В ОДНОМ РЯДУ С БОГОРАЗОМ И СЕМУШКИНЫМ
02.08.2010

Сегодня, 30 июля, исполнилось бы 90 лет Николаю Елисеевичу Шундику (1920-1995) – педагогу, прозаику, члену Союза писателей СССР.
УВАЖАЯ, ПОЗНАВАЛ ИХ КУЛЬТУРУ
В 1939 году по путевке Хабаровского крайкома комсомола Николай Шундик приехал учительствовать в Чаунский район Чукотского национального округа. Здесь в течение семи лет не только работал учителем, но и вел большую культурно-просветительскую работу. Вся эта многообразная деятельность требовала и крепкого здоровья, и выносливости, но в первую очередь большой выдержки, такта, уважения национального достоинства оленеводов и охотников, а также познаний в области незнакомого ранее языка, непривычных традиций и нравов. За учительскую деятельность на Чукотке Николай Шундик был награжден орденом «Знак Почета».
Можно сказать, что именно Чукотка сделала его писателем, отвела ему почетное место в формировании чукотской литературы. Очерки и повести Н. Шундика, наряду с произведениями Владимира Тан-Богораза и Тихона Семушкина, стали первыми книгами о людях, живущих на «краю Земли».
ОТ ДНЕВНИКА К ЛИТЕРАТУРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Кочуя по тундре, Николай Шундик хорошо изучил язык, историю и современный быт чукотского народа, его обычаи и обряды, что побудило его взяться за перо. Он собирал произведения местного фольклора и публиковал их в окружной газете, писал на чукотском языке незатейливые пьесы-агитки. Литературные опыты молодого учителя заметил и поддержал Наум Филиппович Пугачев (1905-1942), секретарь Чаунского райкома партии, автор «Чукотских рассказов» (1940). По его совету Николай Елисеевич стал регулярно вести дневник, послуживший впоследствии хорошей основой для первой очерковой книги прозаика «На краю земли советской», опубликованной в 1948 году на страницах журнала «Дальний Восток». Через год документальная повесть «На земле Чукотской» была издана отдельной книгой. Тогда же, в 1949 году, Николай Шундик был принят в Союз писателей СССР.
ЛУЧШАЯ КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
В 1947 году Николай Елисе-евич Шундик уезжает с Чукотки, чтобы продолжить образование в Хабаровском педагогическом институте. В 1952 году, после окончания института, некоторое время преподает в одной из школ Хабаровска. Затем работает в редакции журнала «Дальний Восток».
В 1952 году вышла в свет повесть Н. Шундика «На Севере Дальнем» о жизни чукотских детей (в сравнении с жизнью их американских сверстников). Повесть выдержала несколько изданий и получила первую премию на литературном конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей и юношества.
Осенью 1952 года Николай Шундик на страницах журнала «Октябрь» опубликовал роман «Быстроногий олень». В названии романа писатель отразил то главное, что составляет первооснову и сущность традиционного бытия чукчей, их священный жизненный источник. Первый роман принес молодому прозаику всесоюзную известность.
«БЕЛЫЙ ШАМАН» ОЗВУЧИВАЛА ГЕУТВАЛЬ
В 1955–1957 годах Н. Шундик учился на Высших литературных курсах при Литературном институте Союза писателей СССР имени М. Горького. Затем в течение восьми лет жил в Рязани, где возглавлял местную писательскую организацию.
За роман «Белый шаман» (1977), рассказывающий о жизни и обычаях чукотского народа, о переменах, которые принесла Советская власть в их жизнь, Николаю Шундику была присуждена Государственная премия РСФСР. В 1982 году на киностудии «Мосфильм» по роману был поставлен художественный фильм «Белый шаман», на озвучение которого была приглашена чукотская поэтесса Клавдия Геутваль (1930-2001). В 1981-1982 годах, во время съемок кинофильма, Николай Шундик вновь побывал на Чукотке. В июле 1982 года писатель приехал в Анадырь, посетил он и Чукотскую окружную библиотеку. В фондах биб-лиотеки хранятся три книги Николая Елисеевича с автографами: «Моим дорогим читателям с самыми сердечными пожеланиями. Н. Шундик. 7 июля 1982 г.».
БЕСПОКОЙСТВО ШУНДИКА В «ДРЕВНЕМ ЗНАКЕ»
В романах Н. Шундика, посвященных северной тематике, нашли отражение нравы, занятия, бытовой уклад, верования и мировоззрения чукчей, внесшие существенные коррективы в традиционное европейское этнографически ограниченное понимание культуры. Очевидным стал вклад «диких племен» в решение экологических проблем человечества, в социально-нравственный кодекс поведения человека на земле. В последнем романе «Древний знак» (1982) Николай Шундик явно симпатизирует естественному образу жизни родовой общины, отрицательно описывает вклад «цивилизаторов», разрушающих традиционную жизнь племени и убивающих Белого оленя, носителя солнечного начала, «сына всего сущего». Перо прозаика передает читателям мысль об изначально гармоничном развитии мира, беспокойство о том, чтобы ни одни из ценных элементов традиционного характера и мировоззрения, выработанных веками и окупленных судьбами всех предшествующих нам поколений, не был утрачен человечеством на его историческом пути.
За литературное творчество Николай Елисеевич Шундик был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов.
В последние годы жизни Николай Шундик жил в Саратове, где редактировал литературно-художественный журнал «Волга». Затем переехал в Москву, был секретарем Союза писателей РСФСР. Умер писатель 16 ноября 1995 года.
Кстати
Род Шундиков имеет интересную историю: дед писателя по отцовской линии, Шундич, серб по национальности, кузнец по профессии, обрел новую родину в Белоруссии. Его дети, после столыпинской реформы, в поисках лучшей доли оказались на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Здесь, в разгар революционных событий, в глухой таежной деревне Михайловка, в семье серба и украинки родился Николай Елисе-евич Шундик.
Первый ребенок в многодетной семье, Николай Шундик сызмальства приучался к труду, воспитывался в постоянных заботах о двух младших братьях и четырех сестрах. Вероятно, это немаловажное обстоятельство сказалось на выборе профессии – после семилетки он окончил Хабаровское педагогическое училище.