Анадырь






0
ощущается как -5
84.87
91.96
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

РЭӇЪАТВЫЛЯЙВЫН ПЫТЛИӇЫЧЬЭТКИН

29.10.2017

Светлана КОЧНЕВА, заместитель директорэн Анадыркэн публичныкэн библиотекэн нынныльын Тан-Богоразын
gazeta@ks.chukotka.ru

Перевод Вама Майӈымараквыргын чукоткальыт гэпытлиӈичьэтэтлинэт тайкыма рэӈъатвывакъонвыт яанво ривлык риӈъэтвыт СШАйпы Советкэн Союзэты. Рэӈъатвыткоръэт Аляска –Сибирь гэтэйкылин 10 йъилгыӈит.


Рэӈъатвывакъонвыт гамголенат тэйкык ымыльо ръэтык риӈъэтвыткукин. Нэкэм кытвагыргыт гэвытрэтлинэт Чукоткак, миӈкы тэӈвытку гамголенат тэйкык рэӈъатвывакъонвыт.
Нымытвальа Вэлӄылкин, Анадыркэн, Марковокэн, Чаплинокэн, миӈкы гатайкымголенат рэӈъатвывакъонвыт, ныйпэӄинэт рыпкэратъёттэ яанаӈат тарэӈъатвывакъонвыӈкэн ынкъам тараӈкэн. Нытъэрылтэтӄинэт мигчитльэт рабочийтэ ынкъам тарэӈъатвывакъонвыӈкы нывинрэтӄинэт ымыльо нымытвальыт, колхозникыт, служащит, рыбочийтэ, кэлиткульыт. Яанаӈат ныривлыӄинэт маглята.
Нэнакэтъатӄэн эрым эйгысӄыкин риӈэлейвыкин ръэткэн Герой Советкэн Союзэн Илья Павлович Мазурук: «Ынӈатал рэӈъатвыляйвыръэт Вэлӄыл-Красноярск колё нитчьэв гатвален. Ныриӈэмъетӄинэт лётчикыт чьэчеӈнутэйикви, энымкыльин, магнитныкэн компастэ ынкы мачьаӄаяаӈ нынъэлӄинэт. Плепы вальыт нутэкэлит лёӈытвальыт…»
Мачымыльо риӈъэтвык уйӈэ гатваленат энаномаваткэнат яанаӈат ынкъам рэӈаляйвыгыргын нымкыӄин лиӈыткучьывытгырӈит нитӄин гыйивӄэву катголтатгыргык лётчикэн. Маравыплыткок ынӄэн рэӈъатвыляйвыръэт гитлин тэнмычьо яамгок рэӈъатвыляйвыгыргын ынӄэн ныркывӄэн нутэйиквик.

Справка «КС»

Ӈыроӄ гивиӈит, октябртагнэпы 1942 гивикин октябртагнэты 1945 гивикин риӈъэтвыткульэ 1-ӄав Челгызнамяльын авиадивизиен гэныпкирэтлинэт АлСибъеквэ 8094 америкальэн риӈъэтвыт. Рэӈъатвырэвлыма гантымӈэвленат 81 риӈъэтвыт. Гараквачаленат 115 о’равэтльат.

ВОЗДУШНАЯ ТРАССА МУЖЕСТВА

75 лет назад начала работать авиатрасса Уэлькаль – Красноярск, по которой в годы Великой Отечественной войны из США перегоняли боевые самолёты на фронт

Светлана КОЧНЕВА, заместитель директора Анадырской публичной библиотеки имени Тана-Богораза
gazeta@ks.chukotka.ru

Всего за 10 месяцев в 1942 году на Чукотке была построена сеть аэродромов знаменитой авиатрассы АлСиб, которые были необходимы для перегонки истребителей и бомбардировщиков, получаемых Советским Союзом по ленд-лизу из США. Огромный объём работы при этом лёг на плечи простых жителей нашего округа, которые совершили самый настоящий трудовой подвиг, обеспечив сдачу объектов уже в октябре того же года.


Строительство аэродромов началось одновременно на всех участках трассы вплоть до Красноярска, но особенно трудно работы проходили на Чукотке, где всё пришлось начинать с нуля.
Жители Уэлькаля, а также Анадыря, Марково, Чаплино в сложнейших условиях обеспечивали доставку грузов на собачьих упряжках для строительства взлётно-посадочных полос, служебных и жилых зданий. Рабочих не хватало, поэтому и в самом строительстве участвовало всё население посёлков: колхозники, рабочие, служащие и даже школьники. Но они справились!
Приходилось непросто и пилотам-перегонщикам. Начальник северной трассы Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук вспоминал: «Область от Уэлькаля до Красноярска – одна из самых суровых в нашей стране, около пяти тысяч километров этого пути пролегало над пустынной дикой местностью, над тундрой, тайгой, горными хребтами. Лютые морозы, бездорожье… Для лётчиков не было привычных ориентиров – дорог, населённых пунктов, железнодорожных станций. Магнитные компасы в этих местах работают ненадёжно. Точных карт не было…».
Почти все крылатые машины не имели отопления, поэтому многочасовой полёт в холодном самолёте с обмёрзшими стёклами был для пилотов серьёзным испытанием.
…Уже после войны эта хорошо оборудованная и разветвлённая трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродромов, которые опоясывали Восточную Сибирь и Северо-Восток нашей страны, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах, став основой для обеспечения пассажирских и транспортных авиаперевозок.

Справка «КС»

За три года – с октября 1942-го по октябрь 1945-го – пилоты 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии в труднейших условиях Крайнего Севера, рискуя жизнью, перегнали по АлСибу 8094 американских самолёта. За время работы авиатрассы был потерян 81 самолёт – чуть больше 1 % от общего количества перегнанной по ней техники. При этом погибли 115 лётчиков.