С туротдыха в полёт
17.09.2021

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Сразу две бизнес-идеи, направленные на развитие туризма, прозвучали от нашего региона на площадке ВЭФ. Создавать индустрию гостеприимства намерены в Анадыре и Эгвекиноте. Кроме того, Чукотка заинтересована в поиске инвестора для реализации проекта по созданию инфраструктуры для беспилотных полётов, начало которых запланировано на следующий год.
Арктическая Ривьера
Потенциальным инвесторам Восточного экономического форума Чукотка предложила вложиться в строительство туристического комплекса в посёлке Эгвекинот. В жемчужине региона планируют создать гостиницу на 70 мест и круглогодичный центр наблюдения за морскими животными, в первую очередь китами, которые периодически заходят в залив Креста. На создание «Арктической Ривьеры» понадобится довольно серьёзная сумма в 950 млн рублей, но авторы проекта уверены, что он окупится за 8 лет. Расчёт простой – интерес туристов к Арктике в целом, и Чукотке в частности, последние годы заметно вырос. Даже в прошлый пандемийный год наш регион посетили около трёх тысяч человек, и каждый третий из них побывал в Эгвекиноте. Живописные виды, горнолыжная база, морские прогулки, рыбалка, местная кухня – одному из самых благоустроенных посёлков Чукотки есть что показать приезжим, которых, однако, пока негде разместить. Инвестору в строительстве комплекса и дальнейшей работе готово помочь государство через механизм упрощённого порядка получения земли и налоговых льгот, действующих в пределах ТОР «Чукотка».
– Надеемся, что наше предложение заинтересует инвесторов. Как показывает практика, именно площадка ВЭФа даёт хороший старт проектам. Разработка бизнес-плана уже началась, как только найдём инвестора, сможем приступить к стадии проектно-сметной документации. Строительство гостиничного комплекса и его ввод в эксплуатацию вполне реально осуществить до 2025 года, – убеждена представлявшая проект «Арктическая Ривьера» директор Фонда развития экономики и прямых инвестиций Чукотки Ольга Плотникова. – Это составная часть проекта по развитию туристического кластера, который мы разработали в прошлом году. Решили, что Эгвекинот – самый доступный, и предлагаем инвестору начать именно с него. Восточный экономический форум стал первой очной площадкой презентации «Арктической Ривьеры».
И если идея строительства туристического комплекса в Эгвекиноте широкой публике была представлена впервые, то второй проект в сфере туризма по строительству базы отдыха вблизи самой высокой точки Анадыря – сопки Верблюжьей – уже не только известен, но и подкреплён инвестициями. Летом этого года его автор – компания «Одал» стала резидентом ТОР «Чукотка».
– На текущий момент инвестор уже оформляет земельный участок, после этого перейдёт к строительству гостевых домов и административного здания, а также благоустройству территории вокруг. База отдыха будет состоять из четырёх гостевых домов купольного типа, символизирующих традиционное жильё северных народов, и четырёх домов, стилизованных под шалаши. Гостями могут стать не только туристы, но и жители города, желающие необычно провести выходные, – рассказал на презентации базы отдыха «Земля настоящих людей» генеральный директор управляющей компании территории опережающего развития «Чукотка» Сергей Колядко.
Этот проект в сфере туризма уже намного скромнее по затратам и обещает обойтись всего в 27 млн рублей. Цены для гостей при этом по северным меркам планируется установить вполне себе демократичные – от 3 до 5,5 тысяч рублей в сутки.
20 туристических маршрутов разработаны и активно используются на Чукотке. Среди них особой популярностью пользуются направления, которые предполагают посещение оленеводческих бригад и общин морзверобоев, нацпарка «Берингия», острова Врангеля. Неизменным спросом пользуется экстремальный туризм: поездки на квадроциклах от Анадыря до Эгвекинота, а также на снегоходах от столицы Чукотки до известного своей красотой озера Майниц в Анадырском районе. Интересный путь пролегает через Западную Чукотку: туристы (как правило, «дикари») въезжают в регион с Колымы через Анюйск, откуда можно добраться до Билибино, Певека и Эгвекинота. Все эти маршруты позволяют познакомиться с живописными ландшафтами особо охраняемых территорий, которых в регионе насчитывается 26. Деятельность в сфере туризма сегодня на Чукотке осуществляют три зарегистрированных в федеральном Реестре туроператоров компании: «Кутх Тревел», «АТВ Тревел Чукотка» и «Томгат».
«Пасека» для дронов
Автором ещё одного амбициозного проекта является Почта России. В следующем году она совместно с компанией «Вертолёты России» намерена начать перевозить по территории Чукотки грузы с помощью беспилотников. Для этого понадобятся не только сами дроны, но и система их управления. Своё решение в этой части разработали в технопарке Тамбовского государственного университета. Системой «Пасека», которая представляет собой сеть станций – по сути миниаэродромов для дронов – планируют охватить всю Чукотку. По предварительным расчётам, понадобится не менее 52 таких объектов, для их строительства потребуется почти миллиард рублей. Роботизированные платформы, похожие на контейнеры, сейчас проходят испытания, разработчики рассчитывают выйти на опытную эксплуатацию в следующем году.
– Мы создали комплекс технологий по производству базовых станций для управления взлётом, посадкой, техобслуживания беспилотников, заменой и зарядкой батарей. Это могут быть достаточно тяжёлые аппараты, причём нам в принципе неважно, какой производитель их будет делать. Мы готовы интегрировать любой аппарат любого производителя в своей сети, – рассказал директор технопарка «Державинский» Тамбовского государственного университета Дмитрий Рыбаков.
Пока ещё остаётся проблемой совместное использование в одном пространстве беспилотников и обычной авиации – большая часть маршрутов дронов пролегает по существующим трассам самолётов и вертолётов. К тому же у системы «Пасека» есть ряд ограничений. Во-первых, для основных узлов связи нужен скоростной интернет, во-вторых, между станциями должно быть не более 230 км. С другой стороны, такая система навигации поможет не только доставлять грузы, но и осуществлять геологоразведку, мониторинг лесных пожаров. Кроме того, нужно ещё найти оператора, который будет готов заниматься обслуживанием этой системы, хотя её элементы требуют минимального человеческого участия. Тем не менее, если появится инвестор, серийное производство таких станций разработчик готов запустить уже зимой.
Конечно, перевозящие почту на Чукотке дроны до сих пор кажутся фантастикой. Но именно они, как убеждены авторы проекта, позволят реально ускорить доставку почтовых отправлений, а не ждать полной загрузки воздушного судна, как сейчас происходит с вертолётами, которые поднимаются в воздух минимум с тонной груза на борту.

Кстати
В России уже есть опыт успешного использования дронов на других северных территориях. Например, Газпром начал отказываться от пилотируемых летательных аппаратов в пользу беспилотников, которые широко применяются для мониторинга объектов газотранспортной системы, а «Газпром нефть» в декабре 2020 года объявила о начале перевозки дронами проб с месторождений до химико-аналитической лаборатории.