Анадырь






-7
ощущается как -14
81.49
92.84
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

НАЙТИ СЕБЯ НА КРАЮ ЗЕМЛИ

30.12.2015

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ ЗАЩИТЯТ. Согласно Указу Президента РФ Владимира Путина, 2016 год объявлен в нашей стране Годом отечественного кино. Как говорится в документе, в российском кинематографе происходят «заметные позитивные процессы», он «всё более целенаправленно следует главным приоритетам общегосударственной культурной политики и транслирует их в общественное сознание», «мощно воздействуя на миллионы людей». Сам проект заключает в себе ряд содержательных шагов, направленных на развитие отечественного кинематографа, в том числе на международном уровне.
Антон АНИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Уходящий год выдался богатым на кинопремьеры, среди которых оказались сразу две художественные картины, связанные с Чукоткой. Об одной из них – фильме «Территория», снятом по одноимённому роману Олега Куваева в Провиденском районе, «КС» неоднократно и достаточно подробно рассказывал. А вот другая картина молодого режиссёра Филиппа Абрютина «Трагедия в бухте Роджерс», съёмки которой проходили в окрестностях Анадыря, осталась без должного внимания. Исправить эту несправедливость мы решили в канун Года российского кино, который, как известно, стартует в нашей стране с 1 января, и попросили автора фильма рассказать о своей дебютной работе.


АРКТИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА
– Филипп, почему для своего дебютного фильма вы выбрали северную тематику?
– Я родился и вырос на Чукотке, большая часть моего детства прошла в сёлах и тундре. И сейчас достаточно часто удаётся бывать на Чукотке, Колыме, Кольском полуострове, в Республике Коми, Норвегии, Финляндии, Канаде. Так что северная тема для меня близка и привлекательна. Я всегда интересовался Арктикой, тем, как осваивались эти территории, как складывались отношения коренных народов и первопроходцев Севера.
Кроме того, на Севере люди открыты и природе, и друг другу, здесь характер человека раскрывается без внешней фальши, так что у режиссёра есть возможность воплощать свои замыслы наиболее полно.
На самом деле, когда, учась во ВГИКЕ, я думал о своём дебютном полнометражном фильме, то ориентировался именно на Север. Причём хотелось не просто снять фильм на своей родине, где многое знакомо, где живут близкие люди. Мотивы были несколько иными. Хотелось снять фильм с интересным сюжетом о непростом времени, а главное – раскрыть важные, с моей точки зрения, мысли о становлении человека и формировании настоящего героя в сложных условиях.
Кстати, ещё мой мастер Вадим Абдрашитов говорил: «Вот почему так много художественных произведений и фильмов о войне? Не только потому, что это невозможно забыть. А потому что на фоне войны, когда смерть ходит рядом, человек проживает каждый день как последний, а любой конфликт имеет принципиальный характер». В какой-то степени это применимо и к Северу. Здесь отношения между людьми постоянно проверяются на прочность различными испытаниями, жизнью и даже смертью. Человек живёт рядом с живой и жёсткой природой и совершенно не защищён: провалился под лёд, попал в пургу, встретил медведя. Нередко встаёт вопрос – будешь ли ты рисковать своей жизнью ради спасения другого, готов ли поделиться последним? Арктика точно определяет, сильный ты или слабый, человечный или ничтожный.
– Оправдались ли ваши ожидания от съёмочного процесса на Севере?
– В полной мере. Было сразу очевидно, что снять задуманное можно было только на Севере, в очень жёстких условиях, максимально приближённых к тем, в которых на самом деле разворачивалась история. Надо сказать, что продюсер фильма Светлана Кучмаева с большим интересом отнеслась к проекту и сценарию. И сделала очень многое, чтобы мой дебютный фильм был реализован на максимально высоком уровне, за что я ей очень благодарен. Так что к съёмкам в условиях Севера мы готовились очень серьёзно и тщательно.
Одно дело, если едешь на Север как турист или в гости, и совсем другое – когда везёшь из Москвы большую съёмочную группу, которая не приспособлена к подобным условиям. Найти таких людей, конечно, можно, но сложно. Поэтому неудивительно, что многие, узнав, что нужно ехать на Север и как минимум месяц терпеть определённые лишения, сразу отказывались. Удивительно, но более готовыми к невзгодам оказались женщины. Ещё в Москве мы договорились, что, если кого-то что-то начнёт не устраивать, об этом лучше промолчать, иначе и все остальные будут чувствовать себя несчастными. Но до этого не дошло, группа стойко выдержала все испытания и невзгоды тяжёлого съёмочного процесса и даже с какой-то грустью покидала ставшую близкой Чукотку.
О чём кино

Фильм основан на реальных событиях. Советская полярная станция на острове Врангеля: суровый климат, долгая полярная ночь, небольшой коллектив, сложные отношения. Именно здесь разворачивается действие фильма «Трагедия в бухте Роджерс», основанного на реальных событиях, произошедших в 1930-х годах. При загадочных обстоятельствах погибает один из сотрудников станции, и для расследования случившегося из Ленинграда направляют молодого инспектора Главсевморпути, который попадает в очень непростую ситуацию…
ЗЕМЛЯКИ ПОРАДОВАЛИ
– С какими же трудностями довелось столкнуться вам и вашим коллегам?
– Все мы жили в Анадыре в гостиничных условиях, но испытаний было предостаточно. От города до съёмочной площадки на мысе Калашникова всего-то 25 километров, что не очень много по московским меркам, но поездка на вездеходе по льду лимана в метель – это уже серьёзная проверка для новичков. Кроме того, в течение всего съёмочного дня нужно было находиться в избушках без удобств.
Много рабочих дней у нас прошло во время настоящей пурги. Интересно, что сначала мы хотели её дорисовать с помощью графики, потому что нельзя подвергать технику таким испытаниям. Но в первый же день, когда на съёмочную площадку неожиданно нагрянула пурга, я осторожно спросил у замечательного оператора и моего друга Александра Тананова: «Саша, мы же не можем снимать в такую погоду?». Он вздохнул, махнул рукой и согласился.
Мы обмотали камеру пищевой плёнкой и начали снимать. Тут и остальные спохватились, прибежали на площадку, принесли инвентарь и стояли, мёрзли, потому что не успели поставить палатку. А актёры просто забывали текст из-за пронизывающего ветра и снега, забивавшего лицо и рот. Осветительные приборы выдерживали с трудом, лампы лопались, приходилось всё время их менять. Дизельные генераторы выходили из строя… Но все понимали: снимать надо здесь и сейчас, и поэтому все сложности мы преодолевали вместе. Меня это тронуло. Команда, проникнувшись важностью общего дела, объединилась и стойко переносила все трудности.
На съёмках подтвердились и мои ожидания по поводу отзывчивости местных жителей, и я вновь порадовался за земляков, которые всегда готовы прийти на помощь, причём совершенно бескорыстно. Уместно сказать и о большой помощи правительства Чукотки, которое тоже шло нам навстречу и, где надо, включало «зелёный свет».
В общем, было сложно, но интересно. Мы все получили большое удовольствие от работы. И уже в Москве, во время озвучивания, актёры то и дело говорили: помнишь, вот тогда было здорово!
– Что же можете вспомнить вы?
– От Анадыря до съёмочного объекта группа обычно добиралась на двух вездеходах. А мы с оператором старались приехать раньше остальных, чтобы походить, посмотреть, обсудить на месте предстоящую съёмку. И вот как-то мы берём снегоход и выезжаем на час раньше группы. По дороге мы попали в метель с низкой облачностью – в так называемое «молоко». Везде всё одинаково белое, видимость нулевая, ничего не слышно. Снег метёт то с одной стороны, то с другой, и это сбивает с толку, ты едешь вроде бы всё время прямо, но где теперь это «прямо»?
Нам оставалось лишь покориться природе и переждать этот погодный плен, который подарил нам серьёзные мысли об особенности Арктики и ощущение небытия, важного при работе над фильмом.
Конечно, это невесёлый случай, но для нас это был значимый момент. Позже мы постарались перенести свои ощущения в кадр, и в фильме наш герой попадает в аналогичную ситуацию.
Ярослав Жалнин, исполнитель главной роли, и Филипп Абрютин, режиссёр фильма, на премьерном показе на кинофестивале «Балтийские дебюты». ФОТО: ИЗ АРХИВА ФИЛИППА АБРЮТИНА Справка «КС»

Премьерный показ детективного триллера «Трагедия в бухте Роджерс» состоялся в июле этого года на кинофестивале «Балтийские дебюты». Фильм также был представлен на кинофестивале в Казани, III Якутском международном кинофестивале, где удостоился диплома в рамках конкурса арктического кино. А на II Международном фестивале национального и этнического кино «Серебряный Акбузат» оператор картины Александр Тананов получил приз «За выдающийся вклад в операторское искусство» от Союза кинематографистов Башкортостана.
НЕ ОТКРЫТОЧНАЯ ЧУКОТКА
– Какой Чукотка получилась в фильме?
– Мы осознанно отказались от демонстрации красивых пейзажей, нам нужен был скупо очерченный образ холодной Арктики, которая становится ареной для описанных трагических событий. Так что у нас показана совсем не открыточная Чукотка.
Также мы не особо зацикливались на этнографизме. Уклад жизни чукчей и эскимосов, шаман и другие приметы самобытности показаны настолько, насколько это необходимо для сюжетной линии. На кастинге в Анадыре нам удалось найти хорошие лица коренных северян, не искажённых изъянами современности. Думаю, что так и выглядели охотники и китобои тех времён.
А снимать на Чукотке – одно удовольствие. Оператор Саша Тананов был в восторге от десятков оттенков белого. Он говорил: посмотри, вот белый снег такой, вот такой, а здесь немного другой. Видно было, что он полюбил Арктику…
– Почему северное сияние в анонсе фильма перечисляется среди факторов, создающих напряжённость в жизни на полярной станции?
– Потому что это действительно так. «Атмосферное электричество», как говорит один из персонажей фильма, несомненно, влияет на человека – не меньше, чем полярная ночь.
При подготовке сценария мы поднимали архивный материал о жизни на полярных станциях – не только на острове Врангеля, где произошла эта история, но и на других. Меня интересовали наблюдения самих полярников, как они жили, какие сложности испытывали. И то, что северное сияние оказывает влияние на психику человека, это фактически цитата из записей одного из учёных, некогда работавших на Севере.
Так что без северного сияния было не обойтись, правда, снять его оказалось непросто. Для этого надо соответственным образом настроить аппаратуру, а в игровом кино, когда параллельно работают мощные осветительные приборы, это трудно совместить. Вживую мы его видим ярче, чем получается на картинке, она всегда проигрывает, кажется блеклой в сочетании с высвеченными актёрами и декорациями. Но в нашем фильме, благодаря графике, удалось усилить северное сияние, и оно выглядит на экране таким, каким является на самом деле...

РЫТХЭУ ДАЛ НАПУТСТВИЕ
– А насколько история, представленная в фильме, соответствует тому, что было на самом деле?
– Мы постарались не сильно отступать и от исторических факторов, повлиявших на суть развития событий. Полярная станция – по сути, маленькая модель общества, это место, где сходятся разные во всех отношениях люди, и их притирка, и путь к взаимопониманию непрост. В нашем случае на полярной станции пересеклись пути абсолютно разных людей, с разными жизненными установками, а рядом с ними оказались коренные северяне – чукчи и эскимосы. Разные миры, разные взгляды на жизнь, у каждого своя правда, свои цели.
Зависть, эгоизм, нетерпимость, стремление устранить инакомыслящих – это несомненное зло, которое множится и, в конце концов, возвращается к своему источнику. Собственно, это и происходит в фильме. Причём не только на станции в бухте Роджерс, но и в стране в целом. Ведь в это время СССР находился на пороге массовых репрессий, когда годилось «всякое лыко в строку». Вот и непонятный несчастный случай с евреем-врачом и чукотскими аборигенами стал поводом для расследования и наказания «назначенных» виновных. С этого и начиналась в стране волна громких процессов. Однако эту глобальную тему мы едва затронули в фильме, а сосредоточились на трансформации домысленного нами героя – молодого инспектора Главсевморпути, которого играет Ярослав Жалнин, замечательный молодой актёр.
На самом же деле следственное «копание» вёл видный профессионал того времени Лев Шейнин, который и довёл дело до суда. Дело рассматривалось Верховным судом РСФСР и прогремело на весь Союз. Государственным обвинителем на процессе в Колонном зале Дома Союзов выступал сам генеральный прокурор СССР Вышинский.
– Как же вы узнали о трагедии, легшей в основу сценария картины?
– Вообще-то это довольно известная история, впервые же я узнал о ней из рассказа «Дело Семенчука» упомянутого уже мной Льва Шейнина, который был не только известным следователем, но и талантливым писателем. Затем я прочёл роман Юрия Рытхэу «Под созвездием Печали». Мне эта история показалась интересной, и я, в то время ещё студент, поехал в Санкт-Петербург и там встретился с Юрием Сергеевичем, с которым был знаком как земляк и лауреат его литературного конкурса. Он радушно принял меня, и мы довольно долго беседовали, а в итоге он подписал мне экземпляр своего романа и сказал: «Я надеюсь, ты когда-нибудь снимешь фильм по этой истории…».
К сожалению, перечитывать подаренный экземпляр книги мне пришлось уже после смерти писателя. Вчитываясь в роман, я увидел яркие, объёмные и в основном негативные образы полярников. В романе это просто отъявленные злодеи и ничтожества, и я точно ощутил стадии созревания конфликта, который закончился гибелью врача. Но мне стало ясно и другое, что сердцевиной романа является пронзительное описание того, «как подло и злобно была убита сама душа чукотского народа». Когда же я подошёл к мысли об экранизации романа и стал разбираться в архивах, то понял, что в этой истории есть и другие грани, о которых можно и нужно говорить. Кроме того, я понял, что не имею права замахнуться на экранизацию работы умершего мастера, так как неизбежно, вольно или невольно, искажу смысл произведения великого писателя.

ВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ И ИДТИ НАВСТРЕЧУ СУДЬБЕ
– Почему в качестве слогана фильма была выбрана фраза «Найди себя на Краю Земли»?
– Главный герой, Николай Жердев, летит из Ленинграда на Чукотку на это странное, непонятное задание. У него одна мысль: запротоколировать случай и поскорее вернуться домой к любимой жене. Но с первого дня становится понятно, что это дело не будет для него «проходным». Жердева мучает вопрос: ограничиться формальным исполнением командировочного задания или разобраться во всём до конца? То есть ему нужно для самого себя определить, он на стороне зла или добра, кто он вообще такой? Найти ответ на этот вопрос у него получается именно на Краю Земли. Этот вариант истории и заинтересовал меня тем, что здесь, на наших глазах, к молодому человеку приходит осознание необходимости понимания своей роли. Так происходит рождение героя.
– Филипп, почему, по вашему мнению, стоит посмотреть фильм?
– Во-первых, в фильме заняты прекрасные актёры – Ярослав Жалнин, Григорий Зельцер, Сергей Цепов, Евгений Редько и другие, которые стали полноценными соавторами фильма. Оператор Александр Тананов показывает красивую, но при этом суровую и жестокую Арктику. А композитор Анатолий Зубков написал прекрасную музыку, которая гармонично соединилась с чукотскими и эскимосскими темами. В результате вся картина дышит Арктикой.
И самое главное, в фильме рассказывается простая и в то же время пронзительная история человека, который решил во что бы то ни стало добиться справедливости, вернуть нормальную жизнь на эту землю. Ведь в жизни каждого есть место подвигу. Самое главное – верить в свои силы и идти навстречу судьбе.
Филипп Абрютин в разговоре с корреспондентом «КС» выразил надежду, что в феврале-марте у него получится привезти свой фильм на Чукотку и встретиться со зрителями на родной земле.