Анадырь






0
ощущается как -5
84.87
91.96
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ТАРОЙЫРЪЫӇГЫРГЫН АЙВАНАЛЬЭН

22.09.2017

Эвын ЭКУКЭКИ
gazeta@ks.chukotka.ru

Перевод Кэлик «Ынӈин гатвален…» Тасян Теинына гатвылен таройыръыӈгыргын айванальэн тэлеӈкы.

Ройыръык айванальэн гатвата ы’вэӄуч, ӈэвъэн ынкъам кмиӈыт. Ыныкит яраӈы ныркывӄэн, ырыгрээн ганымытвата ынпэвыльыт йытоткольыт. Ыныкит пэлӄэтыльыт йытоткольыт гитлинэт чычеткинэльу, пэлятыльыт ейвэлти нынъэлӄинэт йичьэмиттумгу ынкъам чакэттомго кмэӈэты ройыръэн. Ынӄэнат кмиӈыт айванальа нытвыӄэнат анлисаг’аӄ. Кмэӈынмайӈаквыргын ейвэлык гамыкытвален Аляскальык.
Гаймычьыройыръык, миӈкы авынральын нитӄин кынтэгыннигӈыттыльу, ӄол гитэ ӄляволен гатвата ӈирэют лымэвыр мыкыӈ ӈэвъэнти. Ынпычьын ӈэвъэн нитӄин авынэтынво ярамэгчерык. Ынан нинэнмэйӈэвӄинэт чиниткинэт ынкъам ӈинчьин кмиӈыт. Ӈинчьэт ӈэвъэнти нываӈэӄэнат, нывиӄинэт, нытэнэлгыӈӄинэт, нинээнӈэтӄинэт тымъёк гынникык. Ӈэвъэнти натчьатӄэнат ыннэн ёрочыко, э’квыргъам ымыльо рыгъеватъё чиниткин ванвык. Ӈинчьэн ӈэвъэн вэты ӄырымэн а’рэткочьо итыльылӄыл мигчирык ынпычьин ӈэвъэнин. Ыныкит ы’ттъыёлкэн ӈэвъэн уйӈэ экмиӈыкэ гатвален, ӄлявол гаймаӈэн лымӈэ гэӈирэӄэвэ ӈавтыӈык.Тэнмычьо, ы’ттъыёлкэн илирык нымытвамгольэн Таянын гатваленат ӈирэӄ ӈэвъэнти.
Ӄлявол ‘ырымэн ярамэгчерык рэӄыльылӄыл, ӈэвысӄэт-ым ӄырымэн гыннигӈыттыльу итыльылӄыл, ынӄэн амӄляволен мгчир. Ынӈин тымӈалголяӄ ринӈыльыт ӄлявол лымэвыр ӈэвысӄэт чычеткинэльу ивыну гэлгэ ынкъам э’ӄэлтэтыльу ройыръывагыргык.
Лыгэн-ым, ӈиныльин ӈэвъэнин гатваленат нымкыӄин мигчитти ратвакэн. А’нӄатгыргын ройыръытвак нырылгыӄэн тэнанъаӄаӈгырго ройыръытвагыргык. Ӈинчьэт ӈэвъэнти а’ӄантыӈ ройыръэпы. Ынинэт кмӈыт ӄынвэр гэкэвэ мэйӈэтык ынпычьыӈэвъэнык, микынэ ытри гэнмэйӈэвэ.
СЕМЬЯ И МНОГОЖЁНСТВО У ЭСКИМОСОВ

Эвын ЭКУКЭКИ
gazeta@ks.chukotka.ru

В книге «И было так…» археолог-историк Тасян Теин рассказал об особенностях семейной жизни эскимосов в прошлые времена.


Свадебного обряда в развёрнутом виде у эскимосов не было. Обычная эскимосская семья включала мужа, жену и детей, кроме того, если размер жилища позволял, то вместе с семьёй жили престарелые родители хозяина или хозяйки. Если умершие родители сирот были родственниками хозяев, то сироты считались братьями и сёстрами детей семьи. Этих детей эскимосы называли «анлисаг’аӄ». Воспитание сирот особенно широко было распространено на Аляске.
В зажиточных семьях, где хозяин был хорошим и удачливым охотником в морском промысле, существовало многожёнство. Если у первой жены не было детей, то мужчина так же имел право иметь вторую жену. Например, на Врангеля первый переселенец острова Таян имел две жены.
Старшая жена считалась полновластной хозяйкой домашнего очага. В её обязанности входило воспитание как своих детей, так и детей младших жён. Младшие жёны вели хозяйство: шили, готовили пищу, выделывали шкуры, свежевали добычу. Жили жёны чаще всего в одном пологе, но каждая имела своё определённое место. Младшая жена не смела вмешиваться в дела и распоряжения старшей. В свою очередь мужчина не смел вмешиваться в хозяйские дела женщины, как и женщина не могла быть охотником. Вмешательство мужчин в дела женщин осуждалось родственниками.
Таким образом, у младших жён было много обязанностей в домашнем хозяйстве, отказ выполнять их считался нарушением семейного уклада. Младшая жена не могла уйти из семьи мужа, хотя вся домашняя работа ложилась на её плечи, а её дети привыкали к старшей жене, и та полностью занималась их воспитанием.