Птицы Чаунской губы
15.09.2023

Ульяна БАБИЙ, Диана СОЛОВЬЁВА ФОТО
gazeta@ks.chukotka.ru
С начала июня до конца августа учёные работали в дельтовой системе рек Чаун – Паляваам – Пучевеем, на полуострове Кыттык и в низовьях реки Апапельгин. Как и несколько последних лет, наблюдения велись в двух лагерях: Чаунском стационаре Института биологических проблем Севера ДВО РАН, расположенном на острове Айопечан в районе южного побережья Чаунской губы, а также в посёлке Апапельгино близ аэропорта Певек.
В гнездовой период
– В дельтовой системе рек Чаун – Паляваам – Пучевеем мониторинг ведётся с 2002 года. Такой продолжительный многолетний ряд данных – один из немногих в Российской Арктике. В этом районе работ проект посвящён изучению сообществ птиц на фоне климатических изменений и воздействия антропогенных факторов, – рассказала руководитель экспедиции ведущий научный сотрудник лаборатории орнитологии Института биологических проблем Севера ДВО РАН кандидат биологических наук Диана Соловьёва. – Второй лагерь находится в 110 км от Чаунского стационара, в окрестностях посёлка Апапельгино. Район работ представляет собой низменную дельту, объединяющую долины трёх малых рек Апапельгин, Эргувеем и Рагтываам. Проект направлен на изучение обыкновенной гаги.
Кроме стационарных лагерей, где собирался материал в гнездовой период до вылупления птенцов (с начала июня до середины июля) учёные провели маршрут по Чаунской губе и выполнили работы по изучению гагар на полуострове Кыттык. Эта локация интересна тем, что здесь обитают все четыре вида гагар. Кроме Восточной Якутии и Западной Чукотки, таких мест в мире больше нет.
– Эта работа, как и часть гнездового мониторинга, велась в рамках договора с Центром морских исследований МГУ, заинтересованным в изучении морских птиц Чаунской губы. Это комплексный проект, который мы только в этом году запустили с этой организацией, – продолжила Диана Соловьёва. – Цели и задачи были определены нашими многолетними приоритетами – это попытка понять, что происходит с гнездящимися птицами, в первую очередь на фоне воздействия климатических факторов. Изучаются численность, гнездовая плотность и другие параметры гнездования (размеры кладки, успех размножения, некоторые демографические аспекты). Всё это нужно для того, чтобы понять основные тренды численности и то, существуют ли какие-то способы положительного воздействия на популяцию для её сохранения.

«Закрывашки» от хищников
В рамках экспедиции есть один любопытный подпроект: вот уже третий год орнитологи используют так называемые закрывашки на гнёзда куликов. Это своеобразные ограждения из сетки, через которые кулик может пройти к гнезду, но ни песец, ни чайка, ни поморник кладку достать не могут. Специалисты отмечают очень высокую эффективность такого достаточно простого метода защиты.
– У нас кулики размножаются практически стопроцентно в этих «закрывашках», тогда как без них, в обычных открытых гнёздах, выживаемость потомства составляет до 50%, – комментирует Диана Соловьёва. – На будущий год будем продолжать эту работу и тогда сделаем окончательные выводы. Пока с нашей точки зрения метод работает. Более того, можно использовать то, что мы называем дезориентацией хищника, – то есть устанавливать фальшивые «закрывашки», чтобы хищник не привыкал, что каждая такая конструкция означает гнездо. Тогда у него не возникает желания все их посещать, и кладки с высокой долей вероятности останутся нетронутыми.
Где гаги зимуют
Учёные обеспокоены продолжающимся снижением численности обыкновенной гаги в Апапельгино. Специалисты утверждают, что, несмотря на необычно высокий для этого вида успех размножения в районе работ, есть негативные тренды численности, которые, возможно, связаны с условиями зимовки. Понять, где расположена зимовка гаг, орнитологам позволит прослеживание маршрутов движения птиц с помощью геолокаторов. В 2022 году датчики были повешены на 10 самок обыкновенной гаги. В этом году три геолокатора сняты и ещё два закреплены дополнительно. Сейчас первостепенная задача для орнитологов – расшифровать полученные треки, чтобы понять, где именно зимуют гаги.
– Также очень низкой остаётся гнездовая плотность очковой гаги, – рассказывает Диана Соловьёва. – Начиная с 2009 года её численность падает неуклонно и сейчас, вероятно, достигла некого критического минимума в дельте Чауна и на этом стабилизировалась. То есть очковые гаги здесь ещё есть, но их мало.
Кроме того, в Чаунской дельте имеет место ещё одна негативная тенденция – исчезновение мелких чаек на гнездовании. Один из символов Арктики – розовая чайка – гнездилась здесь всего раз – в 2003 году, хотя раньше делала это гораздо чаще.
– С 2017 года мы больше не наблюдаем вилохвостую чайку, хотя всегда обследуем все известные нам места, где были колонии этого вида. И с этого года ещё одна потеря – не обнаружено ни одного гнезда полярной крачки на наших модельных участках, что тоже настораживает.



Немного о хорошем
Однако есть и положительные моменты. Изучающие сообщества птиц Чаун-Чукотки орнитологи отметили стабильно высокую плотность гнездования малого лебедя. Он активно заселяет арктические и субарктические просторы, становясь здесь обычным видом. Продолжает расти плотность популяции канадского журавля. Оказалось, что современное потепление воздействует на него так же хорошо, как, вероятно, на белого гуся острова Врангеля. Приятным сюрпризом для орнитологов стала высокая плотность выводков краснокнижной белоклювой гагары на полуострове Кыттык.
– Довольно хорошая численность продолжает сохраняться в Чаунской дельте и у гусей, в том числе в месте строительства нового терминала порта Певек на мысе Наглёйнын (этот объект, о котором неоднократно рассказывала газета, необходим для транспортного и энергетического обеспечения строящегося на месторождении Песчанка крупного горнодобывающего предприятия. – Прим. «КС»). – Мы провели тотальный учёт и по реке, и по морской акватории. И гуси, и гаги там есть, хотя активные работы уже начаты. Мы будем вести наблюдения и мониторинг в этом районе, чтобы понять, как строительство и дальнейшее функционирование этого объекта повлияет на птиц и в районах, примыкающих к порту, и в акватории Чаунской губы.
Айопечан – похожий на Айон. На Чаун-Чукотке орнитологи ежегодно работают с 2002 года. Основной их базой долгие годы остаётся стационар на острове Айопечан, расположенном у южного побережья Чаунской губы в 13 км от села Рыткучи. Его название переводится с чукотского языка как «похожий на Айон». Рельеф острова плоский, максимальная высота составляет здесь 9 м над уровнем моря. Территория Айопечана изобилует множеством мелких озёр и заболочена, что делает эту местность привлекательной для перелётных птиц, которые в изобилии гнездятся на острове и выводят потомство. В 2021 году орнитологи основали ещё один полевой лагерь на Чаун-Чукотке, который находится в ныне закрытом селе Апапельгино у аэропорта Певек. В целом Чаунская низменность считается очень благоприятным местом для изучения пернатых. По данным учёных, здесь насчитывается около 100 видов перелётных птиц.