргыргы вальын. Элвульэ ыргынан ам яак упчинэну ръэвин лелют. Ымы ярар ыргынан нытэйкыӄин ынӄэнайпы. Уннэлгу-ым нытвэтӄин рыркэн нанӄын.
Вэнвакы рытъё Нутэвэнтынэ
Увъэлен – аӈӄачормыкэн нымным, ынӄэната мытымӈылёан ванкытамэнӈыльын Увъэлекин ванкытамэнӈыкалеткоракэн, чама таярарӈыльын Станислав Нутэвэнтын, миӈкыри нытаярарӈыӄэнат аӈӄачормыльыт ӈотэн вагыргык. Ыргынан мэчынкы таярарӈык ныяаӄэнат танӈынотакэнат умкыт, тыӈэвъёттэ танӈынотайпы – Краснодарскакэн крайгыпы. Ытръэч уннэлгу нытвэтӄин пэнинэмил таляӈкэнамэл,рыркананӄын,миӈкыри нывылгырынмыяаӄэн ынӈин нэргывыргыргыяаӄэн.
– Нанӄын катчыпы вальын нэнаяаморэ. Уннэлгын отчой нынтэнмавӄэн- ӈирэӄ ылёӈэттэ нанӄын вальылӄыл омъянвык, пэтле эмрэгтыӈэ гыргочакэн валята ымы нанӄыкэн, ымы ынкэчыкукин-ныпыӈылтэлӄэн Станислав Нутэвэнтын. – Ынӄэнат ымыльо пылыткук, уннэлгылӄыл нынмэӄин тъэюмимлык, мимыл элвэльин ӄонпы нытчыӄин рыпэт тъэче ым ылёӈэт чама чинит нанӄын элгытавъёлкыл, ымыльэты эмутлыкэ нъалтагнэты.
Ынӄоры тэминӈыльэ нинэнкылвэтӄин чымӄык рыркананӄын, ынӄоры нинэттуӄин ӄынур пыгпыг, ынӈин нынпъавӄэн. Вэтгаквыпы Станислав Нутэвэнтын, яачы тыватыӈок ярарык, ынӄэн яаёлӄыл нэмэ нынмэӄин, митъэчвиплытку тыттонвэпы иӈӄун нытэӈъэв нытвэтъэн ярарык.
– Эвыр рымэк инъэ, энмэч тотъавма таӈытвэтык ярарык. Нынтыӄиным ынӈот: нинэтрилмури нанӄын ярарык гыргоча, нинэчвимури тэкэм ярармэл, нэнанпэлявморэ гычурмын мытлыӈэн-амӈырооткэн сантиметыртэ. Ынӄоры нэнанъомравморэ уннэлгын гытталянӈэлга, нэнанкавравморэ ыннаныӈӄачагты. Ынкоры нанӄын нытвэтӄин, эвыр тэнытвэтык рэтэнвыргыргэтъэ ярар. Тывэтыплытку уннэлгын, нынъомравӄэн ынӄоры ныныпъавӄэн.
Пъаплытко нытаанӄэн выргыргыльын. Нытэнӄин ярар эргывыргыргэтыльылӄыл, чама ынкэкин выргыргын тальылӄын ӄалялвынчыкойпы.
Накам чама
Ымыльорык лыги лынъё этнограф, микынэ гэйгулетлин вагыргын ынкъам культура чавчывальэн Владимир Тан-Богораз нынкалыровыткоӄэн, инӄун чавчывальэн ярарыт ӄынур ярарыт униильин ынкъам таӈ алва вальыт ярарык айвальылык,мыкычьу вальыт тынанкач Азияк якутыльык, ӄорарамкыльык, танӈык, камчадалыльык ынкъам вээмыльык. Ярарыт мыӄы вальыт, ковлёкы вальыт. Чама ынаан нинэльуӄин гыютльэ яаё, ӄынур нинэнэювӄин ярар. «Лымӈыл нивӄин,иӈӄун тъэр чавчывальа нэльунэт нотачӄычыкойпы вытрыльыт пуӄынчин рынныт. Ытри эльонэльатыӈоат чама кальаткомгоат. Люур ымрил тэкичгынӈэгъи. Оравэтльа наномгоан. Тэкичгын таӈъанӄавкы вальын, рыпэт ым льаляӈэт тэйӈэту нэлгыэн. Рымӈуплытку ытъымыт, ыргынан чеэкэй нытрилӄин ымрил инъэ ныльуӄин энмэч нэмэ гэтэкичгынӈэлин», – нинэкэлиӄин этнографыльа ченет монографияк «Чукчи».
Ярар: магический и глубокий
Чем отличаются бубны, изготавливаемые оленными и береговыми чукчами
Татьяна ТНАТВАЛЬ
gazeta@ks.chukotka.ru
Праздники и обряды в чукотских стойбищах, как правило, не обходятся без хорошо знакомого нам бубна. Ярар – традиционный ударный музыкальный инструмент. Вместе с тем он имеет различные технологии изготовления, о которых «КС» сегодня немного расскажет читателям на страницах приложения «Мургин Нутэнут».
Берёза и пыжик
Ярар, конечно, не просто музыкальный инструмент. Раньше он имел скорее ритуальное предназначение: в него разрешалось играть только в яранге в праздники, в основном такие, как Вылгықоранмат – праздник забоя молодого оленя с тонкой шерстью и следующий за ним обряд благодарения Мңэгыргын. Также члены семьи брали ярар в руки при гаданиях. Шаманы использовали бубен во время камланий.
Сам ударный инструмент изготавливался разными способами у тундровых и береговых чукчей. Базой инструмента был и остаётся обод, который у оленеводов делают из карликовой берёзы. Сначала дерево стругали, потом заготовку замачивали. Затем, когда материал становился более эластичным, из него формировали обод. Традиционный чукотский бубен оленеводов имел небольшую деревянную ручку, за которую можно было держаться.
– В роду моего отца Тнетегина для бубна использовалась шкура телят – пыжики, поэтому бубны звучали достаточно звонко. Для того чтобы натянуть на обод, её предварительно отмачивали до состояния, когда шерсть начинала облезать. Шерсть снимали, оставалась только кожа, которую пускали в дело. После кожу, натянутую на обод, по краям перетягивали тонкой плетёной верёвкой из оленьих жил, – рассказывает знаток чукотской культуры Татьяна Асадова.
В старину оленные люди вели регулярную меновую торговлю с прибрежными жителями. Одним из предметов мены мог быть и часто становился ярар, который у береговых чукчей отличался более тонким и звонким звучанием. Это было связано с тем, что последние использовали для обода бубна китовый ус. Но главный секрет заключался в изготовлении мембраны – для неё использовали желудок моржа. Ударная палочка нередко делалась также из китового уса.
Секреты Нутевентина
Уэлен – прибрежное село, поэтому мы обратились к мастеру косторезного искусства Уэленской косторезной мастерской, занимающемуся также изготовлением яраров, Станиславу Нутевентину с вопросом о том, как сейчас делают бубны. По его словам, современные мастера несколько отошли от традиционной технологии. Они могут позволить себе делать каркасы бубнов из бука, чёрного клёна, которые заказывают на «материке», например – в Краснодарском крае. Однако мембрана неизменно, как и в стародавние времена, изготавливается из моржового желудка, от толщины которого зависит качество звучания.
– Желудок берём пустой, как принято говорить среди мастеров, «без компота», то есть трубачей (вид моллюсков, которыми, в частности, питается морж. – Прим. ред.). Сам процесс изготовления мембраны не быстрый – от суток до двух желудок будет лежать в тепле, что позволит с лёгкостью снять верхнюю часть ножом как с наружной, так и с внутренней стороны, – рассказывает Станислав Нутевентин. – После всего этого будущая мембрана замачивается в солёной морской воде, при этом нужно менять воду несколько раз в день и простирывать сам желудок, чтобы из него ушла вся кровь.
Далее мастер завязывает одну часть моржового желудка, а потом надувает его как шар, и в таком состоянии он сохнет. Как отметил Станислав Нутевентин, в дальнейшем, перед тем как натянуть материал на сам каркас, его снова замачивают, предварительно разрезав по выпуклой стороне, чтобы он ровнее лёг на обод.
– Если замочить с утра, то вечером можно уже натягивать ярар. А делается это так: кладём желудок сверху каркаса, обрезаем по диаметру, оставляя по краям 5-8 сантиметров. Далее закрепляем мембрану тонким жгутом, обматывая в один оборот. После желудок натягивается, причём от силы натягивания будет зависеть звучание. Далее завершающий этап – мембрану накрепко обматывают жгутом и завязывают и просушивают.
После того как инструмент высыхает, его обязательно проверяют на звучание и прочность. Хороший ярар должен звучать громко, звонко, но в то же время глубоко и проникновенно.
Между тем
Крупнейший этнограф, исследователь быта и культуры чукчей Владимир Тан-Богораз указывает, что чукотские ярары похожи на бубны азиатских эскимосов и резко отличаются от инструментов южного типа, распространённого в Северо-Восточной Азии у якутов, эвенков, коряков, камчадалов и юкагиров. Ярары меньше в диаметре и, как правило, по форме ближе к кругу. Кроме того, он отмечает магические свойства, приписываемые бубну. «Сказка говорит о том, как несколько чукоч нашли пару мамонтовых клыков, торчащих из-под земли. Они принялись бить в бубен и произносить различные заклинания. Тогда голый костяк мамонта стал облекаться плотью. Люди ели его мясо. Мясо было такое сытное, что они жили им целую зиму. Когда они обгладывали дочиста все кости, они складывали их вместе и наутро находили их снова покрытыми мясом», – пишет этнограф в своей монографии «Чукчи».